КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послесловие. Вопросы для размышления и дискуссии
Вопросы для размышления и дискуссии 1.В чем прогнозируется специфика объективных условий и субъективного фактора XXI века, определяющих государственное управление? 2.Каковы новые возможности общества и государственного управления в нем? 3. Дайте характеристику «опережающего состояния» государственного управления. 4. Раскройте структуру и содержание элементов процесса совершенствования государственного управления.
Когда в курсе лекций изложен столь обширный материал, вроде бы и ни к чему послесловие, в каждой теме и ее конкретных сюжетах была сделана попытка представить все, по крайней мере, основное, относящееся к их теоретическому описанию. И все же хочется в завершение сказать несколько обыкновенных (не из научного аппарата) душевных слов, объясняющих в какой-то мере смысл моего подхода и моих рассуждений в области государственного управления. Многие из прочитавших мою книгу наверняка подумают, что уж слишком у нее сложное содержание, к тому же выраженное в труднопостижимых понятиях и терминах. Вот, скажут, намудрствовал автор. Должен откровенно признаться, что я в жизни стремлюсь к ясности, точности, четким мыслям и действиям, организованности и дисциплине, считаю, что порядок есть обогащение и продление частной и общественной жизни. Однако когда входишь в систему общественных зависимостей, то встречаешь здесь усложнение, опосредование, абстрагирование. Смотришь вокруг: все возмущаются, ропщут, критикуют, недовольны, а положение дел — ни с места. Сделаешь исторический экскурс: и в далеком и в близком прошлом — тоже недовольства, возмущения, люди идут на реформы, революции, восстания, забастовки и т.п., но проходит время — и опять все возвращается на круги своя. Видимо, общественная жизнь намного сложнее частной, хотя, как каждый знает по своему опыту, и в последней разобраться трудно. Еще древние римляне поняли, что нельзя приватизировать общественную жизнь, и отделили частное право от публичного, гражданско-правовые отношения от государственно-правовых. В частной жизни многое (но не все) зависит от самого человека, в общественной — от всех вместе. И чем больше людей в обществе, чем оно крупнее (многолюднее), тем более сложные, многообразные отношения между ними. Описание таких отношений требует обобщения, классификации и систематизации, использования особого языка — научных понятий и терминов. Не всегда удается подыскать или «изобрести» нужные слова, способные адекватно отражать соответствующие общественные явления, отношения и процессы. Есть проблемы перевода научных понятий и терминов с одного языка на другой, их интерпретации (уяснения смысла) и соотнесения с обыденным, «традиционным» национальным языком. Поэтому сложность научного мышления есть неизбежность, вызванная объективными свойствами общественной жизнедеятельности людей. Надо понимать это и работать над усвоением современного научного языка. И еще одно замечание — напутствие: в государственном управлении как научном знании, историческом опыте и повседневной практике нет и не может быть простых явлений, отношений и процессов, легких решений и способов их реализации. Все — исключительно сложно и в перспективе будет еще сложнее. Управлять множеством людей всегда было сложно, и лишь немногим (имена их остались в истории) удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Талант, интуиция рождают, конечно, предпосылки, но как алмаз еще не бриллиант, так и предпосылки еще не объективный результат. Только упорный труд над собой, помощь и поддержка других людей, постоянная учеба, преодоление «шипов» познания позволяют человеку взойти на уровень, с которого он вправе управлять общественными процессами. Тот, кто хочет идти по этой стезе, должен заранее осознавать, что его ждет и что от него потребуется. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных. Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Но реально управлять способен лишь очень талантливый, опытный, многогранно обученный и добросовестный человек. Поэтому не удивляйтесь, если вокруг много «управляющих», но нет самого управления. И цените и уважайте тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий. В курсе лекций дан весьма ограниченный объем управленческого знания методологического характера, скорее, показаны основные подходы и направления в научной разработке такого знания. Российским ученым предстоит большая (и сложная!) работа по раскрытию государственного управления по линии как фундаментальных исследований, так и прикладных, доведенных до каждой конкретной «ячейки» управления. Нужно идти по этому пути, добывать знания, использовать их, поднимать эффективность государственного управления в Российской Федерации. Иного не дано! В конце своего курса хочу сказать: я сделал все, что мог, пусть придут другие и сделают лучше. Октябрь 1994 — август 1995 г. Москва — д. Костино Владимирской области
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |