Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 – Международное движение товаров

Мировой рынок (МР) укрупнено сегментируется следующим образом:

1) МР товаров (МРТ);

2) МР услуг (МРУ);

3) МР капитала (МРК);

4) МР рабочей силы (МРРС);

5) МР информации и технологий (МРИТ), и другие формы научно – технического сотрудничества.

Развитие МР характеризуется статическими показателями:

- динамика общего объема мирового экспорта;

- товарная структура мирового экспорта;

- динамика цен на товары и услуги;

- изменение доли отдельных регионов и стран в мировой торговле;

- изменение форм мировой торговли;

- динамика внешнеторговых стратегии стран и монополий

Выделяют 3 укрупненные группы: структурно-стабилизирующие, структурно-регрессирующие, структурно-прогрессирующие.

1) Структурно-стабилизирующие – экспорт топлива и текстиля.

На лицо стабильность удельного веса топлива (7–8%) в мировом экспорте. Любое потребление товаров с физической точки зрения – это энергетическое взаимодействие продукта потребления и потребляемого субъекта. Во многих случаях характер этого взаимодействия опосредован. Поэтому полезность товаров в общем пропорциональна энергетическому потенциалу, используемому для ее производства. В статистике всех товаров, в том числе экспортируемых, затраты на энергию (топливо) должны быть всегда примерно одинаковы.

Удельный вес текстильных изделий может претерпевать некоторые изменения, но в целом остается стабильным. Эта стабильность означает, что абсолютные объемы его производства и экспорта возрастают быстрее, чем НД и ВВП в отдельных странах. Это объясняется специально организованным ускорением сроков обновления моды (особенно женской). Искусственное сокращение срока службы моделей одежды, обуви ведущими модельерами приводит к новым волнам ажиотажа в торговле одеждой. Модельеры стремятся использовать сложные по структуре дорогие ткани. В результате спрос на текстиль растет быстрее, чем население. Реализация такой тенденции способствует и повышение среднего душевого дохода в странах западной Европы, США, Китая.

2) Структурно-регрессирующая – продовольствие и сырье.

Удельный вес продовольствия уменьшился в 3,5 раза, несмотря на то, что абсолютный объем экспорта повысился в 10 раз. Это объясняется факторами:

- достижение уровня насыщения потребности в продуктах питания в странах Западной Европы, США, Канады. По достижении 100% уровня удовлетворения в питании происходят только структурные изменения в пользу высоко качественной витаминизированной пищи;

- повышение уровня самообеспеченности продовольствием развивающихся стран за счет прогресса агротехники, кормления скота.

Но совершенно отказаться от импорта и экспорта продовольствия не возможно. В мире сохраняется не равномерность природных условий для производства продовольствия. Минимальные объемы экспорта продовольствия будут сохраняться (3–5%). Некоторое увеличение экспорта продовольствия связано со стихийными бедствиями и с катастрофами сельского хозяйства отдельных стран.

Более выраженный регресс характерен для удельного веса сырья с 30% до 4% в мировом экспорте за последние 10 лет. Такая динамика следствие улучшения сырья, повышения степени его обработки в результате НТП. Совершенствование технологии приводит к снижению удельного расхода сырья на единицу готовой продукции до теоретически обусловленного минимума. За 60 лет удельный расход кокса и железной руды на одну тонну стали снизился в 2,5 и 3,5 раза. Комплексное использование сырья с прогрессом технологии приводит к увеличению выхода готового продукта на единицу исходного сырья. В результате относительная потребность в сырье понижается.

Снижению удельного веса сырья в мировом экспорте способствует резкий поворот в политике развитых стран по территориальному размещению отдельных стадий производства продукций. Начиная с конца 60-х страны Западной Европы, США, Канады осуществляют последовательный перенос наиболее энергоемких, материалоемких стадий производства в развивающиеся страны. Это обеспечивает им огромную экономию общественного труда и решает задачи:

§ устранение необходимости в перевозке сырья из развивающихся стран;

§ отпадает надобность транспортировки топлива для переработки этого сырья;

§ осуществление стадии первичной обработки сырья в странах добычи снижает затраты на полуфабрикаты в виду меньшей стоимости рабочей силы и меньших затрат на управление;

§ все токсичные отходы остаются в странах добычи этого сырья;

§ право использовать пропагандистский тезис о том, что они содействуют индустриализации развивающихся стран.

При этом заключительные стадии обработки сырьевых материалов остались размещенными в развитых странах, в их распоряжении оказывалась более дорогая готовая продукция высокой степени обработки.

3) Структурно-прогрессирующая – химические товары, готовая продукция

Медленно, но верно повышается удельный вес в мировом экспорте химических товаров, которые в настоящее время составляют 10% мирового экспорта. Химизация одно из важных направлений НТП. Продукция химической промышленности насчитывает миллионы наименований. Ни одна страна не в состоянии полностью обеспечить себя всей номенклатурой веществ, отсюда неизбежно увеличение удельного веса химической продукции в экспорте.

Особенность оборота химической продукции в том, что большая ее часть потребляется внутри самой химической промышленности, поэтому ее продуктами в основном торгуют между собой развитые страны. Около 70% всего внешнеторгового оборота продукции химической промышленности приходится на взаимную торговлю США, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Японии.

Важной тенденций изменения товарной структуры мирового экспорта является неуклонное увеличение доли готовой продукции в мировом экспорте. Эта группа занимает более ¾ мирового экспорта и является структурно-определяющей в силу следующих причин:

- в отличие от продовольствия или топлива не имеет пределов потребностей;

- по мере возрастания конструктивной сложности, рост качества продукции.

Внутри товарной группы готовой продукции наиболее динамично увеличивается удельный вес машинно-технической продукции (>50%). Особенно бурно этот процесс протекает с 50-х годов. Возникли новые отрасли, техники и технологии – автоматика, робототехника, биотехнология, новейшие виды бытовой техники, автомобилизация, развитие жилищного хозяйства со сложными инженерными системами. Все это связано с проектированием и производством большого количества разнообразных машин, приборов и оборудования. Развитие торговли машинами повлияло не только на абсолютные размеры и структуру мирового экспорта, но и на формы этой торговли.

Если до начала 70-х годов большая часть товаров продавались в мире в рамках свободной торговли на основе контрактов купли – продажи, то с 70-х годов преобладающий объем торговли приходился на кооперированные поставки, когда фирмы отдельных стран поставляют друг другу продукцию в рамках долгосрочных отчислений по специализации и по кооперированию производства. Такая форма торговли отличается от традиционной; она предполагает заблаговременное согласование технологических параметров изделий, объема их выпуска и времени поставки вплоть до разработки суточных графиков.

Переход к такой форме торговли продиктован конструктивными особенностями машинно-технического оборудования и в первую очередь большим количеством деталей, узлов, агрегатов. Ни одна страна не в состоянии организовать собственное производство такой номенклатуры деталей, отдельные страны вынуждены вступать в международную кооперацию при совместном изготовлении сложной продукции.

Главное правило, вытекающее из анализа динамики товарной структуры экспорта, это то что на МР наибольший эффект приносит реализация наукоемкой, высокотехнической продукции, высокой степени обработки.

Международная торговля знает два метода:

1) Прямая торговля – непосредственные отношения между потребителем товара в одной стране и покупателем в другой. Продавец выступает в качестве экспортера, а потребитель в качестве импортера. Экспортер сам, минуя посредников, находит импортера, устанавливает с ним контакт, ведет переговоры, заключает контракт и сам выполняет все обязательства возложенные на него контрактом.

2) Косвенная торговля – экспортер устанавливает связь с покупателем через посредников: как физических, так и юридических лиц. Торговля через посредников связана с риском их недобросовестности или неплатежеспособности.

Прямой метод позволяет экспортеру контролировать определенный сегмент рынка, учитывать запросы покупателя в отношении технических характеристик товара, получать большую прибыль за счет экономии на выплате комиссионных посредникам. Недостаток этого метода в том, что экспортер вынужден создавать свою внешнеэкономическую службу, содержать своих внешнеторговых представителей в странах с наибольшей концентрацией покупателей, что не всегда целесообразно для фирм среднего размера, не имеющих опыта работы с зарубежными партнерами. В этих случаях, создание внешнеэкономической службы при отсутствии опытных сотрудников сильно повысит издержки обращения, но не дает гарантии успешного проведения операции.

Прямой метод выгоден при заключении контрактов:

- на экспорт сложной машинно-технической продукции, которая должна удовлетворять индивидуальным требованиям импортера и поэтому здесь необходимо прямое взаимодействие технических и коммерческих специалистов экспортера и импортера;

- на сооружение крупных промышленных объектов;

- на долгосрочную поставку крупных партий сырья и продовольствия;

- на поставку крупносерийного, технологического оборудования, больших партий тканей, обуви, одежды.

Посредничество в некоторых случаях позволяет снизить издержки обращения и ускорить заключение, исполнение сделки за счет:

1) использования опыта и информации посредника о состоянии рынка;

2) более качественного проведения рекламной компании;

3) более быстрого нахождения покупателя и юридически грамотного оформления документации.

Выбор того или иного метода торговли зависит от рода товара, масштабов сделки, долгосрочности связей, характера спроса. Если потребителями продукции экспортера выступают многие мелкие фирмы и отдельные физические лица, то экспортер не в состоянии установить прямую связь с каждым из них, поэтому торговля продовольствия, потребительских товаров осуществляется большей частью через посредников, а машины и оборудование путем прямой торговли.

Общая тенденция заключается в постепенном повышении удельного веса косвенной торговли. Это связано с тем, что выполнение отдельных процедур (транспортных, страховых, таможенных, банковских) все более специализируется и становится не под силу самим экспортерам и импортерам.

Посредники берут на себя многие функции по соглашению с экспортером или импортером товара: изучение рынков, законодательства стран импортеров или экспортеров, реклама, поиск партнера, подготовка документации, переговоры с потенциальным партнером, получение лицензий, сертификация товара, транспортировка, экспедирование и страхование грузов, таможенное оформление, осуществление платежей.

Все эти функции может взять на себя или один посредник или несколько. С каждым из них заключается агентское соглашение.

Классификация посредников производится по объему предоставленных им полномочий: агенты, брокеры (маклеры), комиссионеры, агенты поверенные, дилеры.

Агенты (представители) не имеют право заключать каких-либо контрактов от имени и за счет заказчика. Агент представитель действует на основании агентского соглашения с экспортером или импортером. В его обязанности входит: изучение рынка определенного товара, особенностей спроса; анализ деятельности фирм конкурентов; изучение законодательства страны потенциального партнера по сделке; распространение рекламных материалов; установление контактов и ведение переговоров с партнером. Выполнив эти обязанности, агент представитель получает по условиям агентского соглашения комиссионное вознаграждение (от 0,5 до 1,5% стоимости будущей сделки).

Брокеры – это агенты, занятые непосредственной организацией встречи экспортера и импортера для подписания контракта. Правовой статус брокеров различен. В некоторых странах они не имеют право заключать контракт, а в других (Франции, США) имеют такое право. Функции: заключает соглашение с клиентом одной страны, которая поручает ему заключить контракт с партнером на покупку и продажу; находит партнера и в зависимости от условий соглашения сам заключает контракт за счет заказчика или сводит заказчика с зарубежным партнером.

Комиссионер – агент, имеющий право заключать контракт от своего имени, но за счет заказчика (комитента). Комиссионер действует на основе полномочий, предоставленных ему комиссионным соглашением с экспортером или импортером. В договоре фиксируется: предмет договора (оказание комиссионных услуг); наименование поставляемого товара; количество и качество товара; минимальная цена товара при экспорте и максимальная при импорте; срок поставки; ответственность комиссионера; размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения.

По договору простой комиссии комиссионер только лишь заключает контракт с партнером и не имеет ответственности за возможную неплатежеспособность иностранного партнера своего комитента. Товар следует непосредственно от экспортера к импортеру, минуя комиссионера. Услуги такого рода оплачиваются по меньшей ставке комиссионных. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается по соглашению сторон и зависит от стоимости контракта и от заинтересованности комитента в скорейшем заключении контракта.

Договор простой комиссии не вполне устраивает комитента, поэтому, чтобы оградить себя от риска неплатежеспособности иностранного партнера, комитент чаще настаивает на заключении договора «дель–кредер», который предусматривает материальную ответственность комиссионера перед комитентом за возможную неплатежеспособность иностранного партнера. В этом случае в доверенности присутствует пункт, в котором записывается обязательство комиссионера взять на себя возмещение комитенту убытка от неплатежеспособности иностранного партнера. Это обязательство повышает риск для комиссионера, и поэтому размер комиссионных выше, чем по договору простой комиссии.

Разновидностью комиссии является консигнация. По договору консигнации комиссионер обязуется не только заключить контракт с иностранным партнером комитента, но и берет товар для реализации на свой склад с ответственностью за его сохранность. Комиссионер (консигнатор) реализует товар комитента иностранному партнеру и перечисляет платежи за товар, поступившие на его расчетный счет от иностранного партнера, комитенту, оставляя себе обусловленную договором, часть экспортной выручки (до 5-10% от стоимости контракта).

Возможны разные варианты консигнационного договора:

ü возвратной консигнации – консигнатор вправе возвратить комитенту не распроданную к установленному договором сроку часть экспортной продукции.

ü частично возвратной консигнации – консигнатор имеет право возвратить только определенную часть не распроданной продукции.

ü безвозвратной консигнации – консигнатор лишается права возврата не распроданной продукции и оплачивает ее из своих средств.

Агенты поверенные по агентскому соглашению с экспортером или импортером получают право заключения международных контрактов не только за счет, но и от имени своих заказчиков. Это высшая степень доверия, которая сопряжена с риском для экспортера или импортера в случае недобросовестного агента. Подобные соглашения заключаются только с агентами безупречной репутации. Агент поверенный получает большую свободу в его поездках по зарубежным странам в поисках контракта для своего партнера. Его полномочия позволяют без лишних согласований оперативно решать вопросы по заключению контракта

Дилеры (дистрибьюторы) по классификации посредников относятся к купцам, т.е. это юридические или физические лица, заключающие с производителем товара договор на поставку или покупку продукции от своего имени и за свой счет. Они избавляют производителей товара одной страны от необходимости прямых контактов с потребителями другой страны. Купцы приобретают товар, оплачивают его стоимость, а затем перепродают зарубежному покупателю. По существу для экспортера данной страны эта операция – внутренняя торговля и экспортером он выступает косвенно через купца.

Аукцион – это метод посреднической торговли товарами со строго индивидуальными потребительскими свойствами, основанный на гласной конкуренции покупателей. Аукционы специализированны по видам товаров: пушные (Монреаль, Лондон), по продаже редких сортов чая (Калькутта, Коломбо, Лондон, Амстердам, Гамбург), табака, пряностей, вин, некоторых сортов шерсти, по торговле цветами и декоративными растениями, экзотическими животными, лошадьми (Калифорния, Лондон, Довль, Москва - Крылатское), антиквариатом и произведениями искусства (Сотби). Сеть аукционов очень устойчива.

Аукционы проводятся специальными брокерскими компаниями, которые арендуют у администрации аукциона помещения, склады, залы технические средства для подготовки и проведения торга. Соглашения брокерских фирм с владельцами товара определяет его наименование, количество, минимальную цену, условия платежа, условия ведения аукционного торга, размер комиссионных с владельца и покупателя. В ценовой пошлине организаторы аукциона должны строго следовать указаниям владельца, т.е. цена должна быть не меньше указанной.

Аукцион проводится в несколько стадий:

1) Подготовительная для упорядочивания последовательности выставления товара на торг: сортировка товара, формирование лотов и стрингов, отбор образцов. Однородные по качеству единицы объединяются экспертами аукциона в партии по 5-6 штук – лот. Несколько сходных лотов – стринги.

Затем составляются и издаются каталоги товаров и приложения к ним. В приложении дается описание приема проведения аукциона, дата предварительного осмотра образцов, условия оплат услуг аукциона и стоимости товара, условия его хранения, сроки поставки, форма расчетов. В итоге, проводится рекламная компания, как в СМИ, так и рассылкой каталогов и предложений крупным фирмам.

2) Осмотр товара – представляются образцы из каждого лота или стринга. По его результатам покупатель формирует представление о качестве товара. После осмотра претензии на плохое качество от покупателей не принимаются.

3) Аукционный торг – проводится в специальном зале. Торг ведет аукционист и несколько ассистентов, которые призваны следить за настроением покупателей.

Две разновидности техники торга:

- повышение цены – аукционист объявляет номер лота и начальную цену. Покупатель имеет право заявить о возможном увеличении цены на обусловленную величину. Если лот не вызывал интереса, то он может быть снят с торга.

- на понижение цены ­­– аукционист, объявив номер лота, назначает высокую исходящую цену, заведомо удовлетворяющую продавца. Если в течение некоторого времени таких желающих нет, аукционист снижает исходную цену на определенную величину. Покупателем становится тот, кто первым согласится с объявленной ценой. Этот счет оплачивается немедленно.

Остальная основная сумма равная стоимости приобретенного товара, уплачивается обычно с безотзывного подтвержденного аккредитива, который немедленно открывается покупателем в пользу аукционной комиссии. Оплата с этого аккредитива должна быть проведена в срок не более 3-х недель. В противном случае, аукционная компания аннулирует контракт. Получив деньги аукционная компания производит расчет с владельцем товара, оставляя себе из суммы, внесенной покупателем на ее счет, комиссионные вознаграждение, размер которого заранее определен в согласии с владельцем товара.

Еще один метод косвенной торговли, путем проведения конкурса продавцов или услуг по заранее обусловленным правилам, изложенным в специальном документе – тендере. Международный торг проводится и государственными и частными компаниями, обычно при осуществлении крупных инвестиционных проектов. В стремлении повысить технологический уровень проекта и снизить его стоимость государство или фирма покупатель ставит в конкурентные условия продавцов товаров и услуг. Такое практикуется, если несколько крупных фирм производителей в состоянии предложить разные варианты технологических решений. Эффект для покупателя проистекает из возможности выбора передового технологического решения с приемлемыми затратами услуг.

Для осуществления международного торга фирма – покупатель образует тендерный комитет в составе крупных технологических и коммерческих экспертов (специалисты как данной фирмы, научные учреждения). Тендерный комитет разрабатывает подробные технологические и коммерческие условия в тендере-проформе (предварительный вариант будущего контракта с самыми общими условиями), которым должны удовлетворять предложения продавцов конкурентов. Экземпляры тендера-проформы направляются в виде свободных афер потенциальным продавцам. Вместе с тендером-проформой продавцам рассылаются бланк-заказ на участие в конкурсе.

Бланк-заказ заполняется фирмой и направляется в адрес устроителя торга вместе с чеком на сумму так называемого залога серьезности намерений (1-2% стоимости контракта). Тендерный комитет обобщает содержание бланк-заказов и допускает к участию в заключительной стадии торга тех конкурентов, чьи предложения представляют наибольший интерес. Участники торга извещаются об этом и о дате проведения. Торг проводится в форме защиты представляемых проектов представителями фирм конкурентов перед тендерной комиссией, которая выясняет все интересующие ее технические и коммерческие подробности и после защиты подводит итог, т.е. дает сравнительную оценку представленным проектам и выбирает из них наиболее приемлемый для фирмы – покупателя. Фирма – победитель должна внести еще один залог (до15% стоимости контракта).

Тема 2 – Мировой рынок услуг

На рубеже 20-21вв исключительно быстро развиваются но­вые формы МЭО, и, прежде всего, международная торговля услуга­ми, на долю которой приходится 30% всего объема международ­ных связей. Из истории развития услуг известно, что первыми крупны­ми экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тыс. лет назад занимались морской перевозкой товаров. При этом различают услуги (рис. 1):

- основные – обособленные от купли-продажи товаров, когда предметом сделки является услуга как самостоятельный объект;

- сопутствующие (логистические) – сделки по предо­ставлению услуг, необходимых для обеспечения продвижения товара от продавца к покупателю.

 
 

 

 


Рисунок 1 – Виды услуг во внешнеэкономической деятельности

 

МРУ – специфическая фор­ма международных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Многие услуги, поступающие в международный оборот, включаются в экспорт-импорт товаров, причем стоимость услуг составляет значительную долю стоимости товара.

Услуга – трудовая целесообразная деятельность, которую одна сторона может предложить другой. Результаты этой деятельности не воплощаются в материальном продукте, а выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности, как всего обще­ства, так и отдельного человека.

Услуги характеризуются 4 особенностями:

§ неосязаемость (невозможно увидеть, попробовать, услышать до приобретения);

§ неотделимость от источника: человека или машины (услуги врача, гувернантки, сантехника, архитектора неотделимы от человека, а услуга по мойке автомобиля неотделима от установки для мойки);

§ непостоянство качества (колеблется в зависимости от поставщиков, а также от времени оказания услуги, места и т.д.);

§ несохраняемость (услугу невозможно хранить);

§ производятся и по­требляются одновременно.

Услуги крайне разнообразны как по форме, так и по содержа­нию; услуги не образуют единого рынка и не имеют общих черт. В основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Число видов услуг во внешней торговле по классификации ВТО превышает 600. Все услуги подразделяются на 12 секторов:

1) услуги для бизнеса (рекламные, консалтинг, страхование);

2) строительные услуги (строительство объектов за рубежом);

3) информационные (почтовые, курьерские, телекоммуникационные, видеотелефон, телеграф, электронная почта);

4) дистрибуционные (торговые агенты, маркетинг, розничная и оп­товая торговля, франчайзинг);

5) транспортные (международная перевозка пассажиров и грузов);

6) финансовые (банковские и страховые сделки, факторинг, форфейтинг, трастовые операции, операции с ценными бумагами, обмен валют, брокерские услуги);

7) образовательные услуги;

8) услуги здравоохранения;

9) туристические услуги;

10) рекреационные (связанные с проведением отдыха, восстановлением здоровья);

11) услуги по охране окружающей среды;

12) прочие услуги.

Все многообразие услуг можно объединить в 3 блока:

§ услуги, связанные с инвестициями (финансовые, банковские, туристические, профессиональные);

§ услуги, связанные с торговлей (сопровождение грузов, транспорт­ные услуги, хранение груза, страхование и др.);

§ услуги, связанные и с торговлей и с инвестициями (услуги связи,
инженерно-консультационные, информационные, культурные, бизнес-услуги и др.).

Выделяют 4 способа международной торговли услугами:

1) трансграничная – покупатель и продавец услуги не перемеща­ются через границу, а перемещается услуга (например, юридиче­ская консультация по телефону);

2) потребление услуги за границей, т.е. потребитель услуги пересе­кает границу (например, учеба, лечение);

3) потребление и предоставление услуги происходит в одной стра­не, т.е. услуга и ее потребитель границу не пересекают;

4) присутствие лиц, предоставляющих услугу (например, приезд иностранного специалиста для выполнения конкретной работы).

Аренда – договор о предоставлении од­ной стороной – арендодателем другой стороне – арендатору имущества в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. За арендодателем со­храняется право собственности на сданное внаем имущество, арендатор же имеет право на его использование и становит­ся собственником лишь в тех случаях, когда арендный дого­вор содержит условие о возможном выкупе имущества арен­датором. В международной практике различают следующие формы аренды в зависимости от ее сроков:

- рейтинг – краткосрочная;

- хайринг – среднесрочная;

- долгосрочная аренда в основном представлена в виде ли­зинга.

Предметами контракта на рейтинг обычно бывают транс­портные средства, туристические и спортивные товары крат­косрочного пользования. Контракты такого рода обязывают арендодателей осуществлять страхование и техническое об­служивание предметов аренды.

Предметом контракта на хайринг являются транспортные средства, дорожно-строительные и сельскохозяйственные ма­шины, монтажное оборудование. Страхование и техническое обслуживание в зависимости от договоренности осуществля­ют арендодатели или арендаторы.

Предметом лизинга могут быть: конторское оборудование, строительно-монтажные комплексы, технологические системы, промышленные предприятия, транспортное оборудование. Ли­зинговые операции считаются в деловых кругах новым перс­пективным видом финансирования. При получении объекта в пользование лизингополучатель принимает на себя обязанно­сти, связанные с правом собственности (риск случайной ги­бели, техническое обслуживание, ремонт), а лизингодатель остается владельцем объекта лизинговой сделки.

Невозможность использовать объект из-за его порчи или гибели не освобождает лизингополучателя от обязанности погашать долг. Подобное распределение рисков отличается от сделок при аренде и является обоснованным, так как лизин­годатель, как правило, приобретает объект лизинга по просьбе и в интересах лизингополучателя. Кроме того, такое распре­деление расходов и ответственности выступает эффективной гарантией соблюдения всех правил и инструкций по тщатель­ному уходу за объектом со стороны лизингополучателя.

Аудиторские услуги – это деятельность, связанная с под­готовкой заключения о финансовом положении организации, фирмы, правильности ведения бухгалтерского учета и состав­ления балансов в соответствии с законодательством. В про­цессе аудиторской проверки организация должна обеспечивать надлежащие условия для выполнения договора, предоставлять аудиторам все необходимые документы и сообщать обо всех обстоятельствах деятельности организации, которые могут иметь значение для проверки. При этом аудитор не несет от­ветственности за достоверность предоставляемых материалов. Датой окончания работ считается дата представления соответ­ствующего заключения по итогам аудиторской проверки, после чего уплачивается согласованное и указанное в договоре вознаграждение.

Факторинг – это комиссионно-посред­ническая деятельность, связанная с переуступкой банку кли­ентом-поставщиком неоплаченных счетов-фактур за поставлен­ные товары или оказанные услуги и права получения платежа по ним. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана решать проблему рисков и сроков платежей между поставщиками и покупателями и при­давать этим отношениям большую устойчивость. Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% стоимости счета-фактуры, а затем 10-20% после того, как будет погашена вся сумма долга покупателем. За эти операции компания-фактор взимает комиссию в размере около 3% плюс ежемесячный процент за аванс.

Форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием денеж­ных средств посредством перепродажи приобретенных прав на товары и услуги.

Трастовые операции – операции банков и других финан­совых институтов по управлению имуществом и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах доверенного лица.

Международный туризм делится на три основных вида: научный, деловой и развлекательные поездки (рекреационный туризм). На долю последнего приходится почти 70% всех ту­ристических поездок. Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путевок и ту­ров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услуга­ми. С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурно-массовых мероприятий: выставки изоб­разительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях, продажа фильмов, аудио- и видеокассет.

В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудова­ния резко вырос и обмен соответствующими услугами: деловыми, научно-техническими, производственными, коммерческими, банков­скими (банкомат), интернет. Активная торговля машинами и оборудо­ванием породила и ряд новых услуг, таких как инжиниринг, консал­тинг, эккаутинг, космические услуги, компьютерные услуги.

Инжиниринг – комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера по составлению технических заданий, проектированию и строительству объектов, монтажу оборудования и введению его в рабочий режим. Применяется при реали­зации различных объектов, но наиболее широкое распространение инжиниринг получил в проектах капитального строительства. Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта называется комплексным инжинирингом.

К числу консалтинговых услуг относятся: международные семина­ры, конференции, встречи с зарубежными учеными, специалистами, обучение правилам и приемам коммерческой деятельности, консультации по коммерческим вопросам, поиск партнеров по различным видам сотрудничества и др. Консультационно-посреднической деятельностью занимаются институты экономического профиля, совместные предприятия, коммерческие школы, консалтинговые фирмы.

Эккаутинг – сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом различных видов финансовой информации. Такая информация позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, принимать решение о целесообразности ведения дел с ним.

Космические услуги – вывод объектов на околоземную орбиту, картографическая и геодезическая съемка, проведение исследований в космосе, космический туризм.

На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран мира (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Бельгия, Нидерланды, Италия), на которые приходится 75% мирового экспорта и более 50% импорта услуг. Доля стран СНГ в экспорте услуг составляет 3,5%, импорте – 2,9% услуг.

В настоящее время действующая система регулирования МРУ функционирует в разных формах и на нескольких уровнях. Сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, в том числе Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) в рамках ВТО.

Существуют специализированные межправительственные органи­зации под эгидой ООН, которые сосредоточены на регулировании услуг и торговли ими в рамках отдельных отраслей: Коми­тет по внутреннему транспорту, Межправительственная Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная туристическая организация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2 – Основные макроэкономические показатели экономического роста | Тема 3 – Теории международной торговли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.