КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5 – Международный рынок и движение капитала
Рынок, на котором граждане разных стран ведут торговлю активами (валютные банковские депозиты, акции и облигации), называется международным рынком капитала (МРК). Субъектами МРК являются коммерческие банки, фирмы, небанковские финансовые организации, центральные банки, правительство, региональные и местные органы власти. Международные потоки капитала можно классифицировать: 1. В зависимости от источника происхождения: § государственный капитал (гос. займы, ссуды, гос. ценные бумаги); § частный капитал (акции, облигации, патенты и авторские права, кредитные векселя); § капитал международных валютно-кредитных и финансовых организаций. 2. В зависимости от целей капиталовложения: § прямые инвестиции (открытие собственных предприятий, филиалов и дочерних компаний, организация совместных предприятий, покупка предприятия, его кредитование или приобретение контрольного пакета акций; кроме того, в качестве вклада в предприятие может выступать торговая марка, новая технология, патент и т.д.) § портфельные инвестиции (кредитование или приобретение акций и корпоративных облигаций в зарубежном предприятии, которое не является подконтрольным инвестору, а дают лишь право на доход в виде дивидендов или процентов на вложенный капитал); § оказание экономической помощи: бесплатно или в виде льготных кредитов, 3. В зависимости от сроков капиталовложений: краткосрочные вложения (на срок до 3 месяцев); среднесрочные (от 3 месяцев до 1 года); долгосрочные (свыше 1 года). 4. В зависимости от характера использования: § предпринимательские капиталы (вкладываются в производство); § ссудные капиталы (предоставление займов и открытие банковских депозитов для получения процента на вложенный капитал). 5. В зависимости от формы предоставления капитала: товарный и денежный. 6. В зависимости от целевого назначения: § связанные, предоставляются на конкретные цели или под конкретные проекты. § Финансовые, не имеют строго установленного целевого назначения. Международная миграция капитала (ММК) представляет собой движение капитала между странами, приносящее их собственникам доход. Вплоть до конца 19 века можно было говорить о вывозе капитала в колонии. С конца 19 века и до второй половины 20 века процесс вывоза капитала стал приобретать более широкие масштабы и определялся прибыльностью вложений. Наконец, со второй половины 20 века наступает этап миграции капитала, для которого характерно встречная ММК (капитал может перемещаться как из какой-либо страны, так и одновременно в эту страну). Объективной основой миграции капитала является возможность получения более высокого дохода за рубежом. Критерием ММК является соотношение дохода и риска на вложенный капитал. ММК оказывает влияние на мировую экономику: § помогает странам-реципиентам (получателям) развивать национальное хозяйство; § позволяет углублять МРТ, специализацию производства и в конечном итоге приводит к снижению мировых цен и повышению уровня жизни людей; § способствует развитию международной торговли. Субъекты международной торговли преследуют цели для вывоза капитала: 1) получение прибыли; 2) наличие в странах-реципиентах более дешевого сырья и рабочей силы; 3) более низкие экологические стандарты в стране-реципиенте, чем в стране-доноре; 4) создание совместных ТНК позволяет проникнуть на рынки стран, устанавливающих высокие импортные пошлины на ввоз товаров; 5) иностранный инвестор хочет диверсифицировать активы (принцип «не клади все яйца в одну корзину»), чтобы уменьшить риск их потери. На выбор страны инвестирования влияют: уровень доходности капиталовложений, уровень экономических рисков, наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего относительно низкий уровень налогообложения, криминализации экономики, законодательно закрепленные права инвестора на свободное перемещение капитала, стабильную экономическую и политическую ситуацию в стране-реципиенте. ММК осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал представлен прямыми и портфельными инвестициями. Прямые зарубежные инвестиции часто рассматриваются и как способ ухода от налогов, т.е. капитал перемещается из стран с относительно высоким уровнем налогообложения в страны с относительно низким уровнем налогообложения. На движение портфельных инвестиций существенное влияние оказывает разница реальных процентных ставок (номинальная ставка минус годовой уровень инфляции) внутри страны внутри и вне страны. Согласно теории Фишера, капитал будет перемещаться (при прочих равных условиях) из стран с менее высокой реальной процентной ставкой в страну с более высокой реальной процентной ставкой. Международное движение ссудного капитала в кредитной форме происходит на мировом кредитном рынке капиталов. Международный кредит – это ссуда в денежной (реже, товарной) форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику другой страны на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Если финансовая мощь страны достаточно велика, то она влияет на уровень процента на международном рынке ссудного капитала. Ограничивая предложение ссудного капитала, крупная страна может вынудить зарубежных заемщиков платить более высокие проценты. Страна-заемщик, ограничивая свои займы, может вынудить кредиторов снижать уровень доходности. Различают две группы заемщиков иностранных кредитов. Это обычные заемщики и суверенные заемщики (государства). Главная причина периодических международных кризисов задолженности – это сильная мотивация к отказу от платежей суверенных должников, которых нельзя заставить заплатить по долгам, поскольку кредиторы не имеют права обратиться в суд или наложить арест на их активы. Государство-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму выплат процентов за кредит, а затем объявить о прекращении платежей. Прекращение платежей обосновывается проблемами в экономике, стихийными бедствиями, войнами и другими причинами. Как правило, правительства, замораживающие платежи, состоят из новых политиков, которые не договаривались о займах. Новые политики пытаются оправдаться тем, что долговые обязательства брали на себя их предшественники. Поведение кредиторов государствотличается 2 особенностями: § стремление устанавливать более высокие процентные ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей стране. Высокие ставки содержат премию за риск отказа от выплат по долгам. Пока нет кризиса, кредиторы получают премию, в случае кризиса несут большие потери. § нестабильность предложения кредитов. Кредиторы в условиях высокого риска и трудностей воздействия на должника предпочитают действовать коллективно. Поэтому в стабильных условиях может быть много предложений о предоставлении кредита, но при малейших признаках возможной ненадежности заемщика число предложений резко падает. Предполагается, что кредитуемые государства будут своевременно обслуживать свой долг, чтобы иметь возможность и в будущем получать кредиты. Основываясь на таком мотиве, МВФ использует против должников угрозу отклонения будущих просьб о кредитах и связывает свое одобрение предоставления новых займов с выполнением следующих условий: строгое выполнение графика платежей и снижение государственных расходов, сокращение денежной массы в обращении, преодоление инфляции. Между тем, такая мотивация часто приводит к действиям по схеме, согласно которой новые кредиты идут на выплату процентов по старым. Защита собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, может осуществляться на основе 2 подходов: 1) возможность залогового обеспечения, которое может перейти в собственность кредитора в случае приостановки заемщиком выплат по долгу. В качестве обеспечения могут выступать: активы страны-должника в стране-кредиторе; крупные вложения страны-должника в банки и предприятия на территории страны-кредитора; торговый оборот страны-должника со страной-кредитором. 2) создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Рост международного кредитования частными кредиторами в 1970-80 годах правительств развивающихся стран обусловил возникновение кризиса. Причинами роста кредитования в те годы стали: - увеличение резервов частных банков под воздействием инфляции; - накопление валютных средств экспортерами нефти; - неопределенность инвестиционной ситуации в развитых странах; - сопротивление развивающихся стран притоку прямых зарубежных инвестиций. В конце 1982г Мексика объявила, что она не в состоянии выплачивать проценты и возвращать части долга, по которым наступил срок погашения. Примеру Мексики последовали другие страны. В конечном итоге правительства 38 развивающихся стран не смогли выдержать согласованные графики выплат по долгам и просили о реструктуризации долга. Реструктуризация задолженности – это пересмотр сроков и порядка выплаты долга, включая списание задолженности частично или полностью. Это понятие ввели страны – кредиторы Аргентины в 1956г. Парижский клуб является неформальной организацией, которую создали промышленно развитые страны для решения проблем реструктуризации, постоянно возникающих в результате неплатежеспособности некоторых стран-должников. Он, опираясь на правовые принципы, определяет условия обеспечения государственных займов и займов, гарантированных государственными организациями. Состав участников переговоров Парижского клуба изменчив, так как каждая встреча, как правило, посвящается одному государству-должнику. Кроме его делегации в переговорах принимают участие представители заинтересованных государств-кредиторов и специализированных учреждений ООН, таких, как МВФ. Лондонский клуб – это неформальное объединение нескольких сотен банков, которые предоставляют ссуды иностранным государствам без гарантий своих правительств. В отличие от Парижского клуба, деятельность которого подвержена политической конъюнктуре, Лондонский клуб руководствуется деловыми мотивами. Конверсия (капитализация) внешней задолженности подразумевает урегулирование внешней задолженности путем трансформации долговых обязательств государств в принадлежащие им акции предприятий и другие активы. Капитализация внешней задолженности позволяет заемщикам достичь целей: - сократить долг в иностранной валюте; - повысить эффективность национальной экономики путем привлечения иностранного капитала; - улучшить распределение задолженности между кредиторами посредством формирования вторичного рынка долговых обязательств. Для регулирования операций по конверсии внешних долговых обязательств некоторые развивающиеся страны приняли специальные государственные программы капитализации задолженности. Механизм конверсии основан на установленных нормах и правилах, порядке и процедурах, которые определяют виды конверсионных сделок и приоритеты по ним. Обычно устанавливаются ограничения на использование акций и других ценных бумаг, приобретенных в результате конверсии обязательств государства по внешнему долгу, вводятся временные ограничения на вывоз прибылей и капитала, полученных в результате инвестирования конверсионных средств. Капиталовложения за счет конверсионных средств рассматриваются в качестве иностранных инвестиций с правом продажи активов, перевода выручки и дивидендов в конвертируемую валюту и их вывоза из страны. Порядок конверсии может быть различным. В Бразилии и ряде других стран была принята аукционная форма покупки у кредиторов долговых обязательств уполномоченными государственными органами. После выкупа долговые обязательства аннулировались. Операции по конверсии долговых обязательств в акции выгодны для 2 сторон. Конечные инвесторы покупают на вторичном рынке долговое обязательство с гораздо большей скидкой, чем скидка страны-должника. Выгода кредиторов заключается в снижении финансовых рисков за счет немедленного и единовременного избавления от обязательств сомнительных должников. ММК оказывает также влияние на экономику участвующих в ней стран. Страна-импортер капитала получает определенные выгоды: 1) иностранный капитал способствует росту национальной экономики; 2) приносит новые технологии, более эффективные системы управления, создает новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет; 3) способствует укреплению платежного баланса и курса национальной валюты. Отрицательные последствия приток капитала в страну: 1) бесконтрольный свободный доступ иностранного банковского капитала на российский рынок может подорвать конкурентоспособность национального банковского сектора (иностранные банки получают финансовые ресурсы в своих странах под более низкие проценты, чем национальные банки, поэтому и сами могут давать кредиты под более низкие проценты); 2) импорт ссудного капитала ведет к задолженности национального финансового сектора и может возникнуть финансовый кризис, обусловленный долговыми проблемами (национальный финансовый сектор не может отдать долги); 3) импорт капитала может рассматриваться как средство геополитического влияния не всегда полезного для национальных интересов страны. Для регулирования ММК используются следующие методы: § международные договоры. Например, в рамках МВФ большинство стран подписали соглашение об отмене контроля над платежами по текущим операциям на срок до 180 дней (в том числе Россия), а некоторые страны отменили контроль и по операциям по движению капитала на срок свыше 180 дней; § государственные методы финансового характера могут, как стимулировать приток иностранного капитала (высокие банковские проценты, создание свободных экономических зон, налоговые льготы, субсидии, страхование кредитов, ускоренная амортизация), так и препятствовать его притоку (высокие налоги, низкая доходность государственных ценных бумаг); § государственные методы административного характера также можно разделить на способствующие притоку капитала (упрощение администрирования инвестиционного процесса) и на препятствующие его притоку (запрет на вывоз капитала, создание административных препятствий зарубежным инвесторам).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |