Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные обязательства




 

Самое понятие «транспортное обязательство» нигде не существует, но могла бы быть условно вот такой:

В силу транспортного обязательства одно лицо обязано оказать услуги по перевозке или же иные связанные с перевозкой или обеспечивающие её услуги.

Существует огромное количество классификаций транспортных обязательств. Нам их предельно упрощают:

1. Обязательства по перевозке.

Смысл этих обязательств очень простой – надо что-то из точки «А» в точку «В»… В общем, переместить в пространстве.

Сами обязательства по перевозке не однородны, делятся ещё на: обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Последние два часто совпадают.

Бывает деление в зависимости от вида транспорта: автомобильным, воздушным, железнодорожным… Есть ещё такой термин, как «трубопроводный транспорт»… Но это не туда. И они тоже могут ещё делиться: морские – внутрипортовые и межпортовые… В общем, много и всё делится.

Основанием для этого будет договор перевозки.

Это самый простой и основной вид обязательств, всё остальное, так или иначе, связано с этим обязательством.

2. Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов для перевозки.

Именно грузов – это здесь важно.

Возникают это обязательства возникают из разных оснований, в том числе из договоров об организации перевозок грузов.

3. Организационно-эксплуатационные обязательства. Лектор не знает, как его можно назвать лучше, хотя название ему не импонирует. Это различные обязательства, которые сопутствуют перевозке. Это могут быть, к примеру: договоры между перевозчиками, договоры между перевозчиками и владельцами инфраструктур, договоры между владельцами инфраструктур, это договоры между перевозчиками и владельцами путей необщего пользования, это договоры между владельцами инфраструктур и владельцами путей необщего пользования.

4. Транспортно-экспедиционные обязательства. Возникают на основе договора транспортной экспедиции.

5. Как отдельный вид обязательства можно выделить обязательства по буксировке. Не на всех видах транспорта, буксировка – это тяга какая-то, или толкание… Это есть в морском транспорте, там есть специфика во взаимодействии между буксирующим судном и буксируемым. Стоит обратить внимание, что в железнодорожном транспорте нет буксировки.

6. Иные обязательства. Много чего сюда относятся: навигационное соглашение, лоцманские соглашения, на диспетчерское обслуживание…

 

 

Организационно-эксплуатационные обязательства.

Перевозки железнодорожным транспортом осуществляются на основании Устава железнодорожного транспорта. Устав выделяет два субъекта: перевозчик (тот, у кого транспортное средство – вагончики, паровозики), и есть второй субъект – владелец инфраструктуры. Просто кроме вагончиков и паровозиков есть ещё куча всего: рельсы, шпалы, пути, станции – всё, что обеспечивает возможность функционирования для перевозчика.

НА сегодняшний день ситуация выглядит так: РЖД, которые раньше были в форме ГУПов и было их много, то же ЮВЖД было государственным унитарным предприятием. Теперь несколько видоизменилось. На базе всего этих ГУПов образовано открытое акционерное общество (где 100% собственности, 100% акционер – государство). На сегодняшний день владельцем всей инфраструктуры является РЖД, и РЖД, конечно же, основной перевозчик. Но – не единственный перевозчик, их немало, хотя их доля в перевозках минимальна.

Есть сложные смешанные договоры, когда перевозка осуществляется несколькими видами транспорта: сначала железнодорожным, потом – морским путём, а потом – на машине. И всё это – по одному договору, они потом между собой договориться должны.

Если разные владельцы инфраструктур – то они должны между собой договориться.

В инфраструктуру входят пути так называемыми «общего пользования», это то, что связывает наши посёлки. А есть ещё пути необщего пользования – к примеру, к забору ветка идёт, которая принадлежит конкретному собственнику, которая предназначена для обслуживания не всех лиц, а только определённых.

В этом случае, если есть пути необщего пользования, то владельцу таких путей нужно договориться с перевозчиком (о подаче и уборке вагонов на эти пути), хотя такого договора можно и не заключать, если у тебя есть свои вагончики и паровозики.

Так как чаще всего перевозчик и владелец инфраструктуры совпадают, то этот договор сливается в один, его заключают, как один.

Владельцы путей общего пользования обязаны заключать договор с любым обратившимся.

 

Сильно на экзамене от нас этого требовать не будут, мы должны общее представление иметь.

 

 

Подача транспортного средства и предъявление груза для перевозки.

Самое главное, что нельзя забывать и где нельзя ошибаться: есть разные договоры перевозки, разные конструкции. Классический договор перевозки формулируется как реальный, то есть обязательство возникает с момента передачи груза для перевозки. Но здесь вопрос: а что значит – передать груз для перевозки? Это отношения, связанные с тем, куда и что нести и грузить, кто контролирует этот процесс, когда это происходит… Все эти вопросы оказываются за гранью договора перевозки, так как договор-то реальный. До момента, когда груз лежит опечатанный в вагоне – это за гранью договора перевозки, это отдельная группа обязательств, которая и называется «подача транспортного средства и предъявление груза для перевозки». О ней поговорим на следующей лекции.

 

Подача и предъявление груза.

Устав Железнодорожного транспорта статья 11 (подача завки).

Для того чтобы груз отправить, грузоотправитель подаёт заявку перевозчику. Заявка эта подаётся на каждую перевозку и порядок подачи этой заявки регулируется статьёй 11 Устава Железнодорожного транспорта.

В этой заявке указывается вид перевозимого груза; количество транспортных средств, которые нужно подать; вид этих транспортных средств (вагоны, полувагоны, контейнеры…); время, когда предполагается осуществление этой перевозки.

Заявка эта подаётся не позднее чем за 10 дней до начала перевозки. Если перевозки международные, или пунктом перевозки являются порты – то за 15 дней подаётся заявка.

Подаётся заявка перевозчику, который должен её рассмотреть и, соответственно, если он полагает, что перевозку можно осуществить, то эта заявка отправляется владельцу инфраструктуры для рассмотрения (хотя в большинстве случае владелец и перевозчик совпадают), и либо согласует, либо не согласует заявку.

В Уставе ж/д транспорта предусмотрены чёткие основания, по которым может быть отказано в перевозке. В случае обоснованного отсутствия транспортных средств для перевозки, если нет договора между ним и перевозчиком о перевозке конкретными средствами, если невозможно ввиду стихийных бедствий по маршруту отправить…

Если всё нормально, то не позднее чем за 3 (три) дня до начала перевозке согласованная заявка возвращается грузоотправителю. Если отказ – возвращается просто заявка с указанием причины.

С момента возвращения согласованной заявки у перевозчика и грузоотправителя возникают взаимные обязательства: у перевозчика – подать транспортные средства и т.д., а у грузоотправителя – подать груз.

Закон предусматривает, что грузоотправители и грузоперевозчики могут заключать договоры, называемые «договоры об организации перевозок». По этой договору грузоотправитель обязуется подать транспортное средство, а грузоотправитель обязуется предъявлять груз для перевозки. Как правило, такой договор заключается при необходимости систематических перевозок. Заключение данного договора не освобождает грузоотправителя от подачи заявок в подаче, который рассмотрен нами выше. Просто раньше не было оснований, по которым могло быть отказано в перевозке – и тогда договором можно было предусмотреть таковые основания, и в случае отказа – неисполнение обязательства. Сейчас смысл договора немного теряется в этом смысле, однако договор предусматривает возможность немножечко по-другому регулировать отношения, нежели в Уставе ж/д транспорта.

Заявку подавать всегда обязательно. Просто в случае наличия договора, то ваши правоотношения не только в рамках Устава, но ещё и по договору.

Договор об организации перевозок – статья 10 Устава о ж/д транспорте.

По договору об организации перевозок никто никуда и ничего не везёт. По этому договору не предусмотрено, что груз куда-то будут везти: когда подали транспортное средство и предъявлен груз – всё, договор закончен. Дальше уже – договор перевозки идёт, а не договор об организации перевозки.

 

Обязанности перевозчика.

1. Перевозчик обязан подать транспортное средство того вида, которое предусмотрено заявкой. Правда, перевозчик может произвести замену одного вида транспортного средства на другое, если это не противоречит правилам (условиям) перевозки данного груза и не увеличивает стоимость перевозки.

Есть разные категории транспортных средств в ж/д транспорте: вагоны, открытые вагоны, рефрижераторный вагон… А ещё у каждого есть разные типы размеров, которые отличаются десятками сантиметров. Поэтому если вагон чуть длиннее или чуть выше, то перевозчик вполне может подать такой вагон, но только чтобы это не противоречило правилам перевозки данного вида груза.

2. Перевозчик обязан подать транспортное средство в установленный срок. Сроки, естественно, вытекают из заявки. При этом на перевозчика возлагается обязанность предупредить о конкретном времени подачи вагонов не позднее чем за два часа (2) до подачи.

Если перевозчик нарушает сроки подачи этих транспортных средств, то он будет нести ответственность за данное правонарушение. Там есть ответственность, предусмотренное за это – в виде штрафа (но размеры этих штрафов нам не нужны).

3. Перевозчик обязан подать транспортное средство в обусловленном количестве.

Подача в один из периодов в большем, чем обусловленном количестве транспортных средств, не освобождает от подачи остальных. И грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, поданных сверх заявки.

Скажем, если каждый день в течение трёх дней по десять вагонов по заявке, то в первый день, конечно, могут подать все тридцать – но это не освобождает о того, что во второй и третий день тоже нужно подать по десять вагонов.

4. Перевозчик обязан подать пригодное для перевозки транспортное средство.

В уставе выделяют два вида пригодности: техническую и коммерческую.

Техническая пригодность – это пригодность для перевозки груза вообще. То есть в принципе транспортное средство пригодно для перевозки.

Коммерческая пригодность – это пригодность для перевозки данного конкретного груза.

Статья 20 Устава говорит, что: «перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от перевозимых ранее грузов, в необходимых случаях – продезинфицированных…».

Скажем, если вместо узла сцепления вагона – кусок проволоки, или нет колёсной пары – технически непригоден.

Если технически всё с вагоном хорошо технически, но если до этого там были свинки, а вы собираетесь перевозить клубнику, а вам её не помыли… Тогда коммерчески непригодно.

А у перевозчика обязанность подать вагон и технически, и коммерчески исправный.

Нюанс: техническую пригодность определяет сам перевозчик, а коммерческую – тот, кто погрузку осуществляет (а её, как правило, осуществляет, грузоотправитель).

В чём смысл: погрузили вы груз в вагон, в котором не было колёсной пары или прикручено что-то в нём на проволоке. Груз, естественно, не доехал. Перед вами за это отвечает перевозчик, даже если вы это видели – вы не специалист, вы не знаете, может это такой вид вагона.

А вот если коммерчески непригодный вагон, и вы в него погрузили груз, а он испортился – нельзя предъявлять претензии, так как его пригодность грузоотправитель определял. Если по отдельному соглашению (что большая редкость) грузоперевозчик осуществляет погрузку – то он отвечает и за коммерческую пригодность.

 

Обязанности грузоотправителя.

1) Он должен подготовить груз для перевозки.

Статья 18 Устава ж/д транспорта говорит: грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки в соответствии с установленными стандартами, чтобы обеспечивать безопасность (пожарную, экологическую…)… Требования к таре…

То есть на грузоотправителя возлагается обязанность подготовить груз так, чтобы:

а) обеспечить сохранность груза;

б) обеспечить безопасность перевозки.

Если повреждение груза произойдёт в результате ненадлежащего затаривания, то ответственность грузоперевозчика нет. У него есть право осматривать и не брать такой не отвечающий требованиям груз, но это – право, а не обязанность. Поэтому в любом случае за это ответственности нет у грузоперевозчика, так как это обязанность грузоотправителя.

Кроме того, если опасные грузы – обязательная маркировка должна быть. Если продовольственные – то должны быть требования качества…

2) Обязан предъявить груз.

Есть статья 39 Устава – плата за пользование вагонами. При подаче вагона существует оплачиваемое время, которое входит в цену всего этого процесса. Если вы пользуетесь вагоном дольше, чем положено – то вы платите за пользование вагона. Соответственно, если вам вагон подали, а вы не предъявили груз для погрузки – то грузоотправитель оплачивает время пользования этими вагонами, а также несёт штраф за неисполнение заявки.

Много интересного насчёт груза. Сам вагон может быть как груз.

3) По общему правилу, грузоотправитель обязан осуществить погрузку груза.

Статья 21 Устава ж/д транспорта.

Погрузка грузов в вагоны в местах общего и не общего пользования обеспечивается грузоотправителями, а также грузополучателями.

По договору с грузоотправителями и грузополучателями погрузку груза осуществлять может грузоперевозчик.

Места общего пользования – места, выделенные на железнодорожной станции и используемые для погрузки и так далее.

Места не общего пользования – это пути не общего пользования, которые либо вообще ЖД не принадлежит, либо сданные в аренду и предназначен для использования каких-то конкретных лиц.

Погрузка и выгрузка должна производиться в соответствии с установленными правилами исходя из технических норм загрузки, но в любом случае нельзя превышать грузоподъёмность данного транспортного средства.

Есть некие правила размещения и крепления груза, и если они для данного вида груза установлены – то они должны быть соблюдены (есть целая схема о том, как кладутся рамы для перевозки трубопрокатного чего-то там).

Есть контейнер, и не надо в него пихать то, что в него невпихуемо. Если, скажем, кирпич – он тяжёлый, грузоподъёмность у вагона всего полторы тонны. Он, конечно, впихнулся, но грузоподъёмность нарушено, перевозить нельзя… Хотя иногда можно. Если очень хочется. Скажем, когда войска наши выводили из союзных стран, то казармы тоже разбирали, кирпичи грузили в эти самые полуторатонные…

Перевозчик имеет право проводить проверку погрузки, однако – это право, а не обязанность, и никакой ответственности за это у него нет.

После загрузки груз пломбируется и готов к отправке. И на этом отношения все по этому договору прекращены.

Все эти действия должны совершаться в каком-то времени, в каком-то порядке, должны быть уведомления о том, что вагоны готовы и так далее…

Все эти действия – в рамках заявки. На основании этой заявки перевозчик составляет специальную «учётную карточку», в которую вносятся сведения из заявки (когда, в какую дату, какие вагоны…) и в эту карточку вносятся сведения о фактическом исполнении заявки (подали, скажем, всего четыре вместо пяти вагонов…), которая каждые сутки подписывается перевозчиком и грузоотправителем. В случае возникновения споров – вовремя или не вовремя – одним из доказательств будет эта подписанная учётная карточка.

Есть достаточно объёмный документ, где детально расписаны все правила заполнения данной карточки.

Вообще, в РЖД очень много внутренних локальных актов, где всё очень детально расписано. Там есть подробные правила приёма груза, по отдельным грузам, документы об инструкции о порядке размещения и крепления грузов… И все объёмные…

Есть ещё документ, кроме учётной карточки. Есть документ «памятка приёмосдатчиков» (ГУ-45, кажется такой номер – но лектор не уверен). Они тоже подтверждают время подачи и уборки вагонов в рамки исполнения заявки. Это листик формата А4, в первой графе – номер вагона, дальше – время подачи… Тоже подписывается представителями грузоперевозчика и грузоотправителя.

Есть и «журнал ухода за животными», если перевозятся животные…

В общем, много всяких тонкостей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.