Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор перевозки




 

По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его там уполномоченному на получение грузу лицу, а грузоотправитель обязан оплатить перевозку.

Договор двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (заключён с момента сдачи груза для перевозки).

Существует возможность и консенсуального договора перевозки, хотя по общему правило договор реальный. В ГК и КТМ (Кодексе торгового мореплавания) выделяется такой вид договора, как «чартер» (или договор фрахтования).

По договору чартера перевозчик обязуется предоставить для перевозки всю или часть вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. А грузоотправитель, соответственно, обязуется оплатить перевозку.

При перевозки практически все условия перевозки будут устанавливаться в зависимости от вида груза. Соответственно, реальный договор, потому как конструировался по принципу «будет груз – будет перевозка, определим условия». Однако если свойства груза не так уж принципиальны, то могут быть и чартерные перевозки.

По договору чартера: перевозчик обязуется из пункта «А» в пункт «В» довести что-то (неизвестно что), что будет располагаться в определённом месте. Это не аренда, мы лишь услугу получаем – услугу по перевозки неизвестно чего. Мы не арендуем кусок судна, мы просто хотим, чтобы что-то из одной точки переехало в другую. То есть то, что именно перевозчик везёт, он узнает только при погрузке (дабы все требования перевозки соблюсти). К примеру, если морское судно, то нельзя весь груз на один маленький кусочек пространства поместить, если это тяжёлое – судно не поплывёт, ибо противоречит техническим требованиям.

 

Само заключения договора перевозки (не чартера – чартер стандартные правила).

Договор заключается путём оформления транспортной железнодорожной накладной для договора железнодорожной перевозке. Такая форма установлена.

Грузоотправитель на каждую перевозку обязан оформить накладную, которую грузоотправитель заполняет (за исключением нескольких граф, которые заполнятся грузоперевозчиком). Там указывается что за груз, куда едет, как едет, особые условия перевозки…

Есть утверждённые правила заполнения этих накладных.

Для нас важен следующий момент: грузоотправитель несёт ответственность за достоверность сведений, указанных в накладной. Перевозчик имеет право проверять достоверность этих сведений, но, в любом случае, ответственность за достоверность несёт именно грузоотправитель. Скажем, в накладной указывается вес груза, его проверили, и вроде бы всё нормально, но если в процессе перевозке будет выяснено, что перегруз, то грузоотправитель несёт ответственность за перегруз и платит за этот перегруз. И если перевес был обнаружен в процессе перевозки то не важно, что вначале было что-то обнаружено или не обнаружено – всё равно отвечает грузоотправитель.

Если в накладной не было указаний о том, что груз нужно перевозить при определённом температурном режиме, то за испорченный товар в этом случае не отвечает перевозчик, а всё – ответственность грузоотправителя.

Накладная состоит из четырёх листов, которая чисто внешне очень похожа. Первый лист – это сама накладная как таковая, второй лист – это дорожная ведомость. Третий лист – это корешок дорожной ведомости. Четвёртый лист – это грузовая квитанция.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель представляет эту накладную из четырёх листов состоящую. Для удостоверения именно принятия груза грузоотправителю выдаётся четвёртый лист на руки (грузовая квитанция) и о том, что он сдал груз и ему эта квитанция выдана он расписывается в третьем листе – в корешке дорожной ведомости. Вот этот третий лист остаётся на железной дороге отправления, а первые два листа – они следуют с грузом.

В момент, когда выдаётся эта грузовая квитанция на накладной, на всех её четырёх листах, проставляется календарный штемпель с датой приёмки груза для перевозки и в этот момент договор перевозки груза и является заключённым.

Всё это оформление накладной и является моментом заключения договора перевозки. С этого момента начинается как таковая перевозка. До этого – предыдущий договор о подачи и предъявлении груза.

На станции назначения груз и первый лист накладной выдаются получателю груза. О том, что он груз получил, получатель расписывается в дорожной ведомости, то есть во втором листе. Этот второй лист остаётся на дороге назначения. Ну и, собственно говоря, всё.

Единственный момент, который тут дополнительный есть – если груз пересекает несколько инфраструктур, то на станциях входа и выхода из инфраструктуры остаются дополнительные листы номер два.

Эти документы накладной позволяют проследить весь путь груза от момента его приёмки и до момента выдачи.

Это самый обычный порядок, есть хотя и особые случаи – электронное оформление.

В других видах транспорта тоже в основном основным видом документа также являются накладные. Для автотранспорта также могут быть заявки и накладные.

Товарно-транспортная накладная – основной вид такового документа, хотя обычно составляющие у них немного разные.

Помимо таких специальных товарно-транспортных документов, могут быть и договоры чартера. Но при морских перевозках может использоваться и специальная форма, специальный порядок оформления перевозки. На морском транспорте (и больше нигде нет) есть специальный документ, который называется коносамент. Это ценная бумага, и не просто товарно-сопроводительный, перевозочный документ, коносамент – это документ товарораспределительный. Коносамент позволяет определить судьбу товара, который находиться в процессе перевозки.

В Кодексе Торгового Мореплавания есть целый раздел, посвященный коносаменту. Лектор рекомендует его почитать.

 

Итак, элементы договора перевозки.

Существенные условия договора. Круг существенных условий привязан к оформлении накладной. Все обязательные графы в содержании перевозочного документа должны быть оформлены.

Стороны. Две стороны: грузоотправитель и перевозчик.

Грузоотправитель – любое лицо.

Перевозчик – лицо, которое занимается предпринимательской деятельности.

В уставе ж/д транспорте прямо написано – «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя обязанность по доставке чего-то».

В теории есть разные подходы к квалификации договора перевозки. Говорят о том, что этот договор трёхсторонний, что это договор в пользу третьего лица… В договоре есть две стороны – грузоотправитель и перевозчик. Но есть ещё и грузополучатель. И на первый взгляд такой договор похож на договор в пользу третьего лица – когда третья сторона может требовать исполнения обязанностей от перевозчика… Это мнение весьма распространено. Договор в пользу третьего лица предусматривает право требования третьим лицом исполнения перевозчиком его обязанностей. Однако в договоре перевозки третье лицо имеет не только права, но и ряд обязанностей – оно обязано получить груз.

Есть Кодекс внутреннего водного транспорта, в нём есть норма, что если грузополучатель отказался от приёмки груза, а в порту получения нет места для хранения, то везут в соседний порт, где есть возможность. А все расходы взыскиваются с грузополучателя.

Парадокс: ведь нигде не сказано, что грузополучателя надо уведомлять о том, что он вообще является грузополучателем.

Поэтому в литературе нет единодушного мнения по поводу квалификации этого договора. Это не трёхсторонний договор, и не в пользу третьих лиц, и не совсем корректно мнение тех учёных, которые считают, что это какой-то специфический вид…

 

Цена.

В ж/д транспорте существуют тарифы и перевозки оплачиваются по определённым тарифам.

Есть ФЗ «О железнодорожном транспорте», где говорится, что этот вид транспорта – естественная монополия и что государство регулирует тарифы.

Существуют тарифные руководства.

Расчёт производится исходя из кратчайшего расстояния (то есть не важно, как вы будете везти – хоть через всю страну, но расчёт исходя из кратчайшего расстояния). Цена зависит от вида транспорта (вагон какой и так далее), а также от груза.

В иных видах транспорта как правила нет тарифного регулирования и всё определяется сторонами.

 

Сроки действия этого договора.

Связаны со сроками доставки этого груза. А эти сроки зависят от целого ряда факторов, то в том числе сроки доставки определяются рядом факторов. Стороны, как правило, эти сроки не согласовывают. В частности, срок доставки зависит от того, с какой скоростью будет передвигаться груз. На железной дороге есть две скорости: грузовая скорость и большая скорость. Вид скорости указывается в транспортном документе по перевозки. И, соответственно, от этого и сроки будут зависеть.

А в других видах транспортах сроки доставки определяются сторонами. За исключением воздушного транспорта – там сроки доставки определяются графиками полётов. В автомобильных же – по усмотрению сторон.

 

Права и обязанности сторон.

1. Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок в пункт назначения и выдать его там уполномоченному лицу.

2. Грузоотправитель обязан оплатить перевозку. Как правило, оплата осуществляется до перевозки. Может быть ситуация, когда оплата будет внесена не полностью до начала перевозки. Есть случай, когда грузополучатель дооплачивает и есть норма, что груз не выдаётся до тех пор, пока грузополучатель не оплатит.

3. Грузополучатель не сторона договора, но должен получить груз. Он может отказаться от груза только если в процессе перевозки груз так сильно повредился, что его нельзя использовать по назначению.

 

Ответственность перевозчика.

Эти правила носят общий характер, они касаются и перевозки пассажиров, багажа.

1) Особенность: эта ответственность в большинстве случаев установлена в нормативном порядке. Традиционно в Кодексе устанавливается ответственность только возмещение убытков, иное можно установить в договоре. Но здесь же за конкретные нарушения есть ответственность.

Глава 7 ФЗ «О железнодорожном транспорте» указаны конкретная ответственность. Очень детальное регулирование, буквально «шаг влево – вот это, шаг вправо – вот это».

2) Вторая особенности этой ответственности состоит в том, что в большинстве случаев эта ответственность императивная.

Есть 114 статья Устава ж/д транспорта, где написано: «любые соглашения перевозки с грузополучателями или грузоотправителями о снижении или устранении ответственности (всё, что отходит от требований устава) считаются недействительными». Сторонам нельзя снижать или устранять ответственность. Больше – можно, меньше – нельзя.

3) Особенность с размерами ответственности.

В этих отношениях перевозчик всегда несёт ограниченную ответственность. Например, в случае утраты груза перевозчик обязан возместить стоимость утраченного груза, которая определяется исходя из, прежде всего, из объявленной ценности (даже если цена 100 рублей, а мы объявили её как стоящую 1 рубль – то возмещают рубль), если ценность не объявлялось – то столько, сколько была оценка в договоре поставки. Если нет – то по рыночной.

Если груз повреждён – то возмещается та сумма, на которую её стоимость уменьшилась.

И всё. Только реальный ущерб. В убытки ещё входит упущенная выгода, но её не взыскивают.

За нарушение сроков доставки груза – то только неустойка. Если свыше 30 дней задержка груза – груз считается утраченным.

Ограниченная ответственность перевозчика.

Что же касается ответственности других лиц (грузополучателя, грузоотправителя, пассажиров и так далее) – то все они несут ответственность перед перевозчиком в полном размере, в полном объёме.

4) В большинстве случае ответственность перевозчика формулируется по принципу вины.

Напомним, что перевозчик здесь предприниматель, а предприниматель у нас несёт ответственность независимо от вины. А здесь – наоборот, по большей части по принципу вины.

Есть 95 статья в Уставе – ответственность за не сохранность груза. Перевозчик несёт ответственность за не сохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение и так далее, произошла по обстоятельствам от него не зависящим и которые он предотвратить не мог.

В общем-то, то, что там соответствует принципу вины, соответствующему 401 статье ГК РФ. Если та степень заботливости и осмотрительности и приняло все меры.

По сути, из этой статьи 95 Устава получается, что перевозчик несёт ответственность вследствие его вины, а если он докажет, что вина отсутствует – значит, ответственности не будет.

Но с виной есть некие особенности. По общему правилу отсутствие вины должен доказывать правонарушитель.

Однако перевозчик освобождается от ответственности, если:

· груз прибыл в исправном вагоне с исправными запорными и пломбами грузоотправителя;

· если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя;

· если недостача груза не превышает нормы естественной убыли;

· утрата, повреждение или порча груза произошли в результате неполных или неточных сведений, указанные грузоотправителем.

· Переводчик несёт ответственность во всех этих случаях, если другая сторона докажет вину.

Смысл этой 118 статьи: перекладывание бремени доказывания ответственности в этом случае с перевозчика на другую сторону. Тут даже норма не на то направлена, чтобы освободить от ответственности, а перекладывает бремя доказывания.

Постановление Пленума ВАС «О применении Устава железнодорожного транспорта» сказали, по сути: вырежьте, зачеркните 118 статью, Пленум трактует на противоположное.

Штрафы и неустойки не надо запоминать. Но нам надо почитать устав и найти примеры того, что нам рассказали (пара статей к каждому признаку – дословно зубрить не надо, просто в качестве примера).

5) И ещё один нюанс.

Есть одна штука, которая весьма относительно связана с ответственностью. И связано это с морским транспортом, и больше нигде нет.

В Кодексе Торгового Мореплавания есть такое понятие, как «общая авария».

По сути своей под общей аварией понимаются некие убытки, которые являются следствием намеренных и разумных действий, направленных на спасение судна, груза, фрахта от общей опасности.

Убытки по общей аварии распределяются пропорционально стоимости судна, груза и фрахта.

Это – сам корабль, который есть. В нём есть груз (его не видно, но он там есть, нам его только ненадолго вытащили). А ещё есть айсберг и есть дырка, и чтобы вода в дырку не попадала, то с другого борта груз выбрасывают).

Корабль не затонул или сел на мель.

 
 

 


50

 

Груз

 
 


30 убытки грузополучателя

 

20 Цена перевозки Деньги, которые заплатили €

 

Соответственно, если есть тридцать рублей убытков, то их на всех распределяют.

Пропорция 20:30:50. Соответственно, 0,2 и 0,3 и 0,5. Тогда мы умножаем каждую десятую на тридцать. Поэтому получаем 6, 9 и 15.

А если айсберг – замаскированная подводная лодка, то с владельца айсберга или с подводной лодки взыскивают убытки.

Диспаша – это расчёт, производимый в случае общей аварии. Диспашер – профессионалы, которые занимаются расчётом всех этих убытков по общей аварии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.