Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Что является глубинным двигателем истории человечества?

Что является глубинным двигателем истории человечества? Производство материальных благ. Человеческое общество может развиваться, да и существовать, только благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Процессы эти осуществляются по своим объективным законам, познавая эти законы, человек может сознательно управлять ими.

Для человечества важно, чтобы материальных благ больше, чтобы производство их ускорялось, чтобы качество их было лучше и чтобы создавались новые.

Всего этого можно добиться только на основе научных исследований, только развивая науку и технику.

Не подлежит сомнению, что наука возникла под воздействием запросов материального производства и общественно жизни, которые и сейчас продолжают влиять на её процесс. Однако было бы большим упрощением и даже вульгаризацией сводить всё стимулы развития науки только к обслуживанию потребностей экономики.

В эволюции науки огромную роль играет и так называемая чистая наука /преемственность идей/. Такая преемственность наиболее отчётливо видна в теоретических науках (например, в чистой математике). Они развиваются чисто логически, путём обобщения.

Поток информации растёт быстро, инженер должен умет ориентироваться в потоке информации, уметь отобрать оригинальные, смелые идеи, что невозможно без навыков исследовательского творческого мышления.

Случается, что в этот поток вливаются и ручейки сенсационных, но непроверенных фактов. Подчас бывает трудно, а порой и просто невозможно разобраться во всём этом потоке.

Как же научиться отличать выводы истинной науки от домыслов, действительные факты от фальсификаций и заблуждений? Очевидно, самый эффективный и действенный способ состоит в ознакомлении с научными методами исследований, с подлинными достижениями.

Обыденное знание, взаимосвязь с научным.

Чтобы выявить влияние науки на развитие общества, экономики, мышления, необходимо прежде всего определить предмет исследования.

До возникновения науки люди обладали сведениями о свойствах предметов и явлений на уровне обыденного знания.

Мы и сейчас немало узнаём с помощью обыденного знания. Эти знания отрывочные и хаотичные.

В отличие от обыденного знания наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а стремится объяснить их либо с помощью уже существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теоретические представления.

Наука отличается от обыденного знания тем, что представляет собой не простую совокупность сведений о мире, набор информации (кирпичи), а определённую систему знаний. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание отличается от обыденного именно своей системность ю и последовательностью. И этот подход наблюдается как в процессе поиска новых знаний, так и в упорядочении всего найденного знания.

Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие тогда становится научной истиной, когда оно входит в качестве элемента в состав определённой системы, чаще всего теории, как наиболее развитой формы рационального знания.

В отличие от этого, обыденное знание имеет разрозненный и неорганизованный характер, в котором преобладают несвязанные друг с другом отдельные факты, либо их простейшие индуктивные обобщения.

Связь обыденного сознания с научным знанием.

Представим эволюцию научных представлений.

Наука появилась в эпоху зрелого рабовладельческого общества

1) В античные времена существовала одна наука – философия (Аристотель, Платон). Можно считать, что в те времена не было разделения на научные знания, мировоззренческие подходы, искусство и каждодневную жизнь

Для любого свободного гражданина греческого полиса (кроме рабов) результаты размышлений, а позднее наблюдений и построений, были вполне понятны, более того, полезны и употребительны в каждодневной жизни. Например, «пифагоровы штаны» экономили много времени при измерении земельных участков.

Именно понятность и доступность почитались необходимыми качествами древнегреческой наукофилософии.

Итак, на начальном этапе наука была неотделима от обыденного сознания и этого сознания вполне хватало чтобы понять, о чём, собственно, мудрецы толкуют и как их разговоры можно использовать.

2) Шагнув вперёд лет примерно на тысячу или чуть больше, мы попадаем уже в совершенно другую ситуацию - господство религиозных догматов.

Мы встретим обыденное сознание совершенно оторванным от начавших накапливаться и систематизироваться научных данных. Это было результатом господства религиозной доктрины.

В принципе знание оказывалось вполне по силам тогдашнему обывателю, оно не таило ничего такого, что нельзя было понять, исходя из здравого смысла.

Наиболее типичный пример – алхимия. Она была набором вполне обычных химических реакций и методов, которые вполне мог осилить тогдашний кузнец, красильщик или ювелир. Но насколько были изощрены теории и приёмы.

3) В эпоху Возрождения (14-16 в.в.) мало что изменилось, поскольку усилия лучших умов лежали в сфере мировоззренческой, философской или же относились к искусству и литературе. Обыватель же был занят изнурительной борьбой за существование.

4) Ситуация резко меняется с началом Нового времени (17-18 в.в.). Наука становится всё ближе к тому, что мы называем наукой сегодня. Она разделяется на чётко выраженные области (биология, математика, химия, физика, астрология и т.д.), каждая из которых создаёт свои парадигмы (набор теорий, взглядов), развивается эксперимент и его приборное оформление (в это время создаётся множество химических, физических и астрономических инструментов)

Необходимо было сделать понятным эксперимент и изложение его результатов.

Знание начинают ценить не только с точки зрения его практического воплощения, но и само по себе. Рождается такой феномен, как публичные лекции и публичные опыты. Проводят их Лавуазье, Фарадей. Опыты вызывают восторги, объяснения их понятны и укладываются в рамки обыденного сознания. К тому же их результаты никакой видимой опасности не несут.

5) Скоро, однако, ситуация меняется. Здравого смысла и общих знаний уже недостаточно, чтобы понять термодинамику, интегральное исчисление, уравнения Максвелла, красотой которых мог чуть позднее восхищаться Эйнштейн. Образуется разрыв. Кто-то занимается наукой профессионально, получив специализированное университетское образование, а для других наука становится чем-то не слишком понятным, но не обременённым. Более того, наука время от времени выбрасывает на рынок что-нибудь облегчающее жизнь и, несомненно, полезное.

Разрыв между обыденным сознанием и научным знанием становится так велик, что для разъяснения публике принципиального смысла научных разработок и достижений создаётся сообщество популяризаторов и соответствующих изданий.

Сейчас не может быть такого подхода, что каждая научная разработка подходила бы до производства – этого не будет никогда, или надо вернуться к уровню каменного века.

Повышение количества результативных работ от 0,1 % до 0,11 % - уже это может дать миллионы.

Лженаука есть и будет. Рождена глубоким разрывом между обыденным сознанием и научным знанием и характерным для обыденного сознания стремлением к немедленному решению острых проблем, которого наука пока не предоставляет.

 

Лекция № 2.

Наука – это система накопленных знаний и деятельность людей, направленная на получение, переработку и воплощение в практике полученной информации. Это определение наиболее полно и точно отражает сущность понятия «наука».

Рассмотрим подробнее.

1) Система накопленных знаний представляет собой имеющуюся информацию о природе, обществе, мышлении, об объективных законах их развития.

Вся эта информация запечатлена в виде научных понятий, законов, гипотез, теорий и др. научных фактах и зафиксирована в книгах, журналах и др. видах публикаций (в системе Интернет).

Можно сказать, что система накопленных знаний представляют собой опыт и знания предшествующих поколений.

Этот систематизированный опыт обладает следующими признаками:

1. Всеобщность, т.е. принадлежность результатов всему человечеству.

2. Достоверность научных фактов (обоснованность экспериментом или логическим доказательством).

3. Воспроизводимость – возможность проверки любому испытателю.

4. Устойчивость – быстрое устаревание указывает на недостаточную глубину проработки.

Деятельность людей включает

а) научную деятельность на получение новых фактов для более углублённого познания законов природы, общества, мышления;

б) систематизацию знаний.

в) практическую деятельность по использованию полученных знаний в техническом, технологическом или организационном применении.

Результаты деятельности людей должны обладать следующими признаками:

1. новизной и оригинальностью,

2. уникальностью,

3. вероятностным характером и риском,

4. доказательностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Базовые информационные технологии | Системная характеристика науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.