Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индукция и дедукция

Анализ и синтез

Вначале у человека складывается общая картина изучаемого объекта (можно сказать внешняя) с весьма малым представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Но для того, чтобы раскрыть сущность объекта как раз и нужно знать все внутренние взаимосвязи.

Для того, чтобы осуществить изучение существенные признаки объекта, взаимодействие элементов необходимо целостный предмет разделить (мысленно или практически) на составляющие части. Затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и взаимодействия, выявляя их роль в составе целого.

После того, как познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, опираясь на глубокое знание внутренней природы предмета это достигается с помощью таких операций как анализ и синтез

Анализ – метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы. Каждая из выделенных частей исследуется в отдельности, как части целого.

Синтез – позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа. Установить их связь и познать предмет, как единое целое.

Анализ и Синтез взаимосвязаны.

Примеры для анализа и синтеза

Анализ и синтез является наиболее элементарными и простыми приемами познания, и вместе с тем они являются и наиболее универсальными. (и на эмпирическом и на теоретическом уровнях)

На теоретическом уровне выявляются внутренние характеристики и связи. Операции анализа и синтеза находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать отдельно.

В процессе исследования часто приходится делать заключение о неизвестном, опираясь на уже имеющие знания.

Итак, индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строиться на основе частных посылок.

Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции является опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем изучая, анализирую факты, исследователь находит общие, повторяющиеся черты у объектов определенного класса. На этой основе он строит индуктивное умозаключение, в котором признак, выявленный у совокупности единичных объектов, приписывается всему классу.

Различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция – применима в тех случаях, когда все объекты одного класса могут быть изучены и перечислены, и найдены общие характеристики.

Неполная индукция применяется тогда, когда нет необходимости изучать все объекты класса.

Иногда в силу необозримости класса изучаемых явлений или в силу ограниченности человеческой практики.

Итак, неполной индукцией является такой прием рассуждений, в котором общий вывод делается на основе изучения ограниченного числа объектов класса.

Достоинства неполной индукции – позволяет сократить научный поиск, так как возможно прийти к общим положениям, раскрыть закономерности, не дожидаясь, пока будут исследованы все явления данного класса, но в этом и ее ограниченность. Так как вывод неполной индукции может привести и к недостоверному знанию.

Индуктивный вывод требует тщательной проверки опытного материала. Наиболее часто возникающие ошибки – это поспешность общения, общение без достаточного основания, по второстепенным или случайным признакам

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом мысли.

В дедукции, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера.

Началом дедукции являются аксиомы, гипотезы, имеющие характер общих заключений.

Процесс научного познания движется от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, проверке вывода и более глубокому обобщению и так бесконечно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системная характеристика науки | Аналогия и моделирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.