КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление. - (по А. В. Брушлинскому) – это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового
- (по А. В. Брушлинскому) – это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Основные качества мышления: · поиск и открытие существенно нового; Ø продуктивное мышление (творческое); Ø репродуктивное (стереотипное); · наличие мыслительных операций (обобщение – центральная мыслительная операция); · мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Выготскому), кроме того образами и знаками. · мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности; · мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренним, то есть происходит процесс интериоризации;
Мышление (А. Р. Лурия) – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения. Функции мыщления: 1. Понимание – постижение смысла и значвения; 2. Решение проблем и задач. Проблема – это ситуация в затруднении деятельности. Невозможность достичь поставленной цели известным способом. В процессе анализа проблемной ситуации формируется задача, то есть выделяется известное и неизвестное (что дано и что надо найти), то есть конкретизация проблемной ситуации. 3. Целеобразование – процесс порождения новых целей мышления и деятельности. Антиципация – это формирование образа будущего результата действий (предвосхищение). 4. Рефлексия – это деятельность мышления направленная на анализ себя, своих действий, мыслей (самопознание). Виды мышления: I. По содержанию мышления: 1. конкретно – действенное (невербальное); 2. наглядно – образное (невербальное); 3. вербальное (с 2-х лет): · мышление из конкретных мыслительных операций; · отвлеченное (абстрактно-логическое) мышление (состоит из формальных мыслительных операций); II. По характеру решаемых задач: 1. практическое; 2. теоретическое; III. По степени новизны и оригинальности: 1. репродуктивное; 2. продуктивное (творческое); IV. 1. продуктивное; 2. критическое. Мотивы мышления: I. Внутренние (специфически - познавательные) (интересно); II. Внешние мотивы (то что побуждает человека к деятельности). Стадии развития мышления \по Ж.Пиаже\ I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до появления речи). На этой стадии у ребенка формируется способность причинно следственных связей, пространственных отношений и организация предметов. Прим: мама вышла из комнаты – не значит ушла на совсем. С 5 месяца не всем улыбается. II. Дооперационное мышление \ символическое (2 – 6-7 лет). Эгоцентризм мышления, то есть ребенок понимает окружающие объекты, связи между ними как имеющие смысл только в плане удовлетворения его потребностей («бабушка посмотри какая у меня кукла» - разговор по телефону). Проявление эгоцентризма детского мышления: 1. Детский реализм (ребенок систематически вторгается во внешнюю реальность – это приводит к путанице между «я» и внешними предметами. Пример: изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает, то есть прозрачность изображаемых объектов (кошка, а внутри котята)); 2. Анимизм («одушевление» всех движущихся объектов, то есть наделяет их сознанием и жизнью); 3. Артифициализм (ребенок считает себя центром мироздания и в этом смысле у ребенка с 1 года жизни присутствует нарциссизм и мания величия, он считает, что все создано для человека и по воле человека). Синкретизм – это смутное и неверное представление о некоем целом. Отдельные детали этого целого выступают у ребенка в зависимости от представляемого им интереса. Проявление: 1. Интуитивный характер (ребенок не способен еще устанавливать связи между разными элементами ситуации и неспособен приводить доводы в пользу того, что он утверждает. Примет: у ребенка 6 конфет, он разделил их на две части: 3 и 3, и сказал, что «3 разделить на 2 = 6»); 2. Глобальность (ребенок не способен понять существующую организацию элементов. Он видит лишь нерасчлененное целое); 3. Рядоположенность (ребенок «на абум» вычисляет из целого отдельные элементы и не может связать их между собой и с целым. Пример: знает, что велосипед – это колеса, педали, цепь, но не знает как они между собой взаимодействуют); Мыслительные операции сформировываются к концу этого периода, но они конкретные (абстракции не доступны). III. Стадия конкретных мыслительных операций (6-7 – 11 лет). На этой стадии происходит усложнение мыслительных операций. Ребенок овладевает все более сложными числовыми операциями, но при этом они остаются преимущественно конкретными. IV. Формальные мыслительные операции / абстрактное мышление (с 11-12 - ∞). Мыслительные операции теперь выполняются не только в отношении конкретных предметов, но уже распространяются на гипотезы и суждения. Абстрактные гипотезы – это такие, из которых можно вывести следствие формальным (логическим) путем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |