Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования мышления

Подход к исследованию мышления К. Дункера (гештальт подход).

Концепция об открытии латентного признака (Л. Секей).

Концепции процесса мышления.

Внешний мир человека усваивается специфически, то есть второстепенные признаки не принимаются в расчет (обобщение происходит по существенным признакам, а второстепенные признаки - латентные).

Процессы творческого мышления заключаются часто в том, что находится некоторое латентное или скрытое свойство объекта в отличие от остальных свойств.

Задача Секея «со свечей»:

«Необходимо уравновесить весы, но таким образом чтобы они через некоторое время без вмешательства со стороны испытуемого вышли из равновесия». Для уравнивания дается предметы: разновесы (гири), карандаши, ластик, соль, спички, пластилин и обязательно свеча.

Сильное свойство – гореть и излучать свет.

Латентное – терять вес при горении.

Решение: зажженная свеча постепенно сгорает, теряя вес, вызывая при этом нарушение равновесия весов.

1. Проблема возникает тогда, когда у человека есть какая-то цель и он не знает как эту цель достичь. В этом случае включается мышление.

Мышление должно наметить ведущее к цели действие прежде чем они будут выполнены.

2. Всякое решение – это изменение данной ситуации или переструктурирование, то есть осмысленное варьирование соответствующими свойствами ситуации под углом зрения цели. Пример: задача с 9 монетами.

Задача Дункера:

Надо найти прием для уничтожения неоперабельной опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности органические ткани. При этом окружающие опухоль части тела не должны быть разрушены.

Решающие моменты в экспериментах – это:

1. Процесс пререструктурирования фигуры – фона, то есть части ситуации, которая раньше не осознавались или осознавались на заднем плане вдруг выделяются и становятся главными;

2. Моменты внезапного понимания («Ага» - переживания / инсайд).

Легче всего выделяют латентные свойства шизофреники.

 

 

I. Метод наблюдения (для исследования детского мышления) (эгоцентрическая речь);

В процессе диагностики мышления психолог обязательно использует метод косвенных наблюдений (то есть экспертная оценка того как испытуемый выполняет задание).

II. Эксперимент (эксперименты Леонтьева - «спички», «точки»), эксперименты Выготского - «эгоцентрическая речь»);

Вспомогательная задача – этот метод используется в эксперименте.

III. Диагностические методы изучения мышления.

Диагностические методы:

1. стандартизированные – тесты на интеллект (тест Ровена, тест Векслера).

2. не стандартизованные – это методики, в которых нет жесткого количественного стандарта. В этих методиках разрешается сокращать количество использованных методик. Такого рода методики используются, чтобы сделать заключение о сохранности или нарушенности функции (в норме или не в норме).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление. - (по А. В. Брушлинскому) – это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового | Забывание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.