Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Забывание

Память (мнемические процессы).

Показатель IQ.

Интеллект.

- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешность в разных видах деятельности.

- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).

К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.

IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.

Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.

Факторы влияющие на развитие и формирование интеллекта:

1. Наследственный;

2. Фактор окружения \ социальный;

К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.

3. Личностная характеристика человека;

Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).

Интеллект влияет на формирование развития личности:

· на самооценку;

· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.

Факторы негативно влияющие на интеллект:

· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);

· сильные стрессовые факторы.

Факторы способствующие удержанию уровня интеллекта:

· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).

- это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта и информации.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание;

· произвольное;

· непроизвольное;

· механическое заучивание (дословное заучивание);

· логическая (запоминание и воспроизведение основных положений).

2. Сохранение и удержание информации в памяти;

· кратковременная (удерживает информацию от нескольких секунд до минут. Объем: 7±2 единицы);

· оперативная (так называемая обслуживающая память, «чернорабочая», то есть это та информация, которая сохраняется в памяти пока решается задача – может длится дольше чем кратковременная);

· долговременная (не ограничена по объему и по времени. Основная трудность – извлечение информации).

При характеристике какого-либо вида памяти оценивается два показателя:

· объем;

· время действия.

Факторы влияющие на забывание и на сохранение:

1. Значимость (мотив; степень участия информации в деятельности личности);

2. Объем запоминаемого материала или информации (обратно пропорциональная зависимость);

3. Лучше в памяти сохраняются основные положения;

4. Эмоциональный фактор (то, что приятно \ не приятно; информация с положительной эмоциональной окраской запоминается лучше, и наоборот с негативной окраской - хуже);

5. «Место в списке», эффект края.

Информация начала и информация конца запоминается легче, чем информация середины.

Основной объяснительный механизм - интерференция.

В начале нет предыдущей стирающей информации, а в конце нет последующей – в середине присутствуют обе.

 

«Кривая забывания» (по Г. Эббингаузу).

Для бессмысленных слогов.

Очень сильная интерференция.

Реминисценция – это эффект временного улучшения памяти, который имеет место на второй день после заучивания.

Мнемические действия (приемы для запоминания):

Связаны с мыслительной обработкой информации.

1. Составление плана;

2. Смысловая группировка;

3. Смысловые опорные пункты:

· заглавия;

· эпитеты;

· примеры;

· сравнения и т.д.

4. Классификация материала;

5. Схематизация.

Готовые мнемотехнические приемы:

· «каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

· КОМО ЛИСТ РЕНО ЦИВЕРТОН (группировка).

Развитие памяти:

- память развивается у детей от доминирования непроизвольной к доминированию произвольной;

- от непосредственной к опосредованной (от механической к логической);

- для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего либо»;

- память развивается от запоминания более простыми и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному;

- в процессе обучения память становится все более управляемой и произвольной.

Дивергентность непосредственного и опосредованного запоминания (по Леонтьеву).

- любой материал, который можно запомнить механически запоминается именно так. В случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способ переработки информации. В этом случае непосредственная и опосредованная память функционируют независимо друг от друга (авторы: Леонтьев, Зинченко, Смирнов).

Появление мнемических действий составляет сущность развития памяти, включаются мнемические приемы (чтобы запомнить быстро, прочно и много).

Методы диагностики памяти:

1. Метод диагностики кратковременной памяти (метод напряжения памяти; субтест «повторение цифр» Векслер, методика «заучивания 10 слов» Лурия);

2. Диагностика эффективности долговременной памяти (методика «заучивания 10 слов» Лурия, отсроченное воспроизведение; через час-два: норма – 70%);

3. Методы изучения опосредованного запоминания (методика Леонтьева: с помощью картинок, «пиктограммы» Лурия);

4. Диагностика оперативной памяти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования мышления | Понятие уголовного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.