Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство редакционным коллективом

Тема 2.

Персонал управления занимает значимое место в структуре редакционного коллектива. В печатных СМИ к нему относятся главный редактор (в районных и многотиражных газетах -- редактор), его заместители, редакционная коллегия (редакционный совет), ответственный секретарь. На радио и телевидении руководство возложено на программного директора, генерального продюсера, редактора, а также на производственную и техническую дирекции.

Главный редактор газеты, обычно назначаемый учредителем, определяет ее информационную политику и концепцию, стратегию деятельности. К нему предъявляются серьезные требования. Особое значение имеют качества редактора как управленца. Он руководит работой редакции и редакционной коллегии (редакционного совета), самостоятельно решает все вопросы деятельности СМИ, утверждает штатное расписание, определяет должностные обязанности сотрудников, принимает их на работу и увольняет.

Приказы, распоряжения и указания главного редактора обязательны для исполнения всеми работниками редакции. Значительное место в его работе занимает решение финансовых проблем. Он заключает договоры (в том числе трудовые), выдает доверенности, открывает счета в банках. По согласованию с учредителем главный редактор назначает своих заместителей, ответственного секретаря, главного бухгалтера.

Персонально отвечая за содержание газеты, главный редактор руководит разработкой редакционных планов, определяет приоритетные темы и формы публикаций. Именно он несет ответственность за интеллектуальный и профессиональный уровень газеты, допущенные в ней ошибки и искажения. Руководитель редакции подписывает номер в печать, представляет редакцию в государственных органах и учреждениях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, а также в суде.

Приверженность любого главного редактора к правдивому освещению событий, поддержание делового контакта с редакционным коллективом, забота о сотрудниках редакции и строгое следование этическим журналистским нормам говорят о его высоком профессионализме. Примерный круг обязанностей главного редактора, тем не менее, во многом зависит от того, газету какого уровня он возглавляет, кто является учредителем (соучредителем).

Перед главным редактором республиканского общественно-политического издания стоит масса задач: ежедневное проведение планерок, подписание договоров и контрактов, разработка концепции газеты и планирование ее работы, взаимодействие со своими заместителями, ответственным секретарем, заведующими отделами, секретариатом, прием посетителей и т.п. В небольших частных газетах круг обязанностей главного редактора часто ограничивается обсуждением с авторами тем, чтением написанных ими материалов, макетированием номера и подписанием его в свет.

Главный редактор отвечает за морально-психологическое состояние в коллективе. Он постоянно заботится о повышении авторитета своего издания. В последнее время главному редактору приходится решать многочисленные вопросы, от которых зависит финансовая и техническая база издания. Тем не менее, главный редактор всегда должен быть готов выступить в газете в качестве пишущего журналиста. Как правило, это происходит тогда, когда ему надо высказать свое мнение по какому-либо принципиальному вопросу. Некоторые главные редакторы имеют в газете свои колонки или выступают под псевдонимами.

Должности «первый заместитель главного редактора» и «заместитель главного редактора» обязательно присутствуют в штатном расписании редакций республиканских общественно-политических газет. В редакции еженедельной газеты у главного редактора может быть один-два заместителя, курирующих творческие отделы. В большом коллективе крупного периодического издания ему требуется поддержка трех и более заместителей.

Первый «зам» в отсутствие главного редактора (если он, например, находится в отпуске, в командировке или болеет) проводит ежедневные планерки, принимает посетителей, ведет работу со штатными и внештатными авторами, подписывает газету в печать, то есть в текущей работе достаточно полноценно заменяет его и, следовательно, в значительной мере обладает качествами руководителя коллектива.

Когда же главный редактор находится на своем рабочем месте, его заместитель исполняет только свои постоянные функции. Допустим, у главного редактора, обладающего незаурядными журналистскими способностями, недостаточно развит организаторский дар. На должность первого заместителя главного редактора в таком случае желательно подобрать человека, умеющего на высоком уровне организовывать работу сотрудников.

Подбор заместителей главного редактора – дело сугубо индивидуальное. Каждый из них должен сочетать в себе как качества талантливого журналиста, так и организатора. В ряде изданий руководитель уделяет большую часть своего времени экономическим аспектам деятельности. Полномочия, связанные с подготовкой и выпуском газеты, он часто поручает своим заместителям. Каждый из них курирует свои творческие отделы, вникает в их повседневную работу, принимает участие в разработке тематических планов, помогает в подборе авторов, решении сложных творческих задач.

Работа редактирования номеров в разных редакциях организована неодинаково. Первоначально составляется проект номера, он обсуждается с редакторами отделов. Далее заместитель главного редактора редактирует материалы, возвращает их, если требуется, на доработку. В некоторых редакциях заместители работают «посменно». Если один из них сегодня отвечает за выпуск текущего номера, то второй будет завтра готовить к печати «свой» номер. Впрочем, это дело главного редактора, как планировать работу заместителей.

Для коллективного рассмотрения творческих вопросов, связанных с выпуском газеты, в редакциях республиканских СМИ создается совещательный орган – редакционная коллегия (редакционный совет). Возглавляет редколлегию главный редактор. В ее состав также входят заместители главного редактора, ответственный секретарь, заведующие наиболее значимыми отделами, авторитетные журналисты редакции, главный бухгалтер газеты. Обычно редколлегия состоит из 5–7 человек. Ее решения носят рекомендательный характер. Право принятия окончательного решения по тем или иным вопросам всегда остается за главным редактором.

Состав редакционной коллеги по предложению главного редактора утверждает учредитель. Регулярно (как правило, не реже одного раза в пять лет) он пересматривается по необходимости, а также может быть изменен в любое время решением учредителя. В небольших редакциях роль редколлегии играет весь коллектив журналистов.

Перед редколлегией стоит масса задач. На ее заседаниях разрабатывают концепцию издания, утверждают недельные, месячные, квартальные и годовые планы, обсуждают вопросы оформления издания, заслушивают отчеты заведующих отделами, собкоров, а также руководителей технических служб, вносят предложения о назначении, перемещении и увольнении сотрудников. По очереди члены редколлегии дежурят по выпуску газеты, в случае необходимости советуются с главным редактором по принципиальным вопросам.

Помимо заседаний редколлегии, в редакциях часто проводятся планерки. В республиканских газетах в них обычно участвуют главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие отделами. На планерке в деталях обсуждается план текущего номера газеты. Определяется, какие именно материалы необходимо поставить в номер, на какой полосе их разместить, каким образом подать. Конкретизируются сроки сдачи оперативных материалов. Кроме того, выбираются способы иллюстрирования. Наряду с актуальными публикациями, в план номера включаются материалы из «редакционного портфеля», которые «ждут» своего места на полосе. В него зачастую входят стихи, рисунки, эссе, зарисовки и др.

Планерку может проводить не только главный редактор, но и его первый заместитель или ответственный секретарь. Длится она обычно в течение 10-20 минут. Помимо планирования текущего номера газеты, на ней могут обсуждаться другие оперативные вопросы, касающиеся деятельности различных редакционных служб (ошибки корректоров, срыв графике подготовки предыдущего номера и др.).

Планерка – одна из основных форм коллективного планирования и обсуждения деятельности СМИ. Но не единственная. Примерно раз в полтора-два месяца а редакциях республиканских газет проходят летучки. Их всегда проводит главный редактор. В этом мероприятии участвуют его заместители и большинство творческих сотрудников газеты. На летучки также может приглашаться технический персонал. Иногда на них специально приходят обозреватели из других изданий. Длится летучка обычно не менее полутора-двух часов.

В ходе летучки анализируется деятельность редакции за определенный период. Корректируется курс газеты, обсуждаются изменения ее тематики, проблематики и концепции. Делается критический обзор наиболее важных материалов за определенный период. Приводятся мнения читателей об издании, анализируется редакционная почта. Предлагаются способы улучшения оформления газеты. Обсуждается творчество конкретных журналистов.

Во многом высокий творческий уровень газеты зависит от эффективной организации работы секретариата, который часто называют штабом газеты. Здесь из отдельных материалов формируется каждый конкретный номер. В секретариате должны работать специалисты с особым чутьем. Именно от них зависит, как будут поданы журналистские публикации, как будет смотреться газета. Они определяют ее лицо, поэтому должны делать свое издание привлекательным, броским.

В ходе работы над номером секретариат осуществляет координацию отделов редакции, что необходимо при составлении разделов, тематических подборок. Обычно секретариат руководит работой по конструированию номера, его графическому и художественному оформлению, техническому редактированию. В его непосредственном подчинении находятся отдел иллюстраций, стилистический редактор, корректоры, верстальщики, веб-дизайнер.

Секретариат создает необходимый запас журналистских материалов. Это набранные и подписанные к печати статьи, корреспонденции, репортажи. В любой момент они по согласованию с редактором могут быть заверстаны в текущий номер. Запас материалов облегчает своевременный выход газеты, позволяет избежать различных осложнений в работе. Работники секретариата читают каждый материал и в отсутствие автора при необходимости могут его сокращать. Секретариат контролирует сроки сдачи оригиналов в набор, график верстки полос, организует работу корректоров, следит за качеством вычитки материалов и несет ответственность за соблюдение графика выпуска газеты в свет.

Во главе названного подразделения редакции стоит ответственный секретарь, имеющий, в зависимости от типа издания, от одного до четырех заместителей. Он руководит всеми процессами, связанными с выпуском и оформлением газеты. Ответственный секретарь или его заместители внимательно прочитывают материалы, подготовленные отделами, чтобы постоянно быть в курсе дела, что находится в «редакционном портфеле». Принятые и отобранные в номер материалы ответственный секретарь, предварительно сделав макет номера, дает на вычитку главному редактору.

Ответственный секретарь контролирует выполнение недельного, квартального и месячного графика поступления материалов в секретариат, регулярность публикации рубрик, полос, подборок, организует работу отдела верстки. Входя в состав редколлегии, он активно участвует в разработке стратегии газеты, в определении ее целей и задач, решает вопросы, связанные с общим моделированием и перспективным планированием издания.

Получив план номера, сотрудники секретариата приступают к составлению макетов (графических рисунков) будущих полос и представляют их на утверждение ответственному секретарю, который в свою очередь показывает готовый проект главному редактору. Когда план номера одобрен, сотрудники секретариата подбирают материалы и иллюстрации. После этого работа над номером переходит к верстальщикам, которые оформляют полосы в соответствии с композиционно-графической моделью издания. У каждой газеты есть устоявшаяся графическая модель. Она формируется секретариатом на протяжении многих лет и позволяет оптимально сочетать на газетных страницах информационные и аналитические материалы.

Принципы руководства аудиовизуальными СМИ во многом схожи с организацией работы печатных изданий. На телевидении и радио ключевую роль играет программный директор. Он разрабатывает сетку вещания, подбирает время эфира для различных передач, составляет распорядок работы ведущих, следит за наполнением информационных выпусков, участвуют в планировании рекламных акций, отслеживает изменение характера аудитории теле и радиопередач, изучает конкурирующие СМИ, обеспечивает сбалансированность позиции телеканала или радиостанции, занимаемой по важнейшим общественно-политическим вопросам.

Программный директор радиостанции часто занимается разработкой и корректировкой ее форматной политики (наиболее распространены новостной, музыкальный и разговорный форматы). Понятие «формат» подразумевает основные принципы и параметры вещания, то есть определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную аудиторию, подбор музыкальных композиций, определенный способ подачи новостей, манеру поведения ди-джеев и др. Музыкальный директор определяет те композиции, которые будут звучать в эфире радиостанции. Он также может устанавливать контакты со звукозаписывающими компаниями и заказывать музыкальные материалы.

Генеральный продюсер – еще одна важная должность, но на этот раз на телевидении. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью. Генеральный продюсер следит за идейно-художественным уровнем передач, отвечает за финансовую сторону подготовки программ, продумывает стратегию вещания, оформление экранной «картинки». От него зависит организация работы репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании.

За содержание и качество передач отвечает редактор. Это организатор творческого процесса. Он работает как с текстовым материалом, так и с видеорядом. Редактор рассматривает сценарные заявки авторов передач, утверждает их, оценивает подготовленные к эфиру сюжеты. Технологическим процессом подготовки и выпуска в эфир каждой программы руководит режиссер. Рядом с ними работают администраторы и ассистенты, обеспечивающие выделение транспорта, видеокамер, съемочных павильонов и др. Звукорежиссер руководит подготовкой и передачей в эфир звукового материала (готовит запись текстов, шумов, музыки, работает с фонотекой, следит за качеством звука, своевременным его включением и выключением, микшированием). Он контролирует выходной сигнал, работает в тесном контакте с оператором, ассистентом, ведущим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды проф деятельности журналиста | Творческий персонал редакции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.