Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий персонал редакции

Тема 3.

 

Деятельность редакции, как говорилось в одной из предыдущих лекций, осуществляется в трех направлениях – творческом, техническом и коммерческом. В печатных СМИ над созданием каждого номера периодического издания трудится много людей. Они составляют коллектив. Ни одна газета немыслима без журналистских публикаций. Их созданием занимается творческий персонал редакции. Подготовка материалов обычно начинается в том или ином творческом отделе редакции, где под руководством заведующего работают корреспонденты и обозреватели.

Корреспондент отдела новостей, например, собирает оперативную информацию и готовит ее в печать в виде публикаций информационных жанров. Для этого он устанавливает контакты с министерствами, ведомствами, организациями и другими источниками информации, своевременно информируя редакцию о предстоящих событиях в закрепленных за ним отраслях. Корреспондент несет ответственность за оперативное и достоверное освещение событий. По заданию заведующего отделом он также работает с письмами, поступающими в редакцию. В штат ежедневных республиканских изданий может быть зачислено более 50-60 корреспондентов, работающих по различным тематическим направлениям.

Перечень должностных обязанностей корреспондента того или иного отдела весьма широк: он регулярно составляет индивидуальные творческие планы, готовит подборки и рубрики, собирает оперативную информацию. Все свои действия корреспондент согласует с планом и основными направлениями деятельности отдела. В течение месяца он, как правило, обязан опубликовать обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора. В республиканских газетах это обычно от 1,5 до 2,6 тыс. строк в месяц, или же 80-156 тыс. печатных знаков.

Корреспондент должен формировать свое личное досье, постоянно изучать информационные потребности читателей, вырабатывать активную реакцию на любой источник общественно-значимой информации, быть способным быстро переключаться с одного задания на другое. Ему необходимо научиться пользоваться системой каналов информации (ленты новостей информационных агентств, сообщения пресс-центров и пресс-служб, базы данных, публикации в конкурирующих СМИ и др.).

При составлении творческого плана на день, неделю, месяц начинающего журналиста зачастую охватывает состояние безысходности. Вопрос о том, где взять тему для следующей публикации, весьма сложен. Во-первых, не так просто понять, что именно интересует читателей. Аудитория неоднородна в своих вкусах и пристрастиях. Во-вторых, читатели всегда ждут от СМИ чего-то нового, неожиданного. Возможно, не стоит отказываться от «дежурного» перечня любимых читательских тем. Надо только найти им свежую форму, попытаться «повернуть» их новой стороной. Рекомендуется распределить темы в порядке возрастания их сложности, найти надежные источники информации, постараться уже в формулировке темы обозначить ее главную идею.

Во многих крупных редакциях есть специальные корреспонденты (спецкоры). Эти журналисты выезжают на места событий для выполнения особых заданий, готовят наиболее ответственные материалы по закрепленным за ним направлениям работы. В роли спецкора может выступать любой журналист. Получив задание, он выезжает в командировку, в результате которой в газете появляется публикация за его подписью с пометкой «специальный корреспондент». После этого журналист возвращается к выполнению своих обычных обязанностей в отделе.

Должность собственного корреспондента (собкора), как правило, есть в редакциях республиканских газет. Чаще всего собкора подбирают из числа журналистов, хорошо проявивших себя в областной или районной прессе. Количество собственных корреспондентов редакции зависит от типа и уровня издания, региона его распространения. Редакции крупных газет имеют несколько собкоров, иногда и за границей. Собкор является официальным представителем редакции газеты в той области, где он живет. Работая в постоянном контакте с местными органами власти, он обязан быть в курсе событий, проявлять инициативу и оперативность. Собкор организует работу внештатных корреспондентов, встречается с читателями, работает с письмами, которые приходят в собкоровский пункт. Периодически редакции газет проводят совещания собкоров, а их отчеты и публикации обсуждаются на заседании редколлегии.

В состав творческих отделов редакции входят также обозреватели. В некоторых редакциях они могут подчиняться непосредственно главному редактору. В отличие от корреспондентов, которые в основном занимаются сбором оперативной информации, обозреватели готовят преимущественно аналитические материалы в жанрах статьи, обозрения и комментария по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, культурной тематике). Как правило, на должность обозревателя назначается опытный журналист, склонный к аналитическому мышлению и хорошо разбирающийся в определенной сфере. При отсутствии в редакции штатной должности обозревателя в его роли может выступать опытный корреспондент отдела.

Профессия репортера (корреспондента) на телевидении имеет множество разновидностей: он может специализироваться как в определенной сфере (криминальная хроника, политика, экология и др.), так освещать все новости одного региона. Но в творческом процессе участвует не только он, но и оператор, режиссер, видеоинженер, музыкальный редактор. Только при условии их скоординированной работы корреспонденту удастся в полном объеме раскрыть идею своего сюжета и донести ее до зрителей.

Телевизионный обозреватель чаще всего является специалистом в какой-либо области и ведет персональную передачу, высказывая в ней личные суждения, беседуя с гостями студии. Часто на экране можно видеть также телекомментаторов. Они разъясняют зрителям сложные вопросы политической и экономической направленности, выступают с собственными прогнозами и оценками. К другим творческим сотрудникам телевидения можно отнести ведущих информационных программ, интервьюеров, модераторов, шоуменов и др.

Практика телеэфира не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль. Некоторые ведущие телеэфира выполняют обязанности интервьюера, комментатора, модератора, а также в качестве редакторов участвуют в творческом процессе.

При подготовке материалов для печатных и аудиовизуальных СМИ журналисты не должны забывать о том, что в соответствии с Законом РБ «О печати и других средствах массовой информации» они имеют ряд прав и обязанностей. Их нарушение влечет административную и даже уголовную ответственность. В частности, если в газете будет опубликована недостоверная и необъективная информация, герой публикации может подать исковое заявление в суд на автора и редакцию о защите чести, достоинства и деловой репутации.

С другой стороны, в соответствии с Уголовным кодексом Беларуси, воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное с ущемлением его прав и законных интересов, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Правовой статус журналиста базируется на той социальной роли, которую он играет в обществе. В частности, он имеет право собирать, запрашивать, получать и распространять информацию; обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, общественные объединения либо их пресс-службы. Журналист также имеет право присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, на митингах и демонстрациях, в местах других общественно важных событий и передавать оттуда информацию. Закон предоставляет ему право получать доступ к документам и материалам копировать и публиковать их, а также делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники.

При сборе информации журналист имеет право обращаться к специалистам при проверке фактов. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители государственных органов и учреждений, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции в течение десяти дней после получения устного или письменного запроса. Сотрудник СМИ имеет право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи; высказывать в них свои личные мнения и оценки.

Государственные органы, организации, общественные объединения, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации не только по запросам редакций, но и путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами. Отказ в представлении запрашиваемой информации возможен, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну.

Редакции СМИ имеют право на аккредитацию своих корреспондентов при государственных органах, организациях, учреждениях. Аккредитация дает право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, работать с документами, брать эксклюзивные интервью и др.

Помимо предоставления журналисту ряда прав, законодательство требует от него исполнения обязанностей. В частности, он обязан соблюдать требования устава редакции; проверять достоверность полученных им сведений; представлять для публикации объективную информацию; указывать по желанию собеседников их авторство; сохранять конфиденциальность информации и ее источники; получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина (за исключением случаев, если это необходимо для защиты общественных интересов). При получении информации от граждан и должностных лиц журналист должен сообщать им о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок.

После того, как материал собран, работа с ним начинается в творческих отделах. Это основные звенья редакции. Если секретариат можно сравнить со «сборочным цехом», то отделы – это «производственные цеха», готовящие все необходимое для создания номера газеты. В отделах планируются, организуются и пишутся материалы на различные темы. Из отделов выпускаются подготовленные к печати тексты, которые затем поступают к заместителю главного редактора, курирующему определенную тематику, а также в секретариат.

Каждый творческий отдел отвечает за освещение того или иного тематического направления, освещает основные события и тенденции в различных сферах жизнедеятельности общества. Подавляющее большинство республиканских общественно-политических изданий имеет в своей структуре отделы информации (новостей), политики, экономики, социальных проблем, культуры, морали и права, международных отношений, спорта, журналистских расследований и др. Между отделами редакции существуют принципиальные отличия. Например, поэтапный анализ развития экономической ситуации в стране на протяжении нескольких лет, допустимый в отделе экономики, абсолютно невозможен в службе новостей.

Численность сотрудников в отделе зависит как от особенностей издания, так и от внимания главного редактора к тому или иному тематическому направлению. Чаще всего творческое подразделение состоит из двух-трех журналистов (корреспондентов, обозревателей), которые работают под руководством заведующего отделом. В малочисленных редакциях в отделе может работать всего один-два человека. Для районной газеты характер отделов однотипен. Их обычно три – сельского хозяйства, писем и социально-экономических проблем. Причем это деление весьма условно.

Периодическому изданию бывает свойственно трансформироваться под воздействием ряда причин – корректировки целей, задач, основной проблематики газеты, увеличения объема, периодичности, тиража. Поэтому количество отделов и их состав с течением времени могут претерпевать некоторые изменения. Многие редакции негосударственных газет сегодня отказались от жесткой структуры отделов. Определены лишь основные тематические направления (политика, экономика, социальные проблемы, культура, спорт и др.).

На телевидении наибольший объем нагрузки часто приходится на отдел новостей. В его состав могут входить директор, продюсер (заместитель директора), продюсер перспективных съемок, редакторы-координаторы, корреспонденты, телеоператоры, режиссеры теленовостей, ведущие, звукорежиссеры. Деятельность отдела новостей сводится к освещению актуальных событий, охватывающих различные стороны жизни общества (политические, экономические, культурные, спортивные), а также экстремальные случаи жизни и деятельности конкретных людей, имеющие общественный резонанс.

Подготовкой материалов к печати или выходу в эфир по соответствующему направлению руководит заведующий отделом (редактор отдела ), которыйдолжен быть широко информированным обо всех событиях, касающихся вверенной ему сферы жизни. Уровень его квалификации, профессионализма, способностей во многом определяют качество тематического наполнения СМИ. Заведующий отделом сочетает в себе качества умелого организатора, квалифицированного редактора, талантливого творческого сотрудника. Он также может быть активно практикующим журналистом.

Перед заведующим отделом стоит множество задач: он планирует и организует работу своего подразделения, редактирует журналистские материалы, контролирует работу журналистов, сроки выполнения заданий, разрабатывает месячные и перспективные планы публикаций, сам готовит определенное число материалов, выезжает в командировки; проводит встречи с читателями; активно участвует в работе по выпуску номеров. Он обеспечивает необходимый запас «редакционного портфеля», координирует работу штатных и внештатных сотрудников.

На радиостанциях и телеканалах работают дирекции и редакции, сходные с отраслевыми отделами газет. В частности, вместо отдела новостей создается дирекция информационного вещания. В аудиовизуальных СМИ намного шире представлена художественно-публицистическая и развлекательная продукция. Практически в любой телерадиокомпании есть редакция музыкальных программ. Существуют отделы, готовящие документально-публицистические программы.

Помимо творческих подразделений, в крупных редакциях есть отдел писем. После поступления в редакцию каждое письмо регистрируется, затем направляется сотрудникам других отделов для чтения, анализа, принятия мер, отправки в соответствующие ведомства, учреждения, предприятия для проведения расследования и принятия мер. Как правило, срок прохождения писем в редакции составляет не более пяти дней. Наиболее острые, злободневные и интересные письма передаются главному редактору или его заместителям, выносятся на коллективное обсуждение.

Письма, требующие тщательной проверки и разбирательства, часто направляются корреспондентам, обозревателям, собственным корреспондентам. Собкор обязан в течение десяти дней со дня получения письма разобраться с фактами, приведенными в нем, получить комментарии руководителей соответствующих ведомств, после чего сообщить о результатах в отдел и автору письма. В тех случаях, когда письмо не может быть использовано в газете, собкор добивается решения вопроса местными органами власти. Письма, направленные редакцией в различные учреждения и организации для реагирования и принятия мер, берутся на контроль.

Письма публикуются как самостоятельно, так и в виде подборок под рубриками «Нам пишут», «Читатели сообщают», «Форум», «Читатель -- газета» и др. Работа с письмами требует особой проницательности. При подготовке их к публикации необходимо проверить авторство обращения в редакцию (соответствие действительности сведений о лице, приславшем письмо – фамилию, имя, отчество, адрес, место работы и должность), а также достоверность изложенной в письме информации.

В отдельных письмах факты подобраны тенденциозно и даже намеренно искажены. В таком случае малейшая неточность может привести к серьезной ошибке на страницах газеты. Письма, отобранные для публикации в газете, сдаются в секретариат только после тщательной проверки приведенных в них фактов. При публикации писем допускается редактирование и сокращение текста с условием, что правки не искажают смысл написанного.

В последние годы в практике работы отдела писем все шире используются возможности электронной почты. Во многих изданиях каждый журналист имеет свой почтовый ящик на редакционном сервере. Это позволяет сотрудникам СМИ наладить обратную связь с читателями, слушателями и зрителями, отбирать для своих выступлений наиболее интересные для аудитории темы. Читатели также имеют возможность высказывать свои мнения по поводу опубликованных в газете материалов в форуме или гостевой книге, имеющихся на сайте издания.

Письма в редакцию – одна из важнейших форм обратной связи с читателями. Но не единственная. Многие редакции сегодня также уделяют значительное внимание массовой работе. В первую очередь она включает в себя встречи с читателями. Они проводятся не только во время подписных кампаний, но и по другим случаям. Постоянные читатели газеты всегда укажут редакции на ее недостатки, подскажут новые темы, посоветуют более широко и глубоко освещать те или иные вопросы. Практикуется также организация выездных редакций.

Существуют и другие формы массовой работы. Например, проведение различных конкурсов (игровых, литературных и проч.) среди читателей, спортивных соревнований, а также организация промо-акций, презентаций, выставок, праздников. Газета «Минский курьер», например, уже несколько лет каждое лето организует фестиваль газеты с участием известных артистов. Задачей массовой работы редакции также является привлечение новых подписчиков. Среди тех, кто подпишется на газету и пришлет в редакцию копию подписного абонемента, часто разыгрываются ценные призы.

Достаточное внимание массовой работе уделяют и аудиовизуальные СМИ. При них часто работают продюсерские центры, занимающиеся организацией и проведением рекламных кампаний, шоу-программ, массовых мероприятий, фестивалей, концертов, клубных и корпоративных вечеринок. В подготовке таких акций участвуют как журналисты, так и режиссеры-постановщики, звукорежиссеры, сценаристы, шоу-ведущие, ди-джеи, модели, артисты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Руководство редакционным коллективом | Тема 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.