Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические требования к проведению экскурсий

Методические требования были
сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсако-
вым в книге.«Зоологические экскурсии». Основные требования
:

1. Экскурсия должна быть предварительно подготов-
лена.

2. На экскурсии учитель должен говорить только о том,
что может показать и не превращать ее в лекцию под откры-
тым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося
изучением объектов следует избегать.

3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не
только в руках у учителя, но и у каждого участника экс-
курсии.

4. Учитель обязан обеспечить активность участников экс-
курсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных
заданий, а не пассивно следовать за руководителеv и слушать
его объяснения.

5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти
учащихся последующей его проработкой. В противном случае
экскурсия остается незавершенной.

Структура экскурсии:

1. Предварительная подготовка учителя:

· постановка цели и задач экскурсии;

· выбор маршрута и его посещение;

· подбор объектов для наблюдений и исследований;

· разработка заданий для работы учебных бригад;

· определение формы отчетности;

· составление конспекта проведения экскурсии;

· предварительная подготовка учащихся.

2. Проведение экскурсии:

· вводная часть (перед выходом из школы):

– постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;

– раздача учебного оборудования и заданий бригадам;

– инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения
в природе;

· основная часть (на месте экскурсии):

– вводная беседа;

– самостоятельная работа бригад;

– отчет о работе на местах;

– обобщающая беседа. Подведение итогов;

· заключительная часть (в классе):

– обработка собранного материала;

– запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов
наблюдений;

– закрепление материала экскурсии.

Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделю
до ее проведения.

Учитель определяет тему, цели и посещает место для
проведения экскурсии, где выбирает природные объекты
для наблюдений и исследований. Составляются задания для
самостоятельной работы учащихся, пишется конспект.
С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить
заранее.

Класс разбивается на бригады по 5 – 6 человек, с ними
проводится подробный инструктаж, рассматриваются ри-
сунки и читаются описания природных объектов, с которыми дети могут встретиться на экскурсии (они помещены в
атласе-определителе по природоведению и экологии для
начальной школы «От земли до неба» А.А. Плешакова).
Подбирается экскурсионное оборудование, атласы-опреде-
лители. Учитель продумывает, как будет отчитываться
каждая бригада.

Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учитель
напоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное
оборудование. Учащимся запоминаются правила поведения
в природе. Если экскурсия проводится в лес или парк, то
правила могут быть следующими:

· Не шумите. Шум пугает лесных обитателей и вы рис-
куете большинства из них не увидеть.

· Ходите только по тропинкам. Вытаптывая лесную под-
стилку, вы уничтожаете травянистые растения, всходы
деревьев и кустарников, мелких животных.

· Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Если увиде-
ли сломанную ветку, замажьте рану специальной за-
мазкой.

· Не подходите близко к гнездам птиц. Испуганные птицы могут покинуть гнезда, и кладка яиц погиб-
нет. Наблюдение за птицами проводите в полной
тишине.

· При изучении насекомых действуйте аккуратно. По-
местив насекомого в баночку и внимательно рассмотрев,
обязательно выпустите его обратно.

Если до места экскурсии приходится добираться общест-
венным транспортом, то нужно повторить правила поведения
в транспорте и на улице.

На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу.
Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскур-
сию следует начать образным описанием общего вида при-
родного ландшафта, создающего у учащихся определенный
эмоциональный настрой.

После вступительной беседы учитель разводит бригады по
местам их самостоятельной работы. В каждой группе следу-
ет выбрать «бригадира», ответственного за выполнение зада-
ний, и «секретаря», ведущего записи результатов наблюде
ний. Обычно записи на экскурсии ведутся в блокнотах ка-
рандашами. Рассмотренные объекты зарисовываются или
фотографируются. Природный материал собирается в огра-
ниченном количестве и только тот, который необходим для
работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных соби-
рать запрещено. Учитель по очереди контролирует работу
каждой бригады.

По окончании работы каждая группа на месте отчитыва-
ется о результатах проведенных наблюдений. Затем орга-
низуется обобщающая беседа, на которой подводятся ито-
ги проделанной работы. При этом делаются выводы о по-
ложительном и отрицательном влиянии человека на окру-
жающую природу, намечаются меры по ее охране, доступ-
ные для выполнения младшими школьниками. Закончить
работу можно подвижными играми, связанными с темой
экскурсии.

Обработка результатов экскурсии проводится по воз-
вращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются
в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный
природный материал систематизируется.

Очень важно провести закрепление материала экскурсии.
Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход
экскурсии, более подробно разъясняя все виденное, допол-
няя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом
частные детали складываются в одно целое. При таком проведении экскурсий у младших школьников
вырабатываются первоначальные умения, необходимые для
изучения естественных наук в более старших классах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экскурсии – это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить на- блюдения и изучать природные процессы в естественных условиях | Методика проведения фенологических наблюдений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.