Внеурочная работа – это форма орга- низации учащихся для самостоятельного выполнения обя- зательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным ме- стом их проведения всеми учащимися класса.
Внеурочные задания выполняются:
· в классе (заполнение «Фенологического уголка»);
· в уголке живой природы (уход за комнатными расте- ниями и домашними животными);
· на природе (проведение фенологических наблюдений);
· на учебно-опытном участке (посадка культурных рас- тений и уход за ними);
· на географической площадке (наблюдения за погодой).
Необходимость организации внеурочных работ по естест- вознанию объясняется:
– длительностью проведения многих наблюдений за растениями и животными,
–отсутствием воз- можности провести некоторых опытов с учащимися всего класса и др.
Внеурочные работы могут быть:
· предварительными и вы- полняться за несколько недель до урока, на котором исполь- зуются результаты работы (проращивание семян, размноже- ние растений),
· непосредственными, которые требуется выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за комнатными растениями). Некоторые задания, например, гигиеническо- го характера, выполняются детьми с целью закрепления после изучения соответствующего материала на уроке.
Учитель обязан контролировать, оказывать помощь и оценивать выполнение внеурочных заданий учащимися.
К внеурочным работам относятся прежде всего фенологи- ческие наблюдения, т.е. систематические наблюдения над сезонными изменениями в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных (рас- пускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) – на- зывают фенологическими явлениями.
В обязательном минимуме содержания начального обра- зования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе.
Проведение фенологических наблюдений является необ- ходимым условием изучения курса естествознания. Наблю- дения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации ре- зультатов наблюдений.
На педагогическую ценность учета сезонных изменений в природе при работе с младшими школьниками указывал еще К.Д. Ушинский: «Если учение не хочет быть сухим, от- влеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы развивать дитя во всей его гармоничной природной целост- ности, то не должно никогда терять из вида места и времени... Я не нахожу... лучшего средства как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то время года, когда учение происходит, чтобы впечатления... были в ребенке живы и могли быть проверены его собствен- ным опытом и чувствами» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1968. – С.142.).
Большое значение проведению фенологических наблюдений придавал А.Я. Герд. Он писал: «Весной дети делают ежедневные на- блюдения над пробуждающейся растительностью, развитием почки, прилетом птиц, осенью – над увяданием цветов, из- менениями цвета листвы, созреванием плодов, над муравь- иной кучей или пчелиным ульем и пр.» (Герд А.Я.Избранные пед. труды/ Под. Ред. Б.Е. Райкова. – М., 1953 – С. 78).
В начале ХХ века методику проведения школьных феноло- гических наблюдений разрабатывал Д.Н. Кайгородов. Если вы отмети- ли день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок, появились первые ласточки...,зазеленела береза,...прошла первая весенняя гроза, покрылась льдом река... – вы произ- вели уже целый ряд фенологических наблюдений, писал он в книге «О школьных фенологических наблюдениях».
И.И. Полянский считал, что если проводить такие наблюде- ния из года в год, то они «...в конце концов втягивают наблюда- теля, обращаются в потребность... Сближая с окружающей природой, они весьма ценны и тем, что... заставляют вниматель- но всматриваться в окружающее, предвидеть,... какое явление следует ожидать в ближайшую очередь...Изучение последова- тельности и связи явлений дает возможность предвидения. На- пример, весенний прилет черных стрижей почти безошибочно указывает на приближение теплого воздушного течения...» (Полянский И.И. Сезонные явления в природе. – Спб., 1910 – С.6).
Фенологические наблюдения содержат много ценных пе- дагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблю- дательности, памяти, логического мышления детей – ка- честв, необходимых при изучении естественных наук.
Для организации наблюдений за сезонными явлениями в при- роде учителю нужно знать основные правила их проведения:
1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание че- ремухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.
2. Выбранный участок по своему рельефу и составу расти- тельности должен быть характерным для окружающей ме- стности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном коли- честве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный уча- сток), и их возраст.
3. Определите названия деревьев, кустарников и травяни- стых растений вашего участка. Это могут быть: тополь чер- ный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, ши- повник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдель- ные записи.
4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осе- нью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.
5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими жи- вотными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого орга- низма вне условий его существования.
6. Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это по- может вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.
7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления.
8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с ро- дителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
В классе должен быть «Фенологический уголок», который чаще всего имеет следующие рубрики:
а) наблюдения за погодой (на месяц);
б) план фенологических наблюдений (за неживой природой, растения- ми, животными);
в) народный календарь;
г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных объектах и явлениях);
д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с кон- вертом для ответов; детей). Сведения, помещенные в этих рубриках должны обновляться каждую неделю.
Рубрики могут меняться. В фенологический уголок может помещаться дополнительный материал к текущему уроку естествознания; делаться обзор периодических изданий о при- роде; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.
Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное раз- витие природы в нашей местности». Он может иметь сле- дующий вид:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление