Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения фенологических наблюдений

Читайте также:
  1. IV. Порядок проведения экспертизы
  2. VIII. Лекционный материал по теме: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
  3. Агрегатные индексы. Методика их построения
  4. Адгезивная методика.
  5. Анализ подготовки и проведения делового выступления
  6. Аттестация рабочих мест. Задачи и этапы проведения.
  7. Бухгалтерская отчетность как основной источник информации для проведения финансового анализа
  8. Валовой внутренний продукт как важнейший показатель состояния национальной экономики. Методика расчета ВВП по потоку доходов и потоку расходов.
  9. Виды инвентаризаций. Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации
  10. Виды оборудования для проведения операций с наличными деньгами
  11. Виды относительных величин и методика их расчета.
  12. Виды планов, методика их разработки

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Внеурочная работа –это форма орга-
низации учащихся для самостоятельного выполнения обя-
зательных, связанных с изучением курса практических
заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного
расписания по времени и не связанных с определенным ме-
стом их проведения всеми учащимися класса.

Внеурочные задания выполняются:

· в классе (заполнение «Фенологического уголка»);

· в уголке живой природы (уход за комнатными расте-
ниями и домашними животными);

· на природе (проведение фенологических наблюдений);

· на учебно-опытном участке (посадка культурных рас-
тений и уход за ними);

· на географической площадке (наблюдения за погодой).

Необходимость организации внеурочных работ по естест-
вознанию объясняется:

– длительностью проведения многих
наблюдений за растениями и животными,

–отсутствием воз-
можности провести некоторых опытов с учащимися всего
класса и др.

Внеурочные работы могут быть:

· предварительными и вы-
полняться за несколько недель до урока, на котором исполь-
зуются результаты работы (проращивание семян, размноже-
ние растений),

· непосредственными, которые требуется
выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за комнатными
растениями). Некоторые задания, например, гигиеническо-
го характера, выполняются детьми с целью закрепления
после изучения соответствующего материала на уроке.

Учитель обязан контролировать, оказывать помощь и
оценивать выполнение внеурочных заданий учащимися.

К внеурочным работам относятся прежде всего фенологи-
ческие наблюдения,
т.е. систематические наблюдения над
сезонными изменениями в природе.

Сезонные изменения в жизни растений и животных (рас-
пускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) – на-
зывают фенологическими явлениями.

В обязательном минимуме содержания начального обра-
зования рекомендуется проводить регулярные наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе.

Проведение фенологических наблюдений является необ-
ходимым условием изучения курса естествознания. Наблю-
дения за погодой и фазами развития растений и животных
продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому
очень важно в подготовительном курсе познакомить детей
с правилами проведения наблюдений, выработать у них
первоначальные умения по отбору объектов и фиксации ре-
зультатов наблюдений.

На педагогическую ценность учета сезонных изменений
в природе при работе с младшими школьниками указывал
еще К.Д. Ушинский: «Если учение не хочет быть сухим, от-
влеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы
развивать дитя во всей его гармоничной природной целост-
ности, то не должно никогда терять из вида места и времени...
Я не нахожу... лучшего средства как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то
время года, когда учение происходит, чтобы впечатления...
были в ребенке живы и могли быть проверены его собствен-
ным опытом и чувствами» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1968. – С.142.).



Большое значение проведению фенологических наблюдений придавал
А.Я. Герд. Он писал: «Весной дети делают ежедневные на-
блюдения над пробуждающейся растительностью, развитием
почки, прилетом птиц, осенью – над увяданием цветов, из-
менениями цвета листвы, созреванием плодов, над муравь-
иной кучей или пчелиным ульем и пр.» (Герд А.Я.Избранные пед. труды/ Под. Ред. Б.Е. Райкова. – М., 1953 – С. 78).

В начале ХХ века методику проведения школьных феноло-
гических наблюдений разрабатывал Д.Н. Кайгородов. Если вы отмети-
ли день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок,
появились первые ласточки ...,зазеленела береза, ...прошла
первая весенняя гроза, покрылась льдом река... – вы произ-
вели уже целый ряд фенологических наблюдений, писал
он в книге «О школьных фенологических наблюдениях».

И.И. Полянский считал, что если проводить такие наблюде-
ния из года в год, то они « ...в конце концов втягивают наблюда-
теля, обращаются в потребность... Сближая с окружающей
природой, они весьма ценны и тем, что... заставляют вниматель-
но всматриваться в окружающее, предвидеть, ... какое явление
следует ожидать в ближайшую очередь ...Изучение последова-
тельности и связи явлений дает возможность предвидения. На-
пример, весенний прилет черных стрижей почти безошибочно
указывает на приближение теплого воздушного течения... » (Полянский И.И. Сезонные явления в природе. – Спб., 1910 – С.6).

Фенологические наблюдения содержат много ценных пе-
дагогических элементов, дают простор исследовательской
работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблю-
дательности, памяти, логического мышления детей – ка-
честв, необходимых при изучении естественных наук.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в при-
роде учителю нужно знать основные правила их проведения:

1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
должен быть расположен недалеко от школы или от места
жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни
и те же фенологические явления (например, зацветание че-
ремухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на
окраине, в южной и северной части города.

2. Выбранный участок по своему рельефу и составу расти-
тельности должен быть характерным для окружающей ме-
стности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
растущих по соседству друг с другом и в достаточном коли-
честве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
сезонных изменений условия, в которых находятся растения
(освещенность солнцем, возвышенный или низменный уча-
сток), и их возраст.

3. Определите названия деревьев, кустарников и травяни-
стых растений вашего участка. Это могут быть: тополь чер-
ный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, ши-
повник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
распространенные растения. По каждому виду ведите отдель-
ные записи.

4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осе-
нью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
зависит от их частоты.

5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими жи-
вотными проводите в полной тишине. Не берите животных
в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого орга-
низма вне условий его существования.

6. Наступление того или иного фенологического явления
соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это по-
может вам установить закономерности в развитии неживой
и живой природы.

7. Все записи происходящих в природе явлений делайте
в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
дату их наступления.

8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с ро-
дителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

В классе должен быть «Фенологический уголок», который
чаще всего имеет следующие рубрики:

а) наблюдения за погодой (на месяц);

б) план фенологических наблюдений (за неживой природой, растения-
ми, животными);

в) народный календарь;

г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных
объектах и явлениях);

д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с кон-
вертом для ответов; детей). Сведения, помещенные в этих
рубриках должны обновляться каждую неделю.

Рубрики могут меняться. В фенологический уголок может
помещаться дополнительный материал к текущему уроку
естествознания; делаться обзор периодических изданий о при-
роде; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию
или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.

Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное раз-
витие природы в нашей местности».
Он может иметь сле-
дующий вид:

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические требования к проведению экскурсий | Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.