Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция




Совершенная конкуренция

ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Под конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цене любое количество единиц товара (рис. 8.1).

 

 

 

Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся:

1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тайный сговор между которыми практически невозможен;

2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации;

3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. Отрасль – это совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт;

4) отсутствие выходных барьеров из отрасли;

5) отсутствие входных барьеров в отрасль.

Достоинствами совершенной конкуренции являются:

― максимальное удовлетворение потребителя;

― производство продукции с минимальными затратами.

К недостаткам совершенной конкуренции относятся:

― неполный учет издержек;

― отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок,

экология и др.);

― отсутствие концентрации средств для технического прогресса.

Недостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте – чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте – олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.

Наряду со сказанным, для нее характерно:

- выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей;

- барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован;

- монополист определяет объем продаж и цену в определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос).

Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.

 

 

 

Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии:

1 – граница естественной монополии; 2 – искусственная монополия

 

 

Главной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.