Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия. Монополистическая конкуренция




Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция включает в себя черты совершенной конкуренции и олигополии. Ее характерными чертами являются:

― наличие достаточно большого числа фирм разных объемов производства;

― выпускаемый продукт максимально дифференцирован;

― конкуренция между фирмами носит в основном неценовой характер;

― имеется неполная загрузка производственных мощностей;

― вход на рынок относительно свободный, т.е. отсутствует высокий входной барьер;

― эффект масштаба не имеет большого значения.

Монополистическая конкуренция в основном господствует в отраслях, производящих товары первой и второй необходимости (одежда, обувь, продукты питания и другие).

В условиях монополистической конкуренции кривая спроса приобретает отрицательный наклон. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции цена выше, а объем выпускаемой продукции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (QC>QM). Причем, в первом случае цена больше, чем предельные издержки (PM>MC и PM>ATC), а во втором случае они равны (P=MC), (рис. 8.3).

 

 

Рис. 8.3. Определение цены и объема производства в

условиях монополистичекой конкуренции:

QС – объем производства в условиях совершенной конкуренции;

QM - объем производства в условиях монополистической конкуренции

 

 

Олигополия – это рыночная структура, при которой функционирует небольшое число фирм, а вход в отрасль затрудняется высокими барьерами.

К основным характерным чертам олигополии относятся:

― количество фирм в отрасли ограничено, как правило, от 4 до 10;

― фирмы в основном функционируют в капиталоемких и наукоемких

отраслях;

― доступ для других фирм в отрасль ограничен высокими барьерами

(эффект от масштаба).

Основная проблема олигополии сводится к всеобщей взаимозависимости фирм, так как товары унифицированы, а конкурентная борьба слишком разорительна. Как следствие этого, поведение фирм в условиях олигополии сильно взаимосвязано. Принимая решения, каждая фирма должна учитывать реакцию со стороны конкурентов. В этих условиях любой сговор между фирмами эффективен, так как приводит к образованию чистой монополии.

Анализ взаимоотношений двух фирм в условиях олигополии провел французский экономист Курно. Если фирмам удастся договориться об общем объеме производства, то равновесия они достигнут в точке пересечения кривых реагирования, т.е. в точке Е0 (рис. 8.4).

Если они договорятся о максимизации совокупной прибыли, то множество решений, связанных с определением объемов производства будет находиться на контрактной линии, т.е. на отрезке | AB |. Равновесие Курно достигается на точке пересечения кривых реагирования QА(QВ) и QB(QA) двух фирм.

 

Рис. 8.4. Равновесие Курно:

Q1 – предложение фирмы А, Q2 - предложение фирмы B;

Е0 - равновесие Курно, QB - кривая реакции фирмы В на поведение фирмы А;

QA – кривая реакции фирмы А на поведение фирмы В

 

Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой объем производства, какой ожидает от нее другая фирма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.