Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Естественные монополии




Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависят от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(Ст.2 ФЗ «О естественных монополиях»).

 

Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.

Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

 

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируется ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147 – ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушение субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним в частности относится: ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи», ФЗ от 10 января 203 года «О железнодорожном транспорте РФ», ФЗ от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и др.

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются ЮЛ и заняты производством товаров в условиях естественной монополии.

Действие ФЗ «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы:

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. транспортировка газа по трубопроводам;

3. железнодорожные перевозки;

4. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

5. услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

6. услуги по передаче электрической энергии;

7. услуги по оперативно – диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8. услуги по передаче тепловой энергии.

 

В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере представления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

При этом указывается, что не допускается сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

 

Федеральная антимонопольная служба.

 

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительным власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство РФ.

Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий определены статьями 10, 11 Закона о естественных монополиях, специальными положениями. В частности, органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта. Субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 59 утверждено Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1. ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифам.

2. неценовой метод, который предусматривает:

а) определение потребителей подлежащих обязательному обслуживанию;

б) установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта. Принимаемый метод должен играть стимулирующую роль в повышение качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные платежи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность потребителей от места производства и др.

 

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через СМИ о принятых ими решениях в частности, относительно:

а) введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов;

б) включение в реестр субъектов естественных монополий либо исключения из него;

в) применяемые к конкретному субъекту методов регулирования.

 

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и МСУ обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.