Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение труда в развитии человека




История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать, решающем значении труда в общественном развитии человека. Теоретические и эмпирические исследования роли труда свидетельствуют: труд — первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что в известном смысле можно ска­зать: «Труд создал самого человека».

Анализируя становление человеческого общества, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превраще­нии мозга животного в мозг человека, после чего действия последнего стали носить сознательный характер. В результате совместной деяте­льности рук, органов речи и мозга, общения между собой люди при­обретали способность выполнять все более сложные операции, ста­вить перед собой новые цели и достигать их. Труд в процессе развития человека становился все более разнообразным, совершенным, мно­госторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и тка­чество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и тор­говля. Постепенно появились и развились искусство, наука, право, политика и другие формы трудовой деятельности. Так в общем виде может быть представлен генезис все более усложняющихся в своем развитии видов труда.

Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждае­мые все возрастающими потребностями, изменяют и собственную че­ловеческую природу: развивают способности к труду; обогащают свои знания, увеличивают возможности их использования; расширяют сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс труда.

В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свой­ствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств переда­чи и хранения информации, произведений искусства и литературы, совершение научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.

Современное Производство, осваивая разнообразные ресурсы и преобразуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздей­ствие на окружающую природную среду. В производственные процес­сы вовлекаются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера. Мировой океан, космос.

 

Влияние научно-технического прогресса на развитие трудовой деятельности

Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят такие процессы, как систематическое изменение содержания преиму­щественно физического труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно-тех­нический уровень и квалификация работников, на фоне непрерывно­го роста производительности как общественного, так и индивидуаль­ного труда повышается уровень и качество жизни населения.

Мощным фактором роста производительных сил общества являет­ся органическое соединение науки с производством, ибо научно-тех­ническая революция (НТР) означает не просто применение новых ви­дов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже комплексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления.

Появление электронно-вычислительной техники и рост быстро­действия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направле­ний НТР. Производство и применение ЭВМ в развитых странах растет быстрыми темпами, но при этом полностью учитывается и роль «чело­веческого фактора» в руководстве производством благ и услуг, роль ме­неджеров всех рангов.

Одним из существенных моментов развития производства являет­ся переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсив­ным ростом производства понимается его расширение преимущественно с помощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил и производственный процесс. Интенсификация производства означает количественный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств производства — как орудий труда и материалов, так и на­личного потенциала рабочей силы, дальнейшею значительного повы­шения производительности труда на основе применения более совер­шенной техники и технологии производства, быстрого освоения дос­тижений научно-технического прогресса.

Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой показывает, что наряду с концентрацией производства по горизонта­ли — путем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикали — в виде комбинатов, т.е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различ­ными формами общественного разделения труда и специализации производства. Наглядными примерами вертикальной концентрации производства являются металлургические, нефтехимические, лесохи­мические и другие комбинаты. Прогрессивной формой концентрации является комбинирование производства.

В условиях НТР существенную роль играют научно-производст­венные объединения, комплексно осуществляющие процесс «иссле­дование — производство». Как правило, наиболее крупные из них включают кроме производственных звеньев проектно-конструкторские, технологические, научно-исследовательские организации, лабо­ратории, опытные производства, обеспечивающие необходимую науч­но-конструкторскую и технологическую подготовку. Это приближает пауку к производству, создает условия для быстрейшего использова­ния достижений науки и техники в хозяйственных единицах, опреде­ляет необходимость квалификационного роста работников.

 

1.3. Содержание и характер труда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.