КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные направления в экономической науке
Первые научные представления об экономике (меркантилизм, физиократы, классики, марксизм). Вопросы для самопроверки Термины и понятия Интерес, Материальные стимулы, Мотив, Нематериальные стимулы, Потребность, Предметы труда, Содержание труда, Средства труда, Стимул, Субъект труда, Труд, Функции труда, Характер труда 1. Что вкладывается в понятие «труд» и в чем сущность данной экономической категории? 2. Что общего и каковы различия между трудом и трудовой деятельностью? 3. Назовите основные компоненты труда. 4. Какова роль труда в развитии человека и общества? 5. Что понимают под содержанием и характером труда? 6. Охарактеризуйте методы управления экономикой и общественным трудом. Какие государственные органы занимаются управлением трудом в обществе? 7. Что представляют собой трудовая мотивация, потребности, интересы и стимулы? Охарактеризуйте их взаимосвязь. 8. В чем суть материального стимулирования как формы мотивации к труду? 9. Каково влияние нематериальных стимулов на трудовую мотивацию?
ЭТ как наука сформировалась в 16-18 веках в рамках меркантилизма. Представители этой эпохи (А.Монкретьен) предложил новое название науки - политическая экономика ("полис" - государство). Источник богатства меркантилисты видели в международной торговле, т.к. золото и серебро можно было увеличить только продавая товары других стран. Представители второй школы (физиократы) источники богатства видели в земледелии (Кенэ, Тюрго). Классическая школа (А.Смит, Д.Рикардо). Они создали трудовую теорию стоимости, согласно которой источником любого богатства является труд. Опираясь на достижения классической школы К.Маркс сформулировал законы развития капитализма, учения о двойственном характере труда, товара, производителя и о прибавочной стоимости. Рабочий своим конкретным трудом (токарь), обрабатывая деталь на станке переносит стоимость металлической заготовки на новую деталь (с). Абстрактным трудом рабочий создает новую стоимость, которая делиться на необходимый (v) и прибавочный (m) продукты. Величину необходимого продукта рабочий получает в виде ЗП, а m - безвозмездно присваивается капиталистом. Формула оценки степени капиталистической эксплуатации: К.Маркс таким образом показал, что капитализм - это эксплуататорский строй. В современной экономической науке выделяют 3 основных направления: 1-неоклассическое, 2-кейнсианское и посткейнсианское, 3-институционально-социологическое. Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение Маркса. Рынок, по их мнению, - это саморегулирующаяся конкурентная среда. Рыночный механизм успешно функционирует без вмешательства государства. Основателем кейнсианского направления был Д.Кейнс (теоретик гос. регулирования рынка). Практическим толчком к его учению явилась великая депрессия 30-х, которая показала неспособность рынка к саморегуляции в условиях монополизма. Представители институционального направления рассматривают Э. как систему институтов (корпорации, профсоюзы, государство, законы и традиций), для этого направления характерен критический подход к современной западной системе (диктат монополии, демилитаризация, бездуховность «общества потребления»). Выступают за гуманизацию Э., направленность на развитие личности. Институциалисты провозгласили 21 век «столетием человека». 4. Предмет, структура и функции экономической теории. По мере развития ЭТ менялись взгляды на предмет и практические функции.
ЭТ подразделяется на 3 взаимосвязанных уровня: 1-микроэкономика, 2-макроэкономика, 3-интерэкономика(мировая). На микроуровне исследуются отдельные элементы Э. системы, такие как цены, затраты, конкуренция, поведение потребителя, стратегия производителя. Макроэкономика исследует агрегированные объекты т е сгруппированные такие, как безработица, инфляция, совокупный спрос и предложение и др. На этом уровне процессы рассматриваются в рамках всего государства. Мировая экономика изучает мировое хозяйство, сформированное на рубеже 19-20вв в результате вывоза капитала. Функции ЭТ: 1.Познавательная – на основе изучения Э. процессов формулирует Э. законы. 2.Практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, обоснования Э. реформ. 3.Прогнозная – Э. наука оценивает перспективы Э. развития без которых невозможно проведение Э. политики. 4.Методологическая – ЭТ является теоретической основой конкретных Э. наук(экономика связи, бухучет и др). 5.Мировоззренческая – Э. теория дает обобщенной представление об Э. процессах в государстве и мире в целом. Позволяет отдельному человеку осмыслить свое место в Э. системе, это особенно важно в период трансформации систем, когда рушатся стереотипы и формируется новая система ценностей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |