Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок 5. Политика и власть, политическая система


 

В буквальном смысле в переводе с греческого политология есть наука о политике. Политика существовала не всегда. Её появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Самостоятельной сферой политика становится в аграрных обществах, где продуктов стало производиться больше, чем их требовалось для удовлетворения повседневных потребностей. Появился прибавочный продукт, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Частная собственность обусловила появление принципиально важного момента в развитии социальной жизни – обособление отдельного человека.

С этих пор поведение автономной личности уже не определяется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимодействия вышли за границы общины, рода. Это обособление потребовало формирование и развитие общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Таким образом, политика появляется там и тогда, когда и где утрачивается общественное согласие, но существует потребность в согласованном поведении.

В качестве относительно самостоятельных элементов политики выделяют:

- политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации, а также политические взгляды и теории;

- нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

- институты власти и борьбы за неё;

- отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Реализация политических целей и установок осуществляется определенными политическими методами и средствами. К методам политики обычно относят: системный, комплексный подход (политика должна опираться на понимание общества как системы); метод убеждения, консенсуса, согласования (по Платону, политика - искусство жить вместе); метод интеграции (учет интересов всех социальных групп, всех субъектов и объектов политики); метод прогноза, перспективных оценок (анализ прошлого опыта, изучение данных статистики, учет общественного мнения, экспертных оценок, составление альтернативных вариантов возможного общественного развития); насильственный метод (должен быть свойствен главному субъекту политики - государству).



В широком смысле категория «власть» включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и надгосударственую (постгосударственную) формы властной организации людей. Для первой характерны начала относительно симметричного равенства, а иногда и отсутствие вообще власти старейших.

Власть — одно из фундаментальных на­чал общества и политики. Она сущест­вует везде, где есть устойчивые объеди­нения людей.

Основными компонен­тами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она не­возможна без подчинения объекта.

Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Субъект власти должен обладать качествами: желание властвовать, воля к власти, компетенция, знание состояния и настроения подчиненных, авторитет, организованность. Он определяет содержание властного отношения через: 1) приказ или распоряжение как властное веление подчиниться воле субъекта; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Основными сущностными чертами политической власти являются:

- суверенитет (независимость и неделимость власти);

- авторитетность (общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества);

- волевой характер власти (наличие осознанной политической программы, целей и готовность её выполнять);

- принудительность (убеждение, принуждение, приказание, господство);

- всеобщность (т.е. функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах).

Можно выделить некоторые отличительные признаки политической власти:

- верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные рамки, либо вообще устранить их;

- всеобщность, т.е. публичность, которая означает, что только политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решений;

- широчайших спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть пользуется следующими ресурсами: экономическими, социальными, силовыми и информационными.

Экономические ресурсы. Распространяя своё воздействие на все сферы жизни общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных в частности) определяется: 1) тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, революционный переворот, демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы; 2) само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требует огромных экономических средств; в центре внимания властвующих всегда находится экономическая политика, так как сила власти, её прочность и легитимность находятся в прямой пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества; 3) экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения её безопасности; содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.



Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источни­ком власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.

Социальные ресурсы. Центральное место занимают: 1) престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе материальное стимулирование; 2) система разного рода привилегий. Социальная политика в современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т.д.

Информационные ресурсы (средства массовой информации). Это самый молодой вид ресурсов. Но СМИ (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления политической власти, так и в период её функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет свою специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут, по крайней мере, в какой-то своей части стать антиресурсом. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих странах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы.

Можно выделить следующие основные функции политической власти:

1. Управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др,

2. Оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов (государства, партийной системы, избирательной системы) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти.

3. Обеспечение стабильности в стране.

Признание обществом законности, правомерности официальной власти – фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus – законный). Но сразу необходимо подчеркнуть, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые ей оказывают ее общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих документах. Соответственно, следует различать понятия «легальности», означающего законность в юридическом плане, и «легитимности», введенного в научный оборот известным немецким политологом Максом Вебером. Он показал, что легитимация, т.е. процесс обретения властью законности в глазах общества, не является однотипным процессом, имеющим одно основание. На его взгляд, существует три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:

1. Власть может являться легитимной в соответствии с традицией (при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству).

2. Политическая власть обретает качества законной в связи с огромной популярностью и культом личности политического лидера, возглавляющего государственную власть. Данный харизматический тип власти (от греч. harisma – божественный дар) основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в роли нового пророка.

3. Власть, имеющая в основании легитимности рационально-правовую основу, признается народом таковой потому, что она опирается на рациональные законы, удовлетворяющие основные потребности населения.

Важным понятием, характеризующим политическую власть, является понятие суверенитета, независимого от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенства. Классическое определение государственного суверенитета было дано известным французским мыслителем Ж. Боденом в его знаменитых «Шести книгах о политическом сообществе» (1576 г.): «высшая, абсолютная и постоянная власть над гражданами и подданными в политическом сообществе». Широкое распространение это понятие получило в XIX в.

Надо учесть, что суверенитет является объектом необходимых и неизбежных ограничений, как внутренних, вынужденных согласованием суверенных прав сталкивающихся общественных сил: государства и общества, правительства и народа или личности, различных ветвей власти и т.д., так и внешних – в силу взаимодействия и столкновения государственных суверенитетов равного достоинства.

По этой причине возникают договорные отношения, регулирующие суверенные прерогативы различных субъектов внутри страны и между странами, в последнем случае приводящие к созданию международных организаций, которые не только охраняют, но и ограничивают суверенитет стран.

Политическая власть может проявляться как в государственных, так и в общественных (власть политических партий и общественных движений) формах. Для нормального функционирования государственной власти является принцип разделения власти по вертикали и горизонтали.

Причинами разделения властей являются:

1. Необходимость определить функции, компетенцию и ответственность каждого государственного органа, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий через поддержание динамического равновесия в процессе преодоления противоречий.

2. Необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры.

3. Разделение властей позволяет гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество под углом зрения самоценности личности.

Разделение власти по вертикали предполагает с одной стороны, четкое размежевание функций между властями разного уровня: центральной (федеральной, союзной) и местной (республиками, краями, областями и т.д.), а с другой – единство в реализации интересов всего общества.

Горизонтальное разделение власти предусматривает относительную независимость трех, исторически сформировавшихся ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть во всех странах сформировалась исторически и имеет особые характерные черты. Но в каждом государстве существуют и общие правила в принятии решений и законов. Часто решения принимаются через опросы и референдумы, учитывающих мнение населения по различным вопросам законодательной политики. В современных демократических обществах носителем государственной власти является представительный орган государства, формируемый через механизм всеобщих выборов - парламент. Парламенты бывают двух видов – общенациональные и местные. Первые как высший орган государственной власти принимают законы и решения, которые действуют на всей территории определенной страны и остаются обязательными для всех юридических и физических лиц. Парламенты второго уровня утверждают законодательные акты, действие которых распространяется только на территории федеративных по устройству государств.

Кроме принятия законов, полномочия парламента распространяются на политический контроль и привлечение к ответственности виновных в неисполнении или плохом исполнении принятых решений отдельными лицами и государственными органами. Полномочия парламента в целом подразделяются на исключительные, особые и специфические. Исключительный характер имеет право парламента выдвигать обвинение против главы государства, отставки его от должности и привлечения его к правовой ответственности. Особые полномочия парламента составляют право контроля над деятельностью правительства и выражения ему вотума недоверия. К специфическим полномочиям относят лишение депутатов права неприкосновенности.

Важнейшей функцией современных парламентских органов является обеспечение гласности в деятельности законодательной власти. При всей независимости и самостоятельности законодательной власти ее властные полномочия контролируются Конституционными судами, и она не может прямо вмешиваться в деятельность исполнительной власти, не может препятствовать функционированию других властных структур.

Исполнительная власть – постоянно действующая система государственного и административного управления. Функции исполнительной власти выполняет правительство или кабинет министров. Состав и форма правительства определяются, утверждаются или отвергаются законодательной властью и контролируются ею.

Правящие системы исполнительной власти по степени зависимости от законодательной власти и форм государства делятся на парламентскую, президентскую и полупрезидентскую, по системе управления – на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Современная исполнительная власть – это сложная структура, состоящая из управленческих органов, расположенных по вертикали и горизонтали, и имеющих три главных уровня. На вершине пирамиды власти находится глава государства и правительства; второе звено – центральные институты административной власти и управления; третий уровень – органы власти и управления на местах. В современных развитых государствах наблюдается тенденция увеличения роли исполнительной власти и правящей элиты не только в управлении, но и в принятии законов.

В современных развитых странах судебная власть отделена от других властных структур и не принимает участия в законотворчестве. Судебные органы осуществляют правосудие, контролируют исполнение законов, защиту права в целом, осуществляют правосудие в случае конфликта между сторонами на уголовном, гражданском, финансовом и других уровнях. Суд может вмешиваться и в случае конфликта или опасного расхождения мнений между главными властными структурами.

Во всех демократических государствах главным гарантом защиты прав юридических и физических лиц от административного, полицейского и иного произвола являются суды.

Судебные системы в странах плюралистической демократии, как правило, состоят из трех звеньев. На нижней ступени – окружные суды, рассматривающие большинство уголовных и гражданских дел и принимающих по ним приговоры. Среднюю ступень занимают суды провинций, областей, рассматривающие более тяжкие дела об уголовных и гражданских преступлениях, апелляции (по повторному рассмотрению дел) и часто кассации (отмена приговоров в случае явного нарушения правил судопроизводства).

Верховные суды страны представляют собой высшую судебную инстанцию по отмене и повторному рассмотрению приговоров. Конституционные суды являются гарантами выполнения положений Конституции властными органами, должностными лицами. Они могут отменять приговоры судов в случае их несоответствия основному закону, а также привлекать к уголовной или иной ответственности высших должностных лиц и даже глав государства за правонарушения и злоупотребления служебным положением.

Правда, определенное воздействие на суды часто имеют главы государства через право помилования.

При нарушении прав человека можно обращаться в международные суды при ООН и Совете Европы. Но надо учесть, что во время войны в армии, а также в зонах особого положения могут действовать чрезвычайные трибуналы.

Под системой обычно понимается упорядоченная совокупность элементов, отличающихся функциональной зависимостью.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, которая реализуется посредством политической власти. Поэтому многие политологи считают, что центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому как в экономической системе таким элементом служит собственность.

Политическая система возникает в процессе усложнения социальной структуры общества и появления государства. В ходе развития государственно-организованного общества политическая система становится все более сложной и разветленной. Поэтому структура, механизм функционирования всегда носят конкретно-исторический характер, определяемый экономическим, социальным, духовно-нравственным уровнем развития общества, факторами международного, географического и иного характера.

С одной стороны, политическая система стремится к стабильности и равновесию, но с другой, находится в изменении – либо эволюционно, либо революционно.

Политическая система состоит из подсистем, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих функционирование публичной власти:

1) институциональная, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения и организации и т.д.);

2) коммуникативная, представляющая совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти;

3) нормативная, включающая в себя политические, правовые, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. Через них система оказывает регулятивное воздействие на деятельность политических институтов, поведение граждан (поэтому иногда ее называют регулятивной подсистемой);

4) культурная (идеологическая), включающая в себя совокупность политических идей, концепций, теорий, характер и способ мышления, устойчивые представления об обществе (политическая и правовая культура, правовое и политическое сознание и т.д.);

Некоторые исследователи выделяют 5) функциональную, складывающуюся из средств и способов реализации власти (согласие, принуждение, авторитет, насилие и т.д.).

Отдельно стоит вопрос о таком важном элементе политической системы, как СМИ, которые выступают или в качестве государственных учреждений, или как органы общественных организаций. Они являются важным каналом формирования и выражения общественного мнения, а также средством мобилизации масс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеология фашизма | Блок 6. Государство как основной элемент политической системы

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.