Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок 6. Государство как основной элемент политической системы

Понятие государства в научный оборот было введено Н. Макиавелли. Само государство возникает постепенно в силу воздействия ряда важнейших факторов:

1. Развитие общественного разделения труда приводит к выделению управленческого труда и образования для этого специального органа – государства.

2. Возникновение частной собственности и эксплуатации.

3. Завоевание одних народов другими.

4. Демографические факторы.

5. Психологические факторы, как эмоциональные (по Гоббсу – страх), так и рациональные (по Локку – разум).

6. Антропологические.

7. Географические.

В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединённый правовым союзом граждан и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и народа.

Государства различны, но обладают и общими признаками:

1. Суверенитет (независимость во внешней и верховенство во внутренней политике).

2. Территория, очерчивающая границы государства.

3. Отделение публичной власти от общества, наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

5. Наличие определённого юридического характера.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения.

7. Обязательность членства в государстве.

8. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов.

Сам термин «государство» употребляют в двух значениях:

1) широкое – политическая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти, проживающая на определённой территории;

2) узкое – организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определённой территории.

Место и роль государства в политической системе определяется его функциями, которые подразделяют на внешние и внутренние.

Внешние:

- защита от внешних нападений;

- защита государственных интересов на международной арене;

- участие в решении глобальных проблем;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Внутренние:

- хозяйственно-организаторская, общественно-экономическая (регулирование экономики, поддержание экономической стабильности);

- социальная (выполнение социальных программ для создания условий для нормальной жизни людей);

- культурно-воспитательная или идеологическая;

- функции по охране существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека.

Структурно государство складывается из высших законодательных, исполнительных, судебных органов власти, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения.

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. По форме правления различают два основных типа государств: монархию и республику.

В монархии формальным источником власти является одно лицо, как правило, занимающее свой пост по наследству. Различают монархии:

1. Абсолютную (неограниченную) – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар.

2. Конституционная (ограниченная Конституцией или законами):

- парламентская (реально власть принадлежит главе правительства, избираемого парламентом);

- дуалистическая (монарх – глава исполнительной власти) – Иордания, Марокко, Кувейт.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяют три основные формы: президентская, парламентская и полупрезидентская (смешанная).

Президентская (США):

- президент – глава государства и правительства;

- президент и парламент избираются на отдельных выборах;

- внепарламентский способ формирования правительства и его неответственность перед парламентом (нет права распускать правительство и смещать президента);

- возможность импичмента (на практике крайне редко);

- жёсткое разделение властей (члены правительства не могут быть депутатами парламента);

- большие полномочия президента (главнокомандующий, право вето – но отсутствие права роспуска парламента);

- парламент осуществляет контроль над правительством через бюджет.

Парламентская (ФРГ):

- образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом;

- возможность совмещения должностей в правительстве и в парламенте;

- президент (если есть) выполняет представительские функции, реальная власть – у премьер-министра;

- правительство может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.

Полупрезидентская (Франция):

- двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом;

- избрание президента и парламента непосредственно народом независимо друг от друга;

- президент глава государства, верховный главнокомандующий, обладает правом отлагательного вето, правом роспуска парламента, введения чрезвычайного положения (в этот период не имеет права роспуска парламента);

- президент с учётом расклада политических сил назначает главу правительства и вместе с ним формирует правительство, председательствует на его заседаниях;

- право законодательной инициативы только у премьер-министра;

- парламент контролирует правительство через бюджет и возможность вынесения вотума недоверия.

Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. По этому критерию выделяют: унитарное, федеративное и конфедеративное устройства.

Унитарное:

- единое государство с единой Конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства;

- административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

- как правило, мононациональные государства;

- различают централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) – достаточно широкая самостоятельность только у местных, низовых органов управления и децентрализованные (Франция, Испания, Италия) – может быть достаточно широкая автономия даже у крупных регионов, которые, правда, всё равно резко ограничены в области налогооблажения.

Федеративное:

- государственные образования, входящие в федерацию, обладают юридической и определённой политической самостоятельностью;

- двойное гражданство; двойная правовая, судебная, конституционная и т.д. система;

- единая денежная система, единое социально-экономическое пространство, единая армия, отсутствие права выхода из состава федерации;

- прямое представительство субъектов федерации во второй палате парламента (Россия – Совет Федерации, США – Сенат, Германия – Бундесрат);

- различают территориальный и национально-территориальный принципы организации (в последнее время считается первый принцип более устойчивым).

Конфедеративное – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей:

- легко распадается;

- существует недолго;

- решение принимается на сновании консенсуса;

- отсутствие единой налоговой и правовой системы.

Идея правового государства имеет длительную историю, хотя сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Вельнера и Р. фон Моля.

Правовое государство – такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.

В его основе лежит ряд основополагающих принципов:

1) верховенство закона, его господство во всех сферах общественной жизни;

2) разделение властей;

3) суверенитет народа;

4) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

5) наличие развитого гражданского общества;

6) реальность прав и свобод граждан, правовое равенство всех граждан;

7) «разрешено всё то, что не запрещено законом».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Блок 5. Политика и власть, политическая система | Избирательный процесс

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.