![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Блок 6. Государство как основной элемент политической системы
Понятие государства в научный оборот было введено Н. Макиавелли. Само государство возникает постепенно в силу воздействия ряда важнейших факторов: 1. Развитие общественного разделения труда приводит к выделению управленческого труда и образования для этого специального органа – государства. 2. Возникновение частной собственности и эксплуатации. 3. Завоевание одних народов другими. 4. Демографические факторы. 5. Психологические факторы, как эмоциональные (по Гоббсу – страх), так и рациональные (по Локку – разум). 6. Антропологические. 7. Географические. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединённый правовым союзом граждан и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и народа. Государства различны, но обладают и общими признаками: 1. Суверенитет (независимость во внешней и верховенство во внутренней политике). 2. Территория, очерчивающая границы государства. 3. Отделение публичной власти от общества, наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти. 4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. 5. Наличие определённого юридического характера. 6. Право на взимание налогов и сборов с населения. 7. Обязательность членства в государстве. 8. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов. Сам термин «государство» употребляют в двух значениях: 1) широкое – политическая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти, проживающая на определённой территории; 2) узкое – организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определённой территории. Место и роль государства в политической системе определяется его функциями, которые подразделяют на внешние и внутренние. Внешние: - защита от внешних нападений; - защита государственных интересов на международной арене; - участие в решении глобальных проблем; - развитие взаимовыгодного сотрудничества. Внутренние: - хозяйственно-организаторская, общественно-экономическая (регулирование экономики, поддержание экономической стабильности); - социальная (выполнение социальных программ для создания условий для нормальной жизни людей); - культурно-воспитательная или идеологическая; - функции по охране существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека. Структурно государство складывается из высших законодательных, исполнительных, судебных органов власти, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения. Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. По форме правления различают два основных типа государств: монархию и республику. В монархии формальным источником власти является одно лицо, как правило, занимающее свой пост по наследству. Различают монархии: 1. Абсолютную (неограниченную) – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. 2. Конституционная (ограниченная Конституцией или законами): - парламентская (реально власть принадлежит главе правительства, избираемого парламентом); - дуалистическая (монарх – глава исполнительной власти) – Иордания, Марокко, Кувейт. Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяют три основные формы: президентская, парламентская и полупрезидентская (смешанная). Президентская (США): - президент – глава государства и правительства; - президент и парламент избираются на отдельных выборах; - внепарламентский способ формирования правительства и его неответственность перед парламентом (нет права распускать правительство и смещать президента); - возможность импичмента (на практике крайне редко); - жёсткое разделение властей (члены правительства не могут быть депутатами парламента); - большие полномочия президента (главнокомандующий, право вето – но отсутствие права роспуска парламента); - парламент осуществляет контроль над правительством через бюджет. Парламентская (ФРГ): - образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом; - возможность совмещения должностей в правительстве и в парламенте; - президент (если есть) выполняет представительские функции, реальная власть – у премьер-министра; - правительство может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Полупрезидентская (Франция): - двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом; - избрание президента и парламента непосредственно народом независимо друг от друга; - президент глава государства, верховный главнокомандующий, обладает правом отлагательного вето, правом роспуска парламента, введения чрезвычайного положения (в этот период не имеет права роспуска парламента); - президент с учётом расклада политических сил назначает главу правительства и вместе с ним формирует правительство, председательствует на его заседаниях; - право законодательной инициативы только у премьер-министра; - парламент контролирует правительство через бюджет и возможность вынесения вотума недоверия. Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. По этому критерию выделяют: унитарное, федеративное и конфедеративное устройства. Унитарное: - единое государство с единой Конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства; - административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; - как правило, мононациональные государства; - различают централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) – достаточно широкая самостоятельность только у местных, низовых органов управления и децентрализованные (Франция, Испания, Италия) – может быть достаточно широкая автономия даже у крупных регионов, которые, правда, всё равно резко ограничены в области налогооблажения. Федеративное: - государственные образования, входящие в федерацию, обладают юридической и определённой политической самостоятельностью; - двойное гражданство; двойная правовая, судебная, конституционная и т.д. система; - единая денежная система, единое социально-экономическое пространство, единая армия, отсутствие права выхода из состава федерации; - прямое представительство субъектов федерации во второй палате парламента (Россия – Совет Федерации, США – Сенат, Германия – Бундесрат); - различают территориальный и национально-территориальный принципы организации (в последнее время считается первый принцип более устойчивым). Конфедеративное – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей: - легко распадается; - существует недолго; - решение принимается на сновании консенсуса; - отсутствие единой налоговой и правовой системы. Идея правового государства имеет длительную историю, хотя сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Вельнера и Р. фон Моля. Правовое государство – такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом. В его основе лежит ряд основополагающих принципов: 1) верховенство закона, его господство во всех сферах общественной жизни; 2) разделение властей; 3) суверенитет народа; 4) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 5) наличие развитого гражданского общества; 6) реальность прав и свобод граждан, правовое равенство всех граждан; 7) «разрешено всё то, что не запрещено законом».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |