Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фоновые законы организации




Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ): «Каждая система (биологическая или социальная) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)».

Согласно этому закону, чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет.

Основные характеристики информации:

1) объем (избыток, норма, недобор);

2) достоверность (абсолютная –100%; доверительная – 80-90 %; недостоверная – менее 70%). Достоверность информации – это отношение объема истинной информации к общему объему воспринимаемой информации;

3) ценность характеризует информацию как материальную или интеллектуальную продукцию, имеющую потребительскую стоимость. Выделяют четыре уровня ценности информации: нулевой, средний, высокий и сверхвысокий;

4) насыщенность информации характеризуется соотношением объема профессиональной и фоновой информации. Профессиональная информация содержит данные в виде текста, цифр, рисунков и т.д. Она отражает суть рассматриваемого задания (например, бухгалтерский отчет для налоговой инспекции включает множество форм, заполненных по определенным правилам). Фоновая информация служит для лучшего восприятия работником профессиональной информации. К фоновой информации можно отнести: вспомогательную и вводную информацию, шутки и анекдоты, связанные с тематикой задания и т.д.

Выделяют три уровня насыщенности:

- высокий (около 100%) – фоновой информации практически нет;

- нормативный (около 70%) – объем профессиональной информации 70%, фоновой – 30%;

- низкий (менее 50%) – объем профессиональной информации менее 50%, фоновой – более 50%.

5) открытость информации характеризует широту её использования.

Выделяют три уровня открытости информации:

- секретная (государственная тайна);

- конфиденциальная (служебная);

- публичная (открытая).

Закон единства анализа и синтеза (ЗЕАС): «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на более экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций»

Анализ – это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или ликвидация некоторых из них для более эффективной деятельности.

Синтез – это соединение, объединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для удобства исследования.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности – упорядоченности, самосохранения и синергии.

Закон единства анализа и синтеза действует во всех сферах жизнедеятельности человека, от семьи до мировой системы.

Примеры реализации ЗЕАС:

1) организации приспосабливаются к усилению налогового бремени, уменьшая налогооблагаемую базу за счет: освобождения от неэффективного имущества, увеличения оборота материальных и финансовых средств и т.д.;

2) в условиях повышенной радиации организм животного и человека приспосабливается к новой жизни за счет мутации некоторых органов;

3) при усилении угрозы из вне, организации создают собственную службу безопасности.

Закон композиции – пропорциональности (гармонии) (ЗКП): «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)».

Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого.

Пропорциональность – это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (например, размер ноги по отношению к росту человека).

Каждая сложная система стремится к гармонии – состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны.

Реализации закона композиции-пропорциональности способствуют разработанные нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Норма управляемости – это максимальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять один руководитель. У руководителя низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек, для высшего уровня управления, как правило, не более 7 человек.

Принципы, которые обеспечивают профессиональную реализацию данного закона:

- принцип планирования (в каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития);

- принцип координирования (каждая компания должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов);

- принцип ограничения (набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов, должен быть ограничен рамками разумного для их эффективного управления);

- принцип стабилизации (изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона);

- принцип согласования (планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам);

- принцип полноты (каждая компания должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников).

5. Специфические законы базируются на эффективном использовании составляющих их законов в области функционирования компаний и людей.

Законы организации компаний:

1) Закон своеобразия: «Для каждой компании существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления». Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типовых организационных структур управления (линейных, функциональных и др.) путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей.

2) Закон социальной гармонии: «Для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышается производительность труда).

Законы организации людей:

1) Закон оптимальной загрузки: «Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности».

2) Закон эффективного восприятия и запоминания информации: «Процессы восприятия и запоминания информации человеком реализуются более эффективно, если они приближены к процессу его мышления».

3) Закон эффективного осмысления: «Эффективное осмысление нового возможно при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике».

4) Закон установки: «Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и, к которой он приготовился».

5) Закон устойчивости информации: «Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии».

6) Закон доходчивости информации: «Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации».

6. К основным закономерностям организации относятся:

- закономерность целостности предполагает возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных образующим её элементам;

- закономерность развития связанности предполагает постоянное развитие связей между элементами системы;

- закономерность интегративности подчеркивает значимость не внешних факторов, где проявляется целостность, а внутренних свойств элементов, понимание причин формирования свойств организации;

- закономерность коммуникативности составляет основу системы, т.к. обеспечивает её единение со средой;

- закономерность иерархичности – это закономерность построения всего мира и любой выделенной из него системы;

- закономерность необходимого разнообразия предполагает, что создаваемая система должна иметь большее разнообразие, чем разнообразие решаемых проблем;

- закономерность развития организованности проявляется в постоянных организационных изменениях системы;

- закономерность осуществимости и потенциальной эффективности организации связывает сложность структуры организации со сложностью её поведения как системы. Чем выше сложность структуры организации, тем сложнее её поведение как системы и тем ниже её потенциальная эффективность.

 

9. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Принципы организации непосредственно вытекают из законов и закономерностей управления.

В специальной литературе не выработано единого подхода к формированию принципов организации. Некоторые исследователи истолковывают отдельные законы как принципы, а принципы возводят в ранг законов.

По мнению большинства исследователей, принципы организации – общие правила формирования (или самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесообразность функционирования систем.

Существуют различные классификации принципов организации. Одни авторы подразделяют их на общие, частные и ситуационные (Беляев А.А., Коротков Э.М.).

Общие принципы организации характерны для всех организаций и ситуаций.

Частные и ситуационные принципы организации характерны только для определенной сферы и ситуации в деятельности организации.

Другие авторы выделяют принципы статического и динамического состояния организации, а также общие принципы организации, включающие в себя принципы соответствия и принципы оптимальности (Смирнов Э.М.). Эта классификация будет принята за основу.

К принципам соответствия относятся:

- принцип соответствия целей и ресурсов (ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами);

- принцип соответствия распорядительства и подчинения (у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных при выполнении конкретной порученной работы);

- принцип соответствия эффективности производства и экономичности (для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет должен принадлежать эффективности). Известна поговорка, что под лежачий камень вода не течет. Поэтому организация должна предусматривать определенные затраты на повышение эффективности своей деятельности. Полученная эффективность реализуется в виде прибавочного продукта, дополнительной прибыли.

К принципам оптимальности относятся:

- принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления (в каждой организации должно быть найдено наилучшее сочетание централизации и децентрализации производства и управления). Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение компаний или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала;

- принцип прямоточности (производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений);

- принцип ритмичности (производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов);

- принцип синхронизации (системный принцип) (среди производственных и информационных процессов или подразделений необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации). Например, в учебных заведениях постоянным центром синхронизации должны быть студенческие группы.

К принципам статического состояния организации относятся:

- принцип приоритета цели (в системе: цель – задача – функция – структура – персонал наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача и далее функция, структура и персонал);

- принцип приоритета функций над структурой (при создании организаций в системе: функция – структура наивысший приоритет должны иметь функции);

- принцип приоритета субъекта управления над объектом (при создании организации или структурного подразделения приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников).

К принципам динамического состояния организации относятся:

- принцип приоритета персонала (в системе: цель – задача – функция – структура – персонал наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цель);

- принцип приоритета структур над функциями (для действующих организаций в системе: функция – структура наивысший приоритет должна иметь структура);

- принцип приоритета объекта управления над субъектом (в действующей организации при замене руководителя или реорганизации подразделения приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя).

 

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Рационализация – это достижение максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических, политических и технологических условиях.

Технология выполнения операций рационализации одна и та же для большинства организаций и включает в себя:

- сбор информации о деятельности организации;

- исследование и диагностика;

- разработка и внедрение комплекса мероприятий.

Типовой процесс рационализации включает в себя четыре этапа:

- формирование цели;

- анализ существующей ситуации;

- выявление проблем;

- разработка конкретных мероприятий.

Для осуществления рационализации могут применяться общие методы упорядочения различных видов деятельности:

- алгоритмизация;

- интеграция;

- классификация;

- кодификация;

- кооперация;

- периодизация;

- паспортизация;

- регистрация;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.