Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные теории и концепции





В последние 20-30 лет XX столетия появилось много идей, взглядов, теорий, связанных с процессами формирования и развития производственно-хозяйственных систем. Некоторые из них не затрагивали в полной мере организационные процессы в ПХС, но создавали определенную теоретическую базу для организации управления ПХС: теории институтов ин­ституциональных прербразований, реинжиниринга, альянсов. Другие же — концепция жизненного цикла ПХС, внутренних рынков, популяционной экологии, теория организационного потенциала — вносят непосредственный вклад в теорию орга­низации, формируя конкретные направления организации ПХС и управления ею.

Приведем основные положения первой группы теорий, имеющие принципиальное значение для теории организации. Другие же концепции и теории рассмотрим более подробно.

Теория институтов и институциональных преобразований. Институты — это разработанные людьми формальные (законы) и неформальные (договоры, кодексы поведения) ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Теория институтов исходит из двух основных моментов:

1) возрастает роль организационных факторов, обусловли­вающих институциональные изменения;

2) гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к переменам.

Теория реинжиниринга. Реинжиниринг — это перестройка организации производства и управления на современной ин­формационной и технологической основе, перестройка с чет­ко поставленными целями и средствами. Это теория и мето­ды комплексного оздоровления ПХС на основе сочетания управленческого ренессанса и современных концепций.

Теория альянсов. Основные ее положения:

1) интеграция управленческих процессов с созданием много­образных форм горизонтального объединения организаций;

2) расширение кооперирования среди конкурентов, по­ставщиков и потребителей.

Концепция жизненного цикла ПХС. Согласно органическо­му подходу к ПХС функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цик­ла, означающего как процессуальность развития, так и его ста­дийность.



Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл ПСХ обязательно включает такие стадии, как формирование орга­низации, ее интенсивный рост или размножение, стабили­зация и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее воз­рождения или преображения.

1. Этап предпринимательства:

• нечеткие цели;

• высокие творческие возможности.

2. Этап коллективности:

• формализация правил;

• высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления:

• формализация правил;

• стабилизация структуры;

• упор на эффективность.

4. Этап выработки структуры:

• более сложная структура;

• децентрализация;

• диверсифицированные рынки.

5. Этап упадка:

• высокая текучесть кадров;

• возрастающие конфликты.

 

 

В соответствии с принципом процессуальности и стадийно­сти развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а все­гда проходит несколько этапов развития, каждый из которых сменяется следующим, что зачастую связано с трудностями, противоречиями. Можно выделить несколько уровней рас­смотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фир­мой в рамках однотипных ценностных установок и фиксиру­ющие в первую очередь специфику организационных задач в определенный период функционирования организации, назы­ваются стадиями; периоды, в которых организация принципи­ально изменяет внутренние ценности и ориентации,— цикла­ми развития.

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно определить товар, ко­торый может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую, стадию — интенсивного роста. На второй стадии организация развивается, увеличива­ются объем продаваемого товара, численность персонала, коли­чество филиалов, подразделений, направлений деятельности.

Если организации удается стабилизировать источники до­хода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабили­зировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и мак­симального нормирования собственной деятельности. Обыч­но в связи с изменчивостью рынка цикл жизни товара, пред­лагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на ста­дийности развития организации.

После стадии стабилизации организация закономерно мо­жет перейти в следующую стадию — стадию кризиса, которая характеризуется, как правило, снижением эффективности дея­тельности ниже границ рентабельности, потерей места на рын­ке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти вновь к следу­ющему циклу развития только в том случае, если она найдет новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она снова переживает стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации, кризиса. В развитии организации кризисы неизбежны. По дан­ным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Это соответствует теории длительных циклов Кондратьева (рис. 14). Для изменчивых российских условий этап развития может про­должаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Практика успешных компаний позволяет выделить следу­ющие основные особенности целевой ориентации организа­ции на различных стадиях ее развития.

На стадии формирования в условиях рыночных отношений цели определяются через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представле­ниями о задачах деятельности организации.



Стадия закрепления на рынке связана с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. Поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важная особенность организации на этом этапе — готовность к борьбе.

Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, заветной мечтой, к которой организация стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, — закрепление достигнутого — потребует от организации не меньших, если не больших, усилий, чем цели предыдущих ста­дий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для стадии формирования была характерна пассионарность отцов-осно­вателей, означающая известную долю вдохновения И сверхнор­мативного творчества, которыми и определялся успех пред­приятия, а для стадии закрепления — азарт борьбы, то для стадии стабилизации определяющим становится следование внутренним нормам (причем без всякого творчества). Успеш­ность организации на этой стадии зависит от ее аутентичность существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни орга­низации.

Стадия кризиса организации — самый трудный этап ее существования — ставит целью сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния.

На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. При идентифицировании основных целе­вых и стратегических установок организации могут опреде­лить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации.

Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в кон­кретный период функционирования организации. Не менее существенной оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы.

Организационные консультанты, проанализировав деятельность ряда длительно существующих фирм, обратили внима­ние на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в кото­ром можно выделить различные типы ценностных установок.

Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и человеческим особенностям.

Установка, характерная для цикла развития организации «механизация», связана с пониманием ценности упорядочива­ния, определенности деятельности, внутренней организации. Именно в данном цикле развития организация впервые стал­кивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов и стадий раз­вития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки, конкретизировать стоящие перед ней задачи, а также особенности управленческих подходов и кад­рового обеспечения.

Концепция внутренних рынков. Перенесение рыночных от­ношений внутрь компаний (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации. Сети пред­ставляют собой средоточие фирм или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, лучше отвечающая современным требованиям внешней среды. Пред­принимательские сети, или союзы (их часто называют также кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями), — это объединяющие организации, каждая из которых в сети выполняет свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на резуль­таты деятельности и систему управления входящих в нее орга­низаций, позволяющая им координировать свои действия, при­влекать новых партнеров и даже конкурировать между собой. Исследователи отмечают, что в сетевых образованиях ак­цент смещается с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию разви­тия на основе согласования внутренних ресурсов с состояни­ем внешней среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования. Это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне кон­кретных хозяйственных связей, методов управления. Участни­ки сети владеют ресурсами и посредством их комбинирования занимаются различными видами деятельности. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы и деятельность. В интересах развития сет они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы принадлежащие отдельным организациям. Таким образом, деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостное образование.

Вместе с тем известно, что эффективность таких организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими. Движение к сетевой форме началось в 1980-е гг., когда конкуренция и быстрые технологические изменения потребе вали массового реструктурирования. Как показано на рис.15 некоторые сети объединяют поставщиков, производителей органы по реализации продукции на основе долгосрочны отношений. Другие сети, гораздо более динамичные, соединяются контрактным соглашением в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъединяются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего предпринимательского проекта.

Сетевые организации имеют следующие особенности.

1. Используют активы нескольких фирм, расположенных в различных частях ценностной цепи.

2. Больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресур­сов. Различные компоненты в сети при всей своей не­зависимости стремятся делиться информацией, коопе­рироваться друг с другом, предоставлять продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место в ценно­стной цепи.

3. Предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. Как показывает опыт, такое доброволь­ное, активное поведение не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

4. В ряде отраслей, включая компьютерную, полупровод­никовую, автомобильную и др., сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы: про­изводителями, поставщиками, торговыми и финансовы­ми компаниями.

Важное условие при формировании сети — добровольность. Если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. В результате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегрированную функциональ­ную систему. Сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы - в состоянии коррек­тировки в соответствии с требованиями рынка, новыми тех­нологиями и другими факторами внешней среды. Считается, что сетевые организации — один из эффективных способов организации малого бизнеса. При объединении усилий малых предприятий появляется возможность конкурировать на рын­ке с крупными организациями, выполнять задачи, не выпол­нимые для одной маленькой фирмы, быть маневреннее и эф­фективнее.

Концепция популяционной экологии. Анализируя процессы рождения, расцвета и упадка многих производственно-хозяй­ственных систем, М. Хэннон и Д. Фриман сделали заключе­ние: внешняя среда любой организации состоит преимуще­ственно из других организаций, так что существование каждой

из них граничит с существованием организаций того же или других видов. Это заключение легло в основу концепции попу­ляционной экологии.

В концепции был сформулирован ряд утверждений. Способность всего общества изменяться зависит от раз­вития новых форм организаций. Если общество включает большое разнообразие форм организаций, то существует вероятность того, что одна или несколько из них могут подойти к новым условиям более подготовленными, преимущества этих новых условий могут быть быстро извлечены и общество бу­дет развиваться быстрее. Если в обществе существует сравни­тельно немного организационных форм ПХС, то оно должно адаптироваться к изменениям путем модификации этих форм организаций или путем создания новых форм. Это занимает больше времени при переходе в новое состояние. Например, общество, имеющее большое разнообразие организационно-правовых форм в сельском хозяйстве, может быстрее приспо­собиться к изменившимся условиям, чем общество с однообраз­ным множеством форм. Данный вывод полностью соответствует положению системного анализа: чем больше альтернатив в до­стижении цели, тем выше вероятность выбора наиболее эффек­тивной, тем интенсивнее механизм отбора.

2. Развитие организаций во многом происходит так же, как популяции биологических видов: соответствующие условиям выживают и развиваются, а несоответствующие вымирают. Это напоминает известное эволюционное положение Ч. Дарвина о действии механизма отбора. Таким образом, изменения в обществе происходят в большей степени за счет роста новых организационных форм, чем за счет намеченных преобразова­ний в уже существующих. Многие теоретики в области орга­низации делают из этого положения далеко идущий вывод: изменения в ПХС во многом неконтролируемы. Хотя менед­жеры ПХС уверены, что изменения осуществляются в соответ­ствии с планом, происходящее часто бессистемно. Из-за раз­личных взглядов, ненадежной информации, непредвиденных случайностей невозможно определить, получат ли менеджеры ПХС то, что хотят, даже если знают, чего хотят. Таким обра­зом, объяснение Дарвина, что одни формы удовлетворяют условиям и процветают, тогда как другие умирают, более логически обосновано, чем предположение, что управленцы достигают успеха в намеренной реорганизации ПХС для при­ведения их к современному состоянию.

3. Эволюция организаций — необязательно устойчивый процесс. Периоды быстрых изменений, когда создаются и ис-пытываются новые формы, перемежаются относительно ста­бильными периодами, когда старые формы продолжают суще­ствовать. Это соответствует современным взглядам на эволю­цию, называемую «пунктирным равновесием»: длительные периоды сравнительно уравновешенной стабильности преры­ваются короткими вспышками изменений. Например, число партий и партийных союзов в России не растет постоянно. Были периоды быстрого их роста в конце 1980-х — начале 1990-х гг., затем в середине 1990-х гг. были основаны многие новые общественные объединения и партии, а в дальнейшем создание новых партий и объединений резко замедлилось. Перед новыми выборами в Государственную Думу РФ и выбо­рами Президента РФ следует ожидать вспышки создания но­вых общественных движений и партий.

4. Существует понятие плотности популяции, означающее количество организаций с новой организационной формой или преобразованных и перешедших к подобной форме в определенной нише (сегменты рынка, сферы деятельности). Существуют пределы плотности: каждая ниша во внешней среде может поддерживать плотность до тех пор, пока ее ем­кость не будет исчерпана. Когда ресурсы ниши истощены, плотность популяции дальше не может расти. Таким образом, когда конкуренция за поставщиков и покупателей достигнет непреодолимого уровня, некоторые ПХС будут вытеснены другими. Аналогичный процесс происходит в природе, когда количество организационных систем становится слишком боль­шим в границах определенной ниши обитания (лемминги). В нишах обитания ПХС, как и в естественной природе, сущест­вует ограниченное пространство. С этим тесно связано понятие риска бизнеса: чем выше плотность популяции, тем выше риск ведения бизнеса в том или ином сегменте рынка.

Развивая эти положения о существовании ПХС, М. Хэннон и Д. Фриман попытались ответить на два вопроса: 1) как бы­стро создаются новые ПХС одинаковой организационной формы (показатель создания) и 2) как быстро они вымирают (показатель расформирования)?

5. В период создания новых организационных форм их количество в определенном сегменте рынка постоянно растет, что необязательно останавливает желающих войти в него. Дей­ствительно, с увеличением плотности количество вновь обра­зующихся ПХС увеличивается. Чем их больше, тем больше новых ПХС пытается войти в эту нишу. Это происходит пото­му, что высокая плотность означает:

J соответствие данной формы организации данной нише;

J большую законодательную поддержку;

S увеличение числа людей, имеющих опыт создания таких организационных форм. Но наступает момент, когда исчерпываются ресурсы ниши и начинается процесс выталкивания отдельных организаций. Тогда создание новых ПХС в этой нише больше не является привлекательным, и число вновь основываемых ПХС умень­шается. М. Хэннон и Д. Фриман утверждают, что когда общее количество ПХС данной формы растет, то и количество новых организаций сначала растет, а затем уменьшается, хотя «плот­ность увеличивает законодательную поддержку при уменьша­ющемся количестве», но «увеличивает конкуренцию при уве­личивающемся количестве». Если построить график количе­ства образования организаций в зависимости от плотности, он будет иметь вид (/-образной кривой.

Реформирование ПХС («смертность») имеет другой вид. Когда общее количество ПХС в популяции растет, то на начальном этапе распадов меньше, но затем их число увеличи­вается. Увеличение количества распадов в популяции черед закрытие или уход из ниши начинается с достаточно высокого уровня плотности. Когда существует малое количество орга­низаций определенного вида, им труднее получить законода­тельную поддержку, у потребителей нет к ним интереса (потре­битель не привык). Но количество распадов скоро уменьша­ется по мере того, как формы выживают, закрепляются в нише. Однако когда плотность снова достигает уровня, при котором ниша не может больше выдерживать, тенденция меняется. Она колеблется между падением и ростом величины расформиро­ваний. Конкуренция выжимает ПХС из ниши, и количество распадов растет и может увеличиваться до тех пор, пока плот­ность продолжает расти.

6. М. Хэннон и Д. Фриман не согласны с утверждением, что современные ПХС находятся (или должны находиться) в состоянии постоянного движения и инноваций, сохраняя свою устойчивость благодаря динамическому равновесию. На их взгляд, организации существуют благодаря надежности и ста­бильности выхода их продукции и услуг, каждое из этих ка­честв увеличивается с институализацией и возрастом ПХС. Таким образом, возраст ПХС увеличивает шансы на выжива­ние, несмотря на инерцию и консерватизм, которыми может обладать «старая» организация. В популяциях «старых» орга­низаций меньше распадов, чем в «молодых». «Старые» союзы и фирмы с меньшей вероятностью подвержены закрытиям или слияниям, чем молодые.

Это утверждение может быть справедливо, если признать, что «старые» организации имеют большие размеры и облада­ют высокой количественной устойчивостью. Размер ПХС уве­личивает шансы на выживание. Большие организации имеют большую структурную инерцию и обладают большими ресур­сами, чтобы выдержать удары своего окружения. Маленькие организации более активно, чем большие, проводят измене­ния, но с большей вероятностью могут исчезнуть в этом про­цессе.

В соответствии с принципом гетеробатмии внутри популяции ПХС по-разному реагируют на различные условия ниш. Так некоторые ПХС с относительно широкой номенклатурой услуг или продукции (активная ассортиментная политика) существуют лучше в изменчиво-неопределенной среде. В та­ких ПХС стабильность обеспечивается структурной устойчи­востью. Специализированные организации (с более узким ди­апазоном услуг и сфер деятельности) лучше работают при ста­бильных условиях, называемых крупнозернистым окружением (где они известны как длинные циклы бизнеса).

Теория популяционной экологии ставит вопрос о полезно­сти усилий, затрачиваемых на реформу существующих ПХС, когда с помощью управления менеджеры пытаются «подстро­ить» ПХС к изменениям. Утверждается, что изменения в об­ществе более эффективны, если они происходят путем отбора новых организационных форм и замещения старых, а не пу­тем адаптации существующих. Чтобы добиться эффекта пре­образования, необходимо допустить создание новых форм организации. Нам представляется, что это крайняя позиция. В соответствии с принципом структурного преобразования си­стем возможны разные формы преобразования (создания орга­низационных форм). Нельзя признать, что закон структурных преобразований действует в социально-производственной сфере так же стихийно, как в природной и биологической средах.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.