КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение целей, задач и этапов проектирования
Выше было отмечено, что организационные проекты дают описание разрабатываемых организационных систем как во времени, так и в пространстве. Предметом рассмотрения данного параграфа является первая разновидность оргпроектов, которые обеспечивают разработку процессов организации во времени. Организационные процессы достижения целей проекта исследуют и разрабатывают во всех структурных компонентах организационной системы: в блоках определения целей, в блоках регулирования и в объектах организационного проектирования. В первом случае цели процесса проектирования организационной системы и средства их достижения можно определить с помощью проектов целевых программ. Они предопределяют систему заданий на организационное проектирование. Для идентификации блока определения целей организационного процесса весьма часто используют целевые программы. Их отличают от других методов организационного проектирования процессов следующие обязательные компоненты проекта: определение целей, оптимизация структуры средств их достижения и используемых ресурсов, оценка эффективности проекта, разработка специальных средств управления программой. Все эти работы осуществляют на основе моделирования и оптимизации организационной системы. Определение целей программы обычно начинают от генеральной цели. Практика выработала специальные способы формулировки целей: они должны содержать описание ожидаемогорезультата, начиная с глагола в повелительном наклонении и неопределенной форме. Во многих случаях такие формулировкисодержат численные характеристики сроков и основных показателей ожидаемых результатов. Например, -«поставить на производство новую модель < > изделия и до 1.12.2002 года выпустить установочную серию в количестве <.... > комплектов»-. Такая формулировка генеральной цели обычно не отвечает на все специальные вопросы, которые интересуют организаторов данного процесса: • к какому сроку выполнить реорганизацию производства? • какие структурные подразделения и как будут реорганизованы? • какие комплекты организационно-распорядительной и технической документации потребуются и к каким срокам?
• какие необходимы инвестиции и будет ли прибыль от организации данного производства, когда и в каких объемах? • как повлияют результаты на деятельность коллективов исполнителей? В этой связи на основе генеральной цели часто формулируют цели второго, третьего и последующих уровней. Их обычно называют задачами. Задачи определяют по тем же правилам, что и генеральную цель, но в более подробной декомпозиции. Если комплекс задач каждого последующего уровня по правилам формальной логики обобщает полную декомпозицию генеральной цели (или задачи предшествующего уровня), то можно построить граф-дерево целей программы, например. Цели и задачи программы можно распределять по иерархическим уровням системы управления (в данном случае предприятия) с тем, чтобы обеспечить их наглядность и конкретное распределение ответственности по исполнителям целевой программы. Для несложных программ цели и задачи иногда формулируют простым их перечислением. Граф-дерево целей в конечном итоге является основой моделирования и оптимизации процесса организации во времени. Каждой цели нижнего иерархического уровня, которая должна быть понятной ответственному исполнителю, соответствует конкретный набор средств и ресурсов по их достижению. Это, как правило, перечень выполняемых работ. Способы его представления могут быть различными — это может быть просто перечень мероприятий, распределенный по конкретным исполнителям, это может быть сетевой фрагмент структурной математической модели процесса организации, это может быть план-график либо другой график выполнения процесса организации во времени. Для данного случая перечни работ могут включать: • по задачам генерального директора — назначение главного специалиста целевой программы; формирование творческих бригад; организация разработки программы; назначение руководителей работ по объектам организационного проектирования для осуществления локальных оргпроектов программы; административное руководство ходом работ на объекте, контроль исполнения; участие в работе приемочной комиссии; • по задачам технического директора — организация разработки компоновочной схемы сборочного корпуса и чертежей планировок оборудования; организация разработки специальных частей проекта конверсии производства (вентиляции, энергетической, сантехники, дизайн-проекта); организация разработки рабочей документации на изделие; обеспечение проектирования и изготовления сборочных стендов и (или) сборочного конвейера; создание и приобретение другого специального оборудования; организация монтажных и пусконаладочных работ; • по задачам главного экономиста — разработка инвестиционного плана, укрупненного графика производства и сбыта, сметные обоснования, расчет финансового плана, оценка экономических результатов организационного проекта, обобщение данных в бизнес-плане и заключение кредитного договора, мобилизация собственных финансовых средств развития производства, контроль финансовой дисциплины; • по задачам главного технолога — разработка графика технологической подготовки производства, технологический анализ конструкции изделия и производства, разработка технологических процессов, проектирование и изготовление средств технологического оснащения, организация разработки управляющих программ для оборудования с программным управлением, отладка технологического комплекса; • по задачам начальника производства — выбор метода освоения производства нового изделия; разработка объемных и календарных графиков выпуска продукции установочной серии; расчет календарно-плановых нормативов (производственных партий, опережений запуска-выпуска, нормативов незавершенного производства); диспетчирование хода производства, т.е. контроль, учет и регулирование для обеспечения ритмичного и эффективного выполнения процесса организации. Для сложных проектов при формировании системы целей возможны дополнительные обоснования целевой функции: маркетинговые исследования и разработки процессов организации эффективного производства и сбыта в интересах потребителя; разработка прогнозов; описание альтернативных вариантов сценариев и модификаций главных целей организации; разработка курса действий, расчет для каждого курса действий необходимых ресурсов, разработка матрицы «цели-средства»; оценка последствий (политических, военно-стратегических, экологических, социальных, экономических); обоснование граф-дерева целей с логиками «и», «или/и» для эвристического поиска, определение коэффициентов значимости целей и задач для определения ресурсов; применение специальных экономико-математических методов оптимизации целевой функции. Из приведенного перечня целей и задач организационного проектирования видно, что для их осуществления необходима не только более подробная разработка самого проекта целевой программы, но и разработка специальных оргпроектов. Например, в процессе регулирования можно реализовать различные структуры управления, которые предусматривают новые схемы документооборота, специальные подсистемы контроля, учета и регулирования организационных процессов, обеспечивающих достижение целей всей организационной системой. В соответствии со схемой, предложенной во внешнем блоке регулирования — финансово-промышленной группы, союза предприятий, департамента, министерства, другого объединения предприятий или учреждений) может потребоваться разработка специальных инвестиционных проектов развития объекта управления (объекта организационного проектирования).
Понятие и классификация организационной культуры Организационная культура — это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. Организационная культура выражает уровень социальной интегрирован -ности и профессиональной зрелости трудового коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура — «это среда, атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и кем) мы имеем дело на работе». Каково операциональное содержание организационной культуры? Специалисты не дают однозначного ответа на этот вопрос. По-видимому, это объясняется тем, что организационная культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как, например, структура организации, стратегия или бюджет организации. Организационная культура — это синтез ценностей (убеждений), знаний и практических действий. В данном случае нам ближе точка зрения Стефана Роббинса [Robbins, 1996], который выделяет семь ключевых характеристик, в совокупности составляющих операциональную структуру организационной культуры:. 1) индивидуальная автономия — уровень ответственности работников, их самостоятельности и возможности проявления инициативы; 2) структуризация деятельности — степень регламентированности трудового процесса (т. е. наличие всевозможных правил, инструкций и положений), уровень прямого контроля за трудовым поведением работника; 3) поддержка — насколько руководители разных уровней оказывают помощь своим подчиненным и каковы их взаимоотношения; 4) идентификация — насколько работники отождествляют себя с организацией, насколько они включены (и мотивированы) в достижение целей организации; 5) вознаграждение — в какой мере формы вознаграждения за труд (повышение заработной платы, премирование, продвижение по службе) основываются на критериях трудовых достижений работников и стимулируют трудовую активность; 6) конфликтность — уровень конфликтности в среде работников, между рабочими группами, способы разрешения конфликтов, терпимость к разным взглядам и мнениям; 7) рискованность — насколько работники стимулируются быть настойчивыми, инновационными, смело идущими на разумный риск в решении производственных задач. Непосредственно познаваемы лишь те характеристики организационной культуры, которые материализуются в каких-либо формализованных, осязаемых видах. То, что относится к субъективным представлениям о ценностях, остается в тени, иногда неосознанно или недоосознанно, и практически сильно влияет на поведение работников. В связи с этим организационную культуру можно образно представить в виде айсберга, у которого, как известно, имеются видимая и невидимая (подводная) части. Видимая часть «айсберга» выражает открыто (формализованно) фиксируемые элементы культуры, такие как официально провозглашаемая философия, миссия, цели и задачи организации, структура, технология, стиль управления персоналом, система оплаты и стимулирования труда, различного рода общественные мероприятия, процедуры и ритуалы. Невидимая часть включает многочисленные неформальные аспекты жизни организации: неписаные, но общепринятые правила, нормы, традиции поведения, межличностного общения, отношения к труду, собственности и организации в целом. Совершенно очевидно, что эффективность организационного культуротворчества будет определяться тем, насколько менеджменту удастся образовать сильный, с высоким мотива-ционным потенциалом взаимоувязанный блок из элементов видимой и невидимой частей «айсберга». Как правило, крупные организации с разветвленной структурой имеют одну общую, доминирующую культуру и некоторое количество субкультур. Доминирующая культура выражает ключевые ценности, которые разделяются большинством членов организации. Когда говорится о культуре конкретной организации, то имеется в виду именно ее доминирующая культура. Это макровзгляд на культуру, который и придает особенность каждой организации. Субкультуры возникают на уровне отдельных филиалов или подразделений организации. Для крупных компаний проблема соотношения доминирующей культуры и субкультур приобретает особое значение. Одной из операциональных форм измерения организационных культур является их естественное деление на. сильные и слабые. Сильная культура характеризуется тем, что ключевые ценности организации воспринимаются персоналом бо- ' лее глубоко и охватывают наибольшее число людей. Другое деление — деление на высокие и низкие культуры. В отличие от понятий «сильная» и «слабая культура», которые, по существу, выражают количественную сторону влияния на персонал, понятия «высокая культура» («продвинутая») и «низкая культура» («примитивная») выражают качественное содержание организации. Если понятия сильной и слабой культуры отвечают на вопрос о том, как, с какой силой, глубиной составляющие содержание культуры ценности воздействуют на персонал, то понятия высокой и низкой культуры отвечают на вопрос, какие именно ценности лежат в основе культуры организации. Они могут быть прогрессивными и эффективными, основанными на последних достижениях науки управления, или устаревшими, рутинными, сдерживающими эффективность производства. Компании с высокой культурой характеризуют следующие общие черты: • динамичность, ярко выраженная склонность к действиям, быстрому реагированию на изменение окружающей среды; • стремление быть как можно ближе к потребителям, максимальное использование их идей относительно улучшения качества продукции и обслуживания; • предоставление работникам большой самостоятельности в решении производственных задач, поощрение предпринимательства, новаторства и разумного риска на рабочих местах; • создание атмосферы творческого сотрудничества и доброжелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства; • использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле за деятельностью работников, а на делегировании функций и самоконтроле; • повышение качества трудовой жизни, обеспечивающееся крупными инвестициями в человеческий фактор: обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возможностей использования внерабочего времени; • культ учебы и повышения квалификации работников; • простая система управления и скромный по численности управленческий персонал.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |