Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение экономического анализа

Классификация видов экономического анализа

Разработка специальных методов экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления.

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ классифицируют по разным признакам.

По отраслевому признаку анализ делится на:

а) отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.);

б) межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики или, другими словами, теорией экономического анализа.

По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются:

· прогнозирование хозяйственной деятельности;

· научное обоснование перспективных планов;

· оценка ожидаемого выполнения планов.

Содержание расчетов зависит от задач, которые решают в процессе анализа. Возможны три основных случая:

1) анализ проводят перед составлением плана в целях подготовки исходной для планирования информации;

2) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

3) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявлением неиспользованных резервов, объективной оценкой результатов деятельности предприятия Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).

Оперативный (или ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Оперативный анализ направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением предприятием.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Главная задача итогового анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация анализа по субъектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства и т.д.

В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1) технико-экономический анализ (занимаются технические службы управления);

2) социально-экономический анализ (занимаются экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);

3) экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и объединений);

4) экономико-экологический анализ (организуют органы охраны окружающей среды);

5) финансово-экономический анализ (занимаются финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы);

6) аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертиза диагностики финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторскими фирмами;

7) экономико-статистический анализ (проводят статистические органы) - применяется для изучения массовых общественных явлений;

8) маркетинговый анализ (занимается служба маркетинга предприятия или объединения) – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть:

сравнительный,

факторный,

диагностический (экспресс-анализ),

маржинальный,

экономико-математический,

стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный);

функционально-стоимостной (ФСА).

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд управления; внешний анализ – на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программ анализ может быть комплексный, т.е. анализ всей хозяйственной деятельности, локальный, т.е. деятельности отдельных подразделений, и тематический анализ отдельных вопросов экономики.

По степени механизации и автоматизации вычислительных работ – анализ в условиях электронной обработки данных или с применением счетно-клавишных машин.

По периодичности проведения анализ делится на периодический – годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный и разовый, непериодический анализ.

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых обычно используются различные виды экономического анализа.

Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. В связи с этим комплексность, глубина и эффективность экономического анализа во многом зависят от объема и качества информации, используемой при его проведении. Но анализ выступает не только как потребитель информации, он и сам создает ее для собственной потребности.

Информация (informatio) – латинское слово, которое означает разъяснение, осведомление, изложение.

Под информацией обычно понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире; совокупность каких-либо знаний, данных, но не любых данных, а лишь тех, которые раскрывают объект с неизвестной стороны.

Носители информации бывают немашинные (устные, телефонные и в виде документов) и машинные (перфокарта, перфолента, магнитные ленты, диски и т.д.)

Информация, объективно отражающая процессы и явления реального мира, законы его существования, факты социально-экономического и научно-технического характера, результаты анализа, обобщения и прогнозирования, имеет высокую общественную ценность. На получение, обработку и хранение информации расходуется труд и значительные материальные средства. В связи с этим любая общественно полезная информация характеризуется стоимостью.

Сохранность и рациональное использование информации – одна из важнейших задач предприятий и организаций, которые ею владеют.

Информация неотделима от процесса информирования. Вот почему, с одной стороны, необходимо рассматривать источники информации, с другой – ее потребителей. Связь между ними очерчивается следующим определением: информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные конечным ее потребителем.

Информация делает нас более осведомленными, снимает неясность, которая неизбежно возникает при недостатке данных. Она может быть выражена набором букв, цифр, других условных знаков (символов) и осмысливается в результате чувственного восприятия и представлений человека.

Для качественного управления необходимо оптимальное количество информации, так как ее недостаток не позволяет получить полного представления об изучаемом предмете и принять правильное решение. Чрезмерная избыточность информации мешает быстро ее перерабатывать, анализировать и обобщать, что может привести к необоснованным заключениям.

С целью уменьшения объема информации ее стремятся сжать путем кодов, шифров, машинно-ориентированных языков и т.п., что одновременно повышает ее полезную емкость, эффективность. Особенно успешно решается данная проблема в результате функционирования автоматизированных систем управления (АСУ), устраняющего поток ненужной, избыточной информации.

Управление хозяйственной деятельностью предприятий и объединений предполагает принятие решений. Информация служит средством процессов управления. Ее цель – уничтожение неопределенности.

Различают два понятия: данные, полученные в результате фиксации тем или иным способом изменений в процессах и явлениях, и информация, накапливаемая путем соответствующей обработки данных. Понятие «данные» нередко заменяют понятием «исходная информация», а «информация» - понятием «результативная информация», так как сбор данных обычно влечет за собой и принятие управленческих решений. В тех случаях, когда различие между информацией и данными не нужно подчеркивать, они употребляются как синонимы.

Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зарегистрирована. Информация обычно регистрируется в носителях документальной формы, а применяемая в оперативном анализе может быть выражена и в устной форме.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы экономического анализа | Документальное оформление результатов анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.