КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения. Вся история цивилизации теснейшим образом связана с сервисной деятельностью
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вся история цивилизации теснейшим образом связана с сервисной деятельностью. Человек как Homo faber (человек производящий) именно для того, чтобы не утратить своей человечности, являя себя как человека, феномен, отражающий время в его очеловеченном измерении, обречен постоянно создавать товары и услуги. Сотворяя мир сервисных услуг, продавая, созданное, он тем самым удовлетворяет потребность другого человека. Причем, как только приобретенный товар (услуга) потребляется человеком, возникает новая проблема: как, каким образом многократно повторить этот процесс, но на ином качественном уровне. Особую актуальность эта проблема приобрела с момента появления механизмов, способных облегчить труд человека, с одной стороны, и создать большее количество необходимых товаров — с другой. «Вечный» двигатель технического прогресса, создающий все новые и новые товары, был запущен, но вопреки ожиданиям не принес полного удовлетворения потребностей современных «танталов». Товар, однажды приобретенный, требовал качественного обслуживания. Процесс приобретения сервисных услуг постепенно начал вытеснять потребление товаров и соответственно требовать новых сервисных услуг и повышения качества обслуживания. Утверждение о том, что современный мир создает в первую очередь услуги, достаточно уверенно доказывает статистика количественного роста социальных услуг, которые потребляются современном человеком. По данным специалистов, в ближайшие годы объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров. Для того чтобы клиент получил качественную сервисную услугу, полностью удовлетворяющую его потребность «здесь и сейчас», возникла необходимость в подготовке качественных специалистов этой новой сферы деятельности, получившей название сервисной. Современное общество основано на услугах. Как отмечает американский социолог Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»: «Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, которые становятся желанными и доступными для каждого». Сложно представить себе деятельность человека, который не нуждался бы в услугах других людей. Без преувеличения можно сказать, что все мы обслуживаем друг друга. Деятельность, направленная на выполнение тех или иных поручений, помогающих другим людям в самых различных жизненных ситуациях, была известна давно. Вспомнить хотя бы некоторых персонажей романов Ф.М.Достоевского, которые занимались тем, что «хлопотали» в различных инстанциях по просьбе своих клиентов, устраивали свадьбы, юбилеи и другие мероприятия. Но лишь в XX в. эта многогранная деятельность получила статус профессиональной сферы. Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами и организациями. При определении сервиса используют три ключевых понятия: 1. Деятельность 2. Потребность 3. Услуга Существуют различные характеристики сервисной деятельности в современном обществе. Так, например, Г.А.Аванесова в работе «Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент» дает определение сервисной деятельности как активности людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Здесь понятие активности достаточно отчетливо характеризует сервисную деятельность, но, значительно усложняет выявление специфики сервиса как деятельности, поэтому далее будем руководствоваться пониманием сервиса как особого вида человеческой деятельности. Если всю совокупность человеческой деятельности рассмотреть через отношения человек—природа, человек—техника, человек—знак, человек—художественный образ, человек—человек, то видно, главенствующим из перечисленных тандемов является отношение человек—человек. Это означает, что все люди в той или иной степени обслуживают друг друга. Причем каждое из этих отношений в явном или латентном виде включено в систему взаимосвязи человек—человек. Например, из отношений человек — природа возникли экологический туризм, стремление использовать экологически чистые продукты питания, создавать средства размещения в экологически чистых и эстетически привлекательных природно-климатических зонах. Отношение человек—техника способствует внедрению в сервисную деятельность технических и технологических инноваций, которые позволяют предложить клиентам более качественную, технически безопасную и технологически продуманную услугу. Сервисная деятельность выступает заключительной стадией создания ценностей, обеспечивающих потребности человека. Сами же ценности возникают именно в процессе взаимодействия человека с человеком. Так, послепродажное сервисное обслуживание, если оно принесло удовлетворение клиенту, стимулирует его вновь приобретать понравившиеся ему услуги. Ключевой проблемой сервисной деятельности является обоснование инновационных сервисных стратегий удовлетворения индивидуальных потребностей человека, что непосредственно определяет качество и стиль жизни. В этой связи можно коррелировать эволюцию качества жизни с направлением смены типа цивилизаций: от сельскохозяйственного производства к промышленному и далее к производству информационных продуктов. На первом этапе определяющим было качество единичного изделия, на втором - качество серийной стандартизированной товарной продукции. Современный этап характеризуется качеством интеллектуального продукта. При этом само качество жизни в отличие от уровня жизни не может представлять собой универсальную характеристику достижений глобализации, а должно определяться степенью удовлетворения потребностей определенного человека некоего этноса, проживающего в данной экосистеме. Сфера сервисной деятельности бифункциональна. С одной стороны, она опирается на социально-гуманитарные технологии взаимодействия потребителя и производителя сервисных услуг, с другой — напрямую зависит от технологических операций с материальными объектами. Именно поэтому в сервисной деятельности перед разработчиками и создателями сервисных услуг возникает сложная проблема - как из ограниченного количества различных комбинаций выбрать и предложить клиенту то, в чем он нуждается в данный момент. Конрад Хилтон еще в начале своей карьеры определил эту стратегию как «битву за клиента». В его отелях гостей встречал впечатляющий набор бесплатных услуг: от телевизоров (в 1950-е гг. это было большой редкостью) до шампуня. Все, что может понадобиться клиентам, Хилтон требовал покупать заранее. Сейчас эта «хилтоновская» «тактика боя» за клиента стала отраслевым стандартом современных хотельеров. Это позволяет выявлять ее специфику, опираясь на деятельностный подход, достаточно полно разработанный и теоретически оправданный. Итак, под сервисной деятельностью понимается особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями. Основные структурные элементы системы сервиса представлены на рис. 1.1 Для выяснения теоретических оснований сервисной деятельности необходимо обратиться к анализу таких понятий, как деятельность, потребность и клиент — потребитель услуг.
Рисунок 1.1 Основные структурные элементы системы сервиса.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |