КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактика сервисного обслуживания клиента
Тактика предоставления сервисной услуги состоит из трех этапов. Этап 1. Овладение вниманием клиента. На этом этапе необходимо вызвать у него к предлагаемому образцу изделия (услуги) интерес, желание приобрести его (или получить услугу). Для этого обычно используются рекламные проспекты, наглядное оформление витрины, демонстрация моделей, объявления по местному радио и др. Увидев, что клиент заинтересованно выслушивает доводы о предлагаемой услуге, работнику следует сосредоточить его внимание на ней. Здесь большое значение имеет умение продавца (приемщика) войти в контакт с посетителем. Установлению контакта способствуют хорошее самочувствие работника, его твердая убежденность в полезности предлагаемой услуги, эмоциональная выразительность речи. Если же речь работника серая и монотонная, ни о каком успешном контакте говорить нельзя. Продавец услуги должен быть всегда обращен своим лицом к клиентам. Он должен уметь «читать» выражение лиц заказчиков и «по их глазам» судить, насколько они заинтересованы в предлагаемой услуге. При положительном восприятии предлагаемой услуги обычно у клиента появляется улыбка, глаза становятся «живыми», при отрицательном - лицо скучное, глаза «потухшие». Умение установить контакт с посетителями во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями работника, отношением к профессии, чувством профессионального долга. К примеру, опытный продавец (приемщик) по внешнему виду клиента может составить достаточно точное представление об его потребностях и намерениях. Так, одного посетителя интересует, прежде всего, фасон костюма, другого — цена изделия. Одно и то же изделие может интересовать покупателя с различных позиций (качество ткани, качество работы или внешняя отделка). В этой ситуации показателем профессионального мастерства работника является его умение как можно привлекательнее показать образец изделия (или содержание услуги). Ведь как бы ни был он красноречив, за себя в первую очередь должно говорить именно само изделие или услуга. Посетителю нужно предлагать только то, что, по мнению работника ему может понравиться. Одному клиенту следует не только всесторонне показать образец изделия, но и сопроводить демонстрацию подробным рассказом об его преимуществах по сравнению с аналогичным. Другого — только подвести к витрине, и он сам быстро выберет понравившееся ему изделие. Если посетитель возвращается к осмотру какого-либо образца неоднократно, по всей видимости, он проявляет к нему повышенный интерес. Повысить интерес к товару способны такие акции, как, например, продажа костюмов любимых героев телесериалов или возможность сфотографироваться в понравившемся костюме с последующим приобретением его со значительной скидкой. Демонстрируя образец изделия, необходимо: • подчеркнуть его достоинства, дать точные характеристики, касающиеся качества материала, из которого изготовлен образец; • обеспечить доступ к осмотру образца со всех сторон, особо одобрив выбор клиента, решившего приобрести именно данный продукт; • проводить показ в достаточно быстром темпе (излишняя медлительность утомляет заказчика), но и не торопясь (спешка воспринимается клиентом как нежелание работника уделить ему достаточно внимания); • не навязывать оценку свойств образца (фасон, качество материала, цвет и др.); это по возможности должен сделать сам клиент. Следует отметить, что некоторые работники контактной зоны, особенно малоопытные, зачастую полностью отождествляют свой вкус со вкусом заказчиков. Но этого делать не следует ни в коем случае, поскольку могут возникнуть непредвиденные осложнения в процессе обслуживания из-за несовпадения вкусов.
Этап 2. Стимулирование решения клиента сделать заказ на приобретение данного товара или услуги.
Здесь работнику следует грамотно обосновать цену изделия, подчеркнуть его качество, отметить соответствие требованиям моды и др. Крайне желательно свою речь с клиентом строить не как монолог, а в виде диалога. Причем этот диалог должен быть интересен, прежде всего, клиенту, а не продавцу. Умение вести заинтересованный и компетентный диалог — это искусство и одновременно нелегкий труд, который необходимо освоить. Например, студенты специальности «социально-культурный сервис и туризм», проходя, практику в одном из отелей штата Флорида, первое время уставали не столько от своей непосредственной работы (горничной, официантом, барменом), сколько от постоянной необходимости интересоваться самочувствием, настроением гостя отеля. Решение клиента сделать заказ, зачастую, обусловливается не одним мотивом, а несколькими, причем, среди них могут быть и противоречивые. В этом случае окончательному решению будет предшествовать борьба мотивов. У разных клиентов принятие решения происходит по-своему: одни делают заказ самостоятельно, другие прибегают к совету персонала предприятия сервиса. Не следует навязывать изделие (услугу) клиенту. Последнее слово при совершении заказа всегда должно принадлежать посетителю. Надо только умело и тактично подвести его к принятию положительного решения. Поведение клиентов на предприятии сервиса может быть активным и пассивным. В первом случае клиент пришел в ателье с уже готовым решением. Свои желания он выражает обычно четко и ясно, например: «Я хочу заказать костюм такого-то фасона». Во втором случае клиент зачастую не решается сделать заказ. При этом он нередко спрашивает: «Я не знаю, какой именно костюм мне подойдет. Посоветуйте, пожалуйста». Нередко понять, что именно хочет такой заказчик, можно, задав ему вопрос о цели и назначении изделия, например: «Вы хотите приобрести костюм на каждый день или для особо торжественного случая?». Заинтересованность, вежливость, которая, как известно, очень дорогого стоит, ценится клиентом, поможет не только в выборе определенной услуги, но и оставит приятное впечатление от самого процесса обслуживания. Бывает, что после разговора с приемщиком (закройщиком) посетитель хочет еще раз посмотреть материал, обсудить фасон. Работнику не следует нервничать. Если он видит, что клиент хочет сделать заказ, но не может никак решиться, следует задать вопрос: «Какой фасон вам больше нравится?» или «Вы предпочитаете синий или серый цвет?». Такой вопрос может ускорить принятие решения заказчиком. Стимулированию решения может способствовать и фраза «Я не могу, к сожалению, решить эту проблему за Вас. Но я думаю, что Ваш безупречный вкус подскажет вам правильное решение». Если клиент сомневается в целесообразности приобретения услуги, товара, нужно попытаться тактично выяснить у него при- чину этого колебания. С этой целью можно спросить: «Я чувствую, что Вы не можете решиться на приобретение этого экзотического тура, но давайте поинтересуемся, насколько он востребован нашими постоянными клиентами». Если свои возражения клиент не может изложить ясно, следует убедительными доводами сформировать у него установку на совершение заказа. Следовательно, работник контактной зоны должен уметь оказать соответствующее психологическое воздействие на посетителя. Надо уточнить желания заказчика, расположить его к себе, помочь советом. Конечно, совет должен быть деликатным, осторожным, не задевать самолюбия клиента. Иногда посетитель после разговора уходит, не сделав заказ. На это работник должен реагировать спокойно, сдержанно. Продавец (приемщик) не имеет права выражать свое недовольство за якобы напрасно потраченное время на обслуживание. Наоборот, нужно поблагодарить клиента за то, что он пришел на предприятие сервиса, и выразить надежду, что он придет еще не один раз. Если человек в дальнейшем все же решит сделать заказ, он, вероятнее всего, сделает его именно в этом предприятии сервиса, поскольку здесь с ним были обходительны. Более того, он, возможно, порекомендует своим друзьям и знакомым обращаться в этот магазин (ателье, мастерскую). Другими словами, проявив любезность по отношению к посетителю, не сделавшему заказ, работник делает потенциальными заказчиками как его самого, так и его друзей и знакомых. Этап 3. Завершение процесса обслуживания.
Не следует задерживать клиента при окончательном оформлении документации. Выполненный заказ вручается аккуратно и красиво упакованным. Если это туристская поездка, туроператор должен тщательно ознакомить путешественника с особенностями страны, тур в которую он приобрел, обратить внимание клиента на содержание «Памятки туриста». Клиент будет чувствовать большее удовлетворение, если работник одобрит его приобретение. С этой целью можно сказать такую фразу: «Наша фирма уверена, что приобретенный Вами тур доставит Вам истинное наслаждение». Следует также предложить приобрести и сопутствующие товары. Заканчивая обслуживание, надо также поблагодарить клиента за то, что он воспользовался услугами именно данного предприятия, и выразить надежду, что в дальнейшем он станет постоянным посетителем. Это столь необходимое для предприятий, предоставляющих сервисные услуги, превращение случайного покупателя в постоянного клиента может произойти только в том случае, если персонал фирмы соответствующим образом подготовлен к постоянной работе по привлечению новых и удержанию старых клиентов. Лишь 20% покупателей точно знает, что им нужно купить (какой товар/услугу, по какой цене, с какой целью и т.д.), остальные 80% находятся в состоянии, менее определенном: «Чего-то хочется, но не знаю, чего именно», «Вещь хорошая, надо будет подумать» и т.д. От того, насколько эффективно менеджер будет работать с клиентом, зависит, перейдет ли клиент из разряда «потенциальных» покупателей в «реальные». Общение с настоящим профессионалом всегда оставляет у клиента чувство непринужденной беседы, ощущение того, что к нему отнеслись со вниманием и пониманием. Такие переживания заставляют покупателя воспользоваться услугой именно этой фирмы (пусть даже не в этот раз, а позже). Такой подход позволят максимально долго сохранять постоянных клиентов и привлекать новых, причем «старые» клиенты выполняют в этом случае роль достоверной и бесплатной рекламы. Отличная работа менеджера создает фирме привлекательный имидж, устойчивую деловую репутацию. На первый взгляд эти качества кажутся неосязаемыми, неуловимыми, однако они имеют определенное денежное выражение. Глава 3
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |