Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках

Модель 3. Закупочное агенство.

Модель 2. Конкуренция на оптовом рынке.

Распределительные энергокомпании покупают электроэнергию непосредственно у конкурирующих производителей и передают ее по низковольтным сетям с последующей продажей потребителям. При этом покупателями могут быть и крупные потребители электроэнергии, непосредственно выходящие на оптовый рынок (Великобритания, Норвегия, США (Калифорния), Чили).

Единый покупатель выбирает производителей. Независимые производители энергии конкурируют в области строительства и эксплуатации электростанций. Конкуренция идет за право на контракт с закупочным агенством на поставку ему электроэнергии и мощности. Закупочное агенство имеет монополию на высоковольтную сеть и на продажу электроэнергии конечным потребителям (Ирландия, Италия, Япония).

Каждый потребитель выбирает своего поставщика. Продавцы имеют свободный доступ к распределительным сетям. Распределение электроэнергии отдельно от розничной продажи, и последняя охвачена конкуренцией. Причем розничной торговлей могут заниматься как дистрибьюторы, так и сбытовые компании, не имеющие электрических сетей. Эта модель в своем идеальном варианте отражает концепцию максимально свободного рынка (Великобритания, Норвегия).

Основные модели организации экономических отношений в электроэнергетике представлены на рис.1.

На рынке тепловой энергии различают следующие виды товаров и услуг:

– горячая вода;

– пар разных параметров;

– услуги по передаче и распределению теплоэнергии;

– услуги по сбору платежей с потребителей за отопление и горячую воду.

Субъектами рынка тепловой энергии являются:

– производители тепловой энергии (АО-энерго, независимые теплоисточники, ведомственные и муниципальные организации – владельцы теплоисточников);

– оптовые перепродавцы теплоэнергии, осуществляющие транспорт теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей;

– жилищно–коммунальные организации, осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду;

– потребители тепловой энергии различных категорий.

Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных отличительных особенностей:

1. Эти рынки локальные. Они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением высокоэффективных установок децентрализованного теплоснабжения: небольших ТЭЦ и котельных.

2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии – наличие системы централизованного теплоснабжения.

Функционирование рынков теплоэнергии имеет езко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственных технологических нагрузок.

 

Рис. 1. Основные модели организации экономических отношений в электроэнергетике

 

 

3.2. Функционирование конкурентных рынков электроэнергии

 

3.2.1. Оперативный оптовый рынок

 

Торговые системы оптового рынка подразделяются на два типа:

– торговля через пул или биржу;

– торговля по двухсторонним договорам.

Система торговли через пул представляет собой организованный оперативный рынок, функционирующий в пределах текущих суток и осуществляющий только физические поставки электроэнергии. Производители конкурируют между собой посредством предложений на краткосрочные поставки электроэнергии для покрытия нагрузок в зоне рынка. Биржа на основе баланса спроса и предложения устанавливает единую цену электроэнергии на рынке.

По схеме «с принудительным участием в пуле» (Англия и Уэльс) все производители поставляют электроэнергию в пул, а все покупатели приобретают ее на бирже по рыночным ценам, изменяющемся в краткосрочном периоде.

По схеме «с добровольным участием в пуле» (Норвегия) субъекты оптового рынка могут свободно выбирать между операциями на бирже и прямыми сделками, исходя из критериев минимизации цены и надежности поставок.

Для обеспечения коммерческого и технологического функционирования оптового рынка создаются специализированные организации:

– коммерческий оператор рынка – отвечает за осуществление коммерческой деятельности на рынке;

– независимый системный (технологический) оператор рынка – отвечает за надежное и эффективное функционирование основной сети.

На рис. 2 представлена схема оптового рынка электроэнергии с сетевой компанией.

В условиях конкурентного электроэнергетического рынка сохраняется государственное регулирование, меняются только его методы и функции.

Функциями органов регулирования конкурентных рынков являются:

– лицензирование участников и организаторов рынка;

– сертификация правил и требований к функционированию рынка электроэнергии;

– контроль за ЛЭП и диспетчеризацией энергетического производства;

 

Рис. 2. Схема оптового рынка электроэнергии с сетевой компанией

– выработка требований к участникам рынка по обеспечению технической стабильности и целостности функционирования национальной энергетической системы;

Установление пределов изменения рыночных цен на электроэнергию и стоимости услуг естественных монополий – компаний, отвечающих за передачу и распределение электроэнергии.

 

3.2.2. Механизм конкурентного ценообразования

 

Известны два метода формирования цены на оперативном оптовом рынке:

– граничных (предельных) стоимостей электроэнергии (Великобритания, Австралия, Калифорния);

– равных возможностей (Норвегия, Скандинавский пул).

Граничные цены на электроэнергию определяются на каждый диспетчерский интервал для предстоящих суток в соответствии с заявками, представляемыми генерирующими компаниями и оптимизационными расчетами, осуществляемыми оператором рынка.

Проводя многовариантные расчеты, оптимизационная программа выбирает рациональный состав работающих энергетических агрегатов и их загрузку.

Затем для каждого диспетчерского интервала составляется перечень допущенных к работе агрегатов, начиная с наиболее экономичных. Цена электроэнергии, вырабатываемой самым неэкономичным агрегатом, замыкающим баланс энергосистемы на данном интервале и занимающим последнее место в списке, назначается предельной системной ценой, или единой ценой генерирования на оперативном рынке (см. рис. 3).

По методу равных возможностей каждая энергокомпания сопоставляет свою предельную системную цену электроэнергии с ценами, предлагаемыми другими энергокомпаниями и выбирает выгодные для себя условия поставки–покупки электроэнергии. Все предложения на покупку и продажу на соответствующие периоды времени суммируются на бирже и в точке пересечения кривых спроса и предложения определяется балансовая цена, которая и является единой ценой оперативного рынка (см. рис. 4).

Таким образом, различие между двумя подходами к рыночному ценообразованию определяется тем, как организована биржа со стороны спроса. При первом подходе ценовые предложения на покупку не запрашиваются, а при втором покупатели передают свои заявки на покупку.

Рис. 3. Пояснение к сказанному выше.

Рсум – суммарная рабочая мощность генераторов электроэнергии; Рв – суммарная нагрузка потребителей региона; Рнв – невостребованная мощность генераторов электроэнергии; Sr – граничная стоимость генерирования

электроэнергии в энергообъединении

 

 

 

Рис. 4 Определение балансовой цены электроэнергии

 

Система торговли по двусторонним договорам представляет собой контактный рынок, на котором поставки электроэнергии (мощности) осуществляются по согласованным, в каждом случае разным ценам. Контракты заключаются между генерирующими компаниями и крупными потребителями, между генерирующими и распределительными компаниями, а также между интегрированными компаниями в рамках крупного энергообъединения.

Контракты могут заключаться на различные сроки – от недель до десятков лет.

Существуют различные виды контрактов на оптовые поставки энергии и мощности.

Контракт на поставку твердой мощности – это договор, в котором фиксируется уровень мощности, подлежащий поставке. Такие контракты заключаются главным образом для покрытия базовой нагрузки.

Контракт на поставку электроэнергии включает фиксированный объем электроэнергии, продолжительность поставки, максимальное (минимальное) значение мощности. В соответствии с эти контрактом потребитель может использовать электроэнергию в свободном режиме, но согласованное количество электроэнергии должно быть принято потребителем.

Контракт типа «бери и плати» подразумевает, что потребитель может брать электрическую мощность и энергию по свободному графику, т. е. в любое время. Предусматривается лишь продолжительность действия, стоимость и общее количество электроэнергии, подлежащей поставке.

Если нагрузка потребителя велика, то может оказаться целесообразным осуществлять покупку по нескольким контрактам. Обычно портфель состоит из одного или нескольких контрактов на поставку твердой мощности и одного контракта «бери и плати». Первые контракты покрывают потребность в базовой нагрузке, а последний – в наиболее неопределенной пиковой нагрузке.

 

3.2.3. Потребительский рынок электрической энергии

 

В качестве поставщиков – продавцов электроэнергии на розничном рынке выступают:

– электростанции независимые производители;

– интегрированные энергокомпании;

– энергоснабжающие компании (распределительные);

– независимые энергосбытовые компании.

Покупателями электроэнергии являются конечные потребители, не участвующие в оптовом рынке население, а также государственные и коммерческие организации и предприятия.

Потребители на розничном рынке, получающие электроэнергию от сетей среднего и низкого напряжения, оплачивают сетевые услуги местной распределительной компании.

Создание конкурентной среды в сфере торговли электроэнергией достигается отделением функций сбыта от функций распределения энергоносителей и образованием независимых энергосбытовых организаций. За право обслуживания потребителей последние конкурируют между собой, а также с интегрированными и распределительными энергокомпаниями, имеющими собственные энергосбытовые подразделения.

Стараясь привлечь покупателей, энергосбытовые компании предлагают потребителям контракты, различающиеся условиями и формой оплаты электроэнергии, наличием разнообразных сопутствующих услуг по энергоснабжению. Очевидно, что так же поступают и сбытовые подразделения энергокомпаний, владеющих генерирующими установками и электрическими сетями. В результате реализуется рыночное право потребителя на свободный выбор поставщика электроэнергии, появляется возможность сдерживания тарифов, повышается финансовая дисциплина потребителей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин А.Л. (Государственный институт управления). О реструктуризации электроэнергетики как части инфраструктурного сектора национальной экономики России./ Электрические станции, 2007, № 6, с. 5-9.
2. Волькенау И.М. (инж. ИНЭИ РАН) Единая энергетическая система России: итоги преобразований./ Энергетик, 2007, № 9, с. 9-12.
3. Зотов Г.В. (инж. г. С.–Петербург) О проблемах реформирования электроэнергетики, 2007, № 2, с. 5-6.
4. Борисов И.И. (почетный работник топливно-энергетического комплекса, заслуженный работник ЕЭС России) О стратегии развития энергетики./ Энергетик, 2007, № 3, с. 5-7.
5. Изложение тезисов доклада министра промышленности и энергетики РФ Христенко В.Б. на заседании правительства Российской Федерации 19 апреля 2007 г. О проекте Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г./ Энергетик, 2007, № 9, с. 2-5.
6. Бушуев В.В., Троицкий А.А. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года и реальная жизнь. Что дальше?/ Теплоэнергетика, 2007, № 1, с. 2-8.
7. Унификация проектов строительства новых и модернизации действующих электростанций при разработке и реализации инвестиционных программ.
8. Ситников В.Ф., Чемоданов В.И., Бобылева Н.В. Развитие Единой энергетической системы России на период до 2020 г./ Электрические станции, 2010, № 1, с. 43-53.
9. Троицкий А.А. Электроэнергетика вчера, сегодня, завтра./ Электрические станции, 2010, № 1, с. 2-7.
10. Ольховский Г.Г. Перспективы тепловых электростанций./ Электрические станции, 2010, № 1, с. 8-17.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель 1. Монополия на всех уровнях | Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.