КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках
Модель 3. Закупочное агенство. Модель 2. Конкуренция на оптовом рынке. Распределительные энергокомпании покупают электроэнергию непосредственно у конкурирующих производителей и передают ее по низковольтным сетям с последующей продажей потребителям. При этом покупателями могут быть и крупные потребители электроэнергии, непосредственно выходящие на оптовый рынок (Великобритания, Норвегия, США (Калифорния), Чили). Единый покупатель выбирает производителей. Независимые производители энергии конкурируют в области строительства и эксплуатации электростанций. Конкуренция идет за право на контракт с закупочным агенством на поставку ему электроэнергии и мощности. Закупочное агенство имеет монополию на высоковольтную сеть и на продажу электроэнергии конечным потребителям (Ирландия, Италия, Япония). Каждый потребитель выбирает своего поставщика. Продавцы имеют свободный доступ к распределительным сетям. Распределение электроэнергии отдельно от розничной продажи, и последняя охвачена конкуренцией. Причем розничной торговлей могут заниматься как дистрибьюторы, так и сбытовые компании, не имеющие электрических сетей. Эта модель в своем идеальном варианте отражает концепцию максимально свободного рынка (Великобритания, Норвегия). Основные модели организации экономических отношений в электроэнергетике представлены на рис.1. На рынке тепловой энергии различают следующие виды товаров и услуг: – горячая вода; – пар разных параметров; – услуги по передаче и распределению теплоэнергии; – услуги по сбору платежей с потребителей за отопление и горячую воду. Субъектами рынка тепловой энергии являются: – производители тепловой энергии (АО-энерго, независимые теплоисточники, ведомственные и муниципальные организации – владельцы теплоисточников); – оптовые перепродавцы теплоэнергии, осуществляющие транспорт теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей; – жилищно–коммунальные организации, осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду; – потребители тепловой энергии различных категорий. Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных отличительных особенностей: 1. Эти рынки локальные. Они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением высокоэффективных установок децентрализованного теплоснабжения: небольших ТЭЦ и котельных. 2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии – наличие системы централизованного теплоснабжения. Функционирование рынков теплоэнергии имеет езко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственных технологических нагрузок.
Рис. 1. Основные модели организации экономических отношений в электроэнергетике
3.2. Функционирование конкурентных рынков электроэнергии
3.2.1. Оперативный оптовый рынок
Торговые системы оптового рынка подразделяются на два типа: – торговля через пул или биржу; – торговля по двухсторонним договорам. Система торговли через пул представляет собой организованный оперативный рынок, функционирующий в пределах текущих суток и осуществляющий только физические поставки электроэнергии. Производители конкурируют между собой посредством предложений на краткосрочные поставки электроэнергии для покрытия нагрузок в зоне рынка. Биржа на основе баланса спроса и предложения устанавливает единую цену электроэнергии на рынке. По схеме «с принудительным участием в пуле» (Англия и Уэльс) все производители поставляют электроэнергию в пул, а все покупатели приобретают ее на бирже по рыночным ценам, изменяющемся в краткосрочном периоде. По схеме «с добровольным участием в пуле» (Норвегия) субъекты оптового рынка могут свободно выбирать между операциями на бирже и прямыми сделками, исходя из критериев минимизации цены и надежности поставок. Для обеспечения коммерческого и технологического функционирования оптового рынка создаются специализированные организации: – коммерческий оператор рынка – отвечает за осуществление коммерческой деятельности на рынке; – независимый системный (технологический) оператор рынка – отвечает за надежное и эффективное функционирование основной сети. На рис. 2 представлена схема оптового рынка электроэнергии с сетевой компанией. В условиях конкурентного электроэнергетического рынка сохраняется государственное регулирование, меняются только его методы и функции. Функциями органов регулирования конкурентных рынков являются: – лицензирование участников и организаторов рынка; – сертификация правил и требований к функционированию рынка электроэнергии; – контроль за ЛЭП и диспетчеризацией энергетического производства;
Рис. 2. Схема оптового рынка электроэнергии с сетевой компанией – выработка требований к участникам рынка по обеспечению технической стабильности и целостности функционирования национальной энергетической системы; Установление пределов изменения рыночных цен на электроэнергию и стоимости услуг естественных монополий – компаний, отвечающих за передачу и распределение электроэнергии.
3.2.2. Механизм конкурентного ценообразования
Известны два метода формирования цены на оперативном оптовом рынке: – граничных (предельных) стоимостей электроэнергии (Великобритания, Австралия, Калифорния); – равных возможностей (Норвегия, Скандинавский пул). Граничные цены на электроэнергию определяются на каждый диспетчерский интервал для предстоящих суток в соответствии с заявками, представляемыми генерирующими компаниями и оптимизационными расчетами, осуществляемыми оператором рынка. Проводя многовариантные расчеты, оптимизационная программа выбирает рациональный состав работающих энергетических агрегатов и их загрузку. Затем для каждого диспетчерского интервала составляется перечень допущенных к работе агрегатов, начиная с наиболее экономичных. Цена электроэнергии, вырабатываемой самым неэкономичным агрегатом, замыкающим баланс энергосистемы на данном интервале и занимающим последнее место в списке, назначается предельной системной ценой, или единой ценой генерирования на оперативном рынке (см. рис. 3). По методу равных возможностей каждая энергокомпания сопоставляет свою предельную системную цену электроэнергии с ценами, предлагаемыми другими энергокомпаниями и выбирает выгодные для себя условия поставки–покупки электроэнергии. Все предложения на покупку и продажу на соответствующие периоды времени суммируются на бирже и в точке пересечения кривых спроса и предложения определяется балансовая цена, которая и является единой ценой оперативного рынка (см. рис. 4). Таким образом, различие между двумя подходами к рыночному ценообразованию определяется тем, как организована биржа со стороны спроса. При первом подходе ценовые предложения на покупку не запрашиваются, а при втором покупатели передают свои заявки на покупку. Рис. 3. Пояснение к сказанному выше. Рсум – суммарная рабочая мощность генераторов электроэнергии; Рв – суммарная нагрузка потребителей региона; Рнв – невостребованная мощность генераторов электроэнергии; Sr – граничная стоимость генерирования электроэнергии в энергообъединении
Рис. 4 Определение балансовой цены электроэнергии
Система торговли по двусторонним договорам представляет собой контактный рынок, на котором поставки электроэнергии (мощности) осуществляются по согласованным, в каждом случае разным ценам. Контракты заключаются между генерирующими компаниями и крупными потребителями, между генерирующими и распределительными компаниями, а также между интегрированными компаниями в рамках крупного энергообъединения. Контракты могут заключаться на различные сроки – от недель до десятков лет. Существуют различные виды контрактов на оптовые поставки энергии и мощности. Контракт на поставку твердой мощности – это договор, в котором фиксируется уровень мощности, подлежащий поставке. Такие контракты заключаются главным образом для покрытия базовой нагрузки. Контракт на поставку электроэнергии включает фиксированный объем электроэнергии, продолжительность поставки, максимальное (минимальное) значение мощности. В соответствии с эти контрактом потребитель может использовать электроэнергию в свободном режиме, но согласованное количество электроэнергии должно быть принято потребителем. Контракт типа «бери и плати» подразумевает, что потребитель может брать электрическую мощность и энергию по свободному графику, т. е. в любое время. Предусматривается лишь продолжительность действия, стоимость и общее количество электроэнергии, подлежащей поставке. Если нагрузка потребителя велика, то может оказаться целесообразным осуществлять покупку по нескольким контрактам. Обычно портфель состоит из одного или нескольких контрактов на поставку твердой мощности и одного контракта «бери и плати». Первые контракты покрывают потребность в базовой нагрузке, а последний – в наиболее неопределенной пиковой нагрузке.
3.2.3. Потребительский рынок электрической энергии
В качестве поставщиков – продавцов электроэнергии на розничном рынке выступают: – электростанции независимые производители; – интегрированные энергокомпании; – энергоснабжающие компании (распределительные); – независимые энергосбытовые компании. Покупателями электроэнергии являются конечные потребители, не участвующие в оптовом рынке население, а также государственные и коммерческие организации и предприятия. Потребители на розничном рынке, получающие электроэнергию от сетей среднего и низкого напряжения, оплачивают сетевые услуги местной распределительной компании. Создание конкурентной среды в сфере торговли электроэнергией достигается отделением функций сбыта от функций распределения энергоносителей и образованием независимых энергосбытовых организаций. За право обслуживания потребителей последние конкурируют между собой, а также с интегрированными и распределительными энергокомпаниями, имеющими собственные энергосбытовые подразделения. Стараясь привлечь покупателей, энергосбытовые компании предлагают потребителям контракты, различающиеся условиями и формой оплаты электроэнергии, наличием разнообразных сопутствующих услуг по энергоснабжению. Очевидно, что так же поступают и сбытовые подразделения энергокомпаний, владеющих генерирующими установками и электрическими сетями. В результате реализуется рыночное право потребителя на свободный выбор поставщика электроэнергии, появляется возможность сдерживания тарифов, повышается финансовая дисциплина потребителей.
ЛИТЕРАТУРА
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |