Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае




История философии

Философия

Курс лекций (часть I)

Пенза 2007

Составители: А.Б. Никонов, к. филос.н., доцент; М.И. Ефремкин, к. филос.н., доцент; Л.Я. Плешакова, к. филос.н., доцент; В.Л. Очкин, доцент; Е.Н. Синев, к. филос.н., доцент; А.Г. Мясников, к. филос.н., доцент; Е.В. Оликова, асс..

 

 

Рецензенты: Н.М. Инюшкин, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой мировой и художественной культуры ПГПУ им. В.Г. Белинского;

В.П. Кошарный, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии ПГУ.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае. 5

1. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений. 6

2. Философия как особый тип мировоззрений и познаний. 11

3. Становление философии на Древнем Востоке. 18

Лекция 2. Античная философия.. 49

1. Материализм и диалектика досократиков. 49

2. От космоса к человеку: софисты, Сократ. 61

3. Философия классического периода. 66

4. Эллинистическая философия. 76

Лекция 3. Европейская философия средневековья и возрождения 85

1. Философия средневековья. 85

2. Философия возрождения. 95

Лекция 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв) 101

1. Эмпирический материализм XVII в. 101

2. Рационалистическая философия XVII в. 110

3. Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма. 119

Лекция 5. Философия французского Просвещения.. 126

1. Дэистическое направление во Французской философии.. 126

2. Французский материализм XVIII в. 130

Лекция 6. Немецкая классическая философия.. 134

1. И. Кант. 134

2. Г.В.Ф. Гегель. 141

3. Л. Фейербах.. 157

Лекция 7. Философия марксизма.. 163

1. Материалистическое понимание истории.. 164

2. Материалистическая диалектика.. 168

3. Обоснование коммунизма.. 171

4. Историческая судьба марксизма.. 175

Лекция 8.Западная философия второй половины XIX-XX вв. 181

1. Философия жизни. 181

2. Позитивизм. 191

3. Экзистенциализм. 195

4. Психоанализ. 199

Лекция 9. Русская философия середины XIX-XX вв.. 204

1. Борьба идей в русской философии в середине XIX в. 204

2. Религиозная философия России.. 218

3. Народническая философия. 227

4. Судьба марксистской философии в России. 234

Заключение.. 252

 

Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама философия начинается не с построения всеобъемлющих, логически обоснованных систем, объясняющих мир как целое, а с разрушения господствующего мировоззрения, не отвечающего более потребностям бытия людей. Так, например, первая философская школа, возникшая в VII в. до н.э. в г. Милет, в Малой Азии, разрушала мифологические представления, господствовавшие в сознании античных греков. Эта философия в отличие от мифологического миропонимания стремилась установить естественные причины происхождения, существования и движения материального мира, выявить материальные первоначала, из которых строится все существующее; она имела в своем содержании элементы стихийного материализма и стихийной диалектики.

Каждая историческая эпоха формирует свою систему философского осмысления действительности, отвечающую общественным потребностям. Философия выражает определенный способ теоретического осмысления действительности, поэтому она, по мнению Гегеля, должна доказать людям, что «существует потребность в собственно философском способе познания или даже пробудить такую потребность».

Понимание философии и ее актуальных проблем можно достичь только через изучение реальной истории философии, через историю взаимоотношения философии с другими науками. История философии, по мнению Гегеля, не должна сводиться к простому перечню существующих мнений, которые субъективны, их изучение было бы праздным любопытством. «История философии, - пишет Гегель - показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого. Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое и самое конкретное».

По словам Ф. Энгельса, единственным способом развития диалектического мышления человека является изучение истории всей предшествующей философии. История философии должна быть рассмотрена как процесс, развивающийся в русле исторического движения общества. Она обязана показать связь общественных потребностей с ходом развития общественного сознания, выявить закономерности перехода от одной философской системы к другой. Изучение истории становления философских идей, острейшую борьбу вокруг решения актуальных философских проблем является действенным средством формирования самостоятельного критического отношения к действительности, культуры теоретического мышления индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.