Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система источников ЭП и их виды




ЭП как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды

Права общественных формирований в области охраны окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду

Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды

Уголовная ответственность за экологические преступления

Общественная экологическая экспертиза

Понятие системы и источников международного экологического права

Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды

 


Система ЭП имеет три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. «Первокирпичиком» отрасли ЭП является экологическая норма, представляющая собой правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль права - ЭП, подразделенное на Общую, Особенную и Специальную части.

Под институтом ЭП понимается совокупность правовых норм, регул-их узкий круг сходных общественных отношений (институт права гос-ой и других форм собственности на природные объекты; институт права гос-го регул-ия экологопользования и охраны окружающей среды; институт права экологопользования. Институты организованы в 2 системы - Общую и Особенную части. В «Общую» часть входят институты, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования и т.д.

Система ЭП как науки

ЭП как наука представляет собой систему знаний об ЭП как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему ЭП как отрасли права, включаются следующие темы:

1. методы научных исследований

2. правоприменительная и правотворческая практика

3. история развития ЭП

4. источники ЭП

5. международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира.

6. источники научно-правовой информации

7. понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

ЭП включает в себя Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Иерархия источников. В основе конституция (определен примат права), затем законы, затем законы субъектов федерации, затем подзаконные акты, затем постановления правительства, органов местного управления.

Особое место занимают нормы международного права.

В зарубежных странах структура источников та же, но добавляется: прецедент (англо-саксонское право), обычай.

Международные соглашения.

Россия присоединяется к разным европейским конвенциях. Россия первая присоединилась к конвенции о транскраничных водах. Присоединившись к конвенции в Водном кодексе появились бассейновые соглашения

Конституция.

Прогрессивно закреплены статьи об охране среды (ст. 9,42). Право человека на благоприятную окр. среду. Описан критерий благоприятности (нормативы), право человека, на достоверную информацию. Достоверность информации исходит из соответствующего гос. органа. Мин-во охраны окр. среды. Соотношение гос. тайны и достоверности. Закон о гос. тайне не экологизирован. Достоверность информации - понятие должно быть углублено, и возникает вопрос о порядке проведения экспертиз.

Право обжалования, возмещение вреда. Возможность взыскать с органов гос-ва. Дать возможность привлечь к ответственности административное лицо, в судебном или административном порядке.

Указы президента.

Президент фактически работает в пробеле права.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указ от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря 1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть окончательным.

Президент ввел указ о федеральных природных ресурсах. 72, 73 статья.

Постановления правительства.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации его отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

2. Определение компетенции органов управления и контроля (Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22 февраля 1993г.)

3. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регул-ия экологических отношений.

Акты министерств и ведомств.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды - воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовстпва издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также, немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические, строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27,) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как источники права.

Законы и Акты субъектов.

Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: по землепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты, принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

Акты органов местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении. Акты являются источником экологического права.

Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права.

Законодательство выступает как источник экологического права:

Гражданское - если затронуты имущественные отношения и права природопользования.

Уголовное - предусматривает ответственность за совершенные экологические преступления.

Административное - предусматривает ответственность за экологические правонарушения.

Экономическое - регулирует эколого-экономические отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.