Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы вопросов




Можно выделить два подхода к разделению вопросов. Первый подход устанавливает раз­личия между прямыми и косвенными вопросами. Во втором случае определяются разли­чия между открытыми вопросами, закрытыми вопросами с вариантами ответов и вопро­сами с ответами типа «да/нет» (альтернативные вопросы).

Прямые вопросы. В случае прямого вопроса респондент знает цель этого вопроса. Примеры: «У Вас есть водительские права?»

· да

· нет

«До какой степени Вы удовлетворены количеством магазинов в торговом центре?»

· полностью удовлетворен

· удовлетворен

· частично неудовлетворен

· полностью неудовлетворен

В большинстве опросов используются прямые вопросы. Однако, если предмет вопроса слишком опасный или слишком личный, чтобы спросить о нем прямо (например, воп­росы из области правонарушений, секса, потребления алкоголя), лучше использовать косвенные вопросы.

Косвенные вопросы. В случае косвенного вопроса респондент не осознает цель воп­роса или вопрос задан таким образом, как будто не относится непосредственно к респон­денту. Это так называемый проективный вопрос.

Например: «Как Ваши коллеги оценивают условия работы в вашей компании?»

П хорошо

П приемлемо

П удовлетворительно

П плохо

Косвенные вопросы, по большей части, являются открытыми вопросами, а не вопросами с вариантами ответов. Они используются не только для выяснения аспектов поведения, затрагивающих чувства (см. п.7.9.2), но и для выявления бессознательных, скрытых мо­тивов поведения респондента. Помимо этого существуют другие проективные методы:

* тест на тематическое восприятие;

* подбор словесных ассоциаций;

•> тест на завершение предложений;

* тест на составление реплик к картинке.

Тест на тематическое восприятие. Опрашиваемому показывают картинку, по которой он должен придумать рассказ. Исследователь надеется, что респондент, таким образом, выдаст свои «секреты» (установки, отношение к определенным проблемам и т.п.).

Подбор словесных ассоциаций. Выделяются: - открытый ассоциативный тест

На вопросы этого теста опрашиваемый может отвечать свободно; он должен назвать первое, пришедшее ему в голову слово. Например, вопрос: «Я назову ряд слов. Будьте добры, назвать слово-ассоциацию после каждого моего слова. Пожалуйста, называйте первое слово, которое придет Вам в голову».

поезд...................................................................................................................................

любовь...........................................................................................

мытье посуды.....................................................................................................................

 

- закрытый ассоциативный тест

В этом случае опрашиваемый должен назвать не просто первое слово, пришедшее i в голову, а, например, первую марку или продукт. Вопрос: «Я буду сейчас назыв продукты. Назовите, пожалуйста, первую марку, которую Вы вспомните».

зубная паста......................................................................................................................

часы....................................................................................................................................

пиво....................................................................................................................................

садовая мебель..................................................................................................................

компьютеры......................................................................................................................

Тест на завершение предложений. Это более широкий ассоциативный тест; опраши емый должен произвольно закончить читаемые ему предложения:

«Пассажиры поездов — это....»;

«Путешествие на поезде прекрасно потому, что....».

Тест на составление реплик к картинкам, В этом тесте опрашиваемый должен запис; реплики персонажей картинки в специально выделенных на ней «речевых пространств; («шариках»).

 

Открытые вопросы. Открытый вопрос дает опрашиваемому возможность сформул ровать ответ своими словами. Это увеличивает вероятность того, что ответ будет действ тельно отражать его мнение. Такие вопросы часто используются в поисковых исследов ниях, например, когда важнее всего добраться до сути дела. Вопросы должны иметь пр стую формулировку. Основной недостаток открытых вопросов состоит в сложности qi работки ответов:

* трудно суммировать ответы;

* сложно сравнить ответы. Некоторые примеры открытых вопросов:

— «Каково Ваше мнение о программе партии «Кедр»?»; - «Каково Ваше мнение о продаже спиртных напитков в спортклубах?».

Закрытые вопросы или вопросы с вариантами ответов. В случае вопроса с в< риантами ответов опрашиваемый выбирает один из числа заданных альтернативных в; риантов ответов. Альтернативные ответы должны, по возможности, исключать друг др\ га. В большинстве случаев необходимо включение ответов типа «не знаю», или «затрух няюсь ответить», или «другое» как варианта ответа для респондента, который не може сделать выбор из предложенных альтернативных ответов.

Основное преимущество вопросов с вариантами ответов состоит в удобстве их обрабо! ки. Процент ответов в таких анкетах высок, что увеличивает общее число репрезентатив ных ответов. Трудность водросов с вариантами ответов состоит в их постановке. Иногд люди плохо представляют, какой ответ нужно дать, в результате чего многие отмечаю ответ «не знаю». Другим недостатком является возможность смещения в ответах, т.* респонденты, мало знакомые с предметом вопроса, часто выбирают первый ответ ил: ответ, стоящий в середине.

 

Альтернативные вопросы или вопросы с ответами типа «да / нет». Аль­тернативными называются вопросы, предлагающие только два возможных ответа. Например: «Вы имеете водительские права? - «да / нет». На практике эти два ответа иногда дополняют третьим: «да / нет / не знаю» или «затрудняюсь ответить/не могу сказать».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.