Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие проблемы морали

Термин «этика» Аристотель образовал от греческого слова «этос», которое переводится на русский как обычай, характер.

Этика – учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни; это система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной, группы.

Существует понятие «склад нравственного ума». Это полное глубокого смысла выражение характеризует людей, чья жизнь служит образцом, примером для человечества. Склад здесь означает образ мысли, характер, духовную ориентацию, определяющие разнообразные проявления жизни личности, ее интересов и поступков. Ум - индивидуальное свойство человека, его способность мыслить, понимать.

Нравственным умом обладают люди, чьей главной жизненной установкой, регулятором действий является мораль, нравственность. Понятия эти нередко рассматриваются как синонимы, означающие свод не писанных, веками выработанных, признанных человечеством правил.

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Одно из них: мораль - это форма нормативно - оценочной ориентированности индивида в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Учением о морали и нравственности занимается этика - теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности - общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и профессиональных взаимоотношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать «практической философией».

Мораль - некая система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из основных форм общественного сознания; нравственный, поучительный вывод; нравоучения, поучения.

В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом на данном этапе развития. Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об обществе в целом. Нормы и правила морали формируются естественноисторическим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней житейской практики поведения людей, выступая в качестве неких образцов в том случае, если общество осознает их несомненную пользу.

Всякая мораль обусловлена социально-исторически. Ее конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей и т.д. иными словами, качественно разнообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.

Первобытную, к примеру, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство.

Но, по сути, это еще не мораль в полном смысле ее слова, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некого идеального образца.

Мораль в подлинном смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе, отсюда растущая производительская мощь общества, разделение труда, появление частной собственности на средства производства и его продукты. В следствии этого происходит разрыв естественно-родовой, кровной связи индивидов, это обособляет их друг от друга. В такой ситуации жесткая регламентация родовой жизни теряет свой смысл, человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора; приходит понимание того, что правила поведения не только задаются внешней необходимостью, но и частично создаются самим человеком, они есть результат сознательного выбора!

Моральный человек раннеклассового общества - это некий набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, уверенности, правдивости, дружелюбия и т.д. Мораль понимается как совершенство, т.е. нечто такое, к чему человек должен стремиться.

Понятие «моральная оценка». Что это такое?

Деятельность человека происходит в обществе. В ее процессе он соблюдает или, наоборот, нарушает интересы других людей, государства, общества. При этом деятельность человека может одобряться государством, осуждаться и наказываться. В этом проявляется юридическая и правовая оценка. Жизненный опыт свидетельствует, что юридические оценки не охватывают всего многообразия проявлений человеческой деятельности, что многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Поэтому, кроме юридической существует и моральная оценка деятельности человека. Это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержаться в моральном сознании общества этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Возможна и самооценка: она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние.

Таким образом, под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие формы поведения.

Мораль является всеобщим регулятором человеческого жития, она присутствует везде, где люди вступают в какие-либо отношения друг с другом: в экономической, политической и общественной жизни.

В сфере торговли, например, продавец может обслуживать покупателя вежливо или невежливо, внимательно или невнимательно. Взвешивать, отмеривать, подсчитывать можно точно или заведомо неточно.

Систематическое нарушение каких-либо правил или норм может натолкнуть на вывод об отрицательных качествах человека.

К самым общим и универсальным правилам и нормам поведения можно отнести правила приличия, правовые нормы и нравственные правила. Они охватывают нашу жизнь, все области деятельности, помогают ориентироваться в отношениях с близкими, оценивать поступки, выбирать манеру поведения. В каждом конкретном случае нормы приличия имеют непосредственно нравственное содержание. В сфере торговли это – взаимодействие продавца с покупателями: насколько их может пробудить интерес у покупателей к новым товарам, чистота и опрятность продавцов и т.д.

В понятие «нравственность» вкладывается более приземленный смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.

Подходить к нравственной оценке необходимо, исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, у ряда скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривалось как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность, причем по ряду ее форм осуществлялось не только нравственное, но и правовое осуждение. Осуждалась даже торговля на рынках. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и из изменения нашего морального сознания.

Нравственные искания человека, приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества изначально присуши человеку.

Так французские просветители полагали, что человек по самой своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол, т.е. является носителем зла.

Изучение процесса становления морального сознания показало, что нет оснований для таких категорических утверждений. Моральные начала не заложены в человеке с рождения. Они формируются в семье на основании того примера, который находиться у него перед глазами, в процессе общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно, что требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, ко всем видам своей деятельности. «Золотое правило» нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Становление нравственности - сложный процесс. Он органически связан как со становлением в человеке эстетических начал, так и с процессом формирования мировоззрения в целом.

Важнейшим источником специфических для сегодняшнего дня нравственных проблем является беспрецедентное развитие науки, техники и технологии. Это развитие породило множество средств, разрушительных для человеческой жизни:

- ядерное оружие (если первобытные люди дрались дубинами, то нынешние солдаты применяют…)

- химические и биологические средства массового поражения

- развитие техники – появление автомобилей, самолетов, поездов – увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния

- психологическое влияние – использование гипноза на аудиторию (реклама – при помощи определенного типа подачи информации).

- Группа моральных проблем, - называющий «биоэтическими». Здесь нравственные вопросы начались, как только возникла пересадка органов. Появилась проблема – когда и при каких обстоятельствах орган может быть изъят для пересадки больному. Не станут ли умерщвлять людей для того, чтобы взять у них нужный орган? Не начнется ли циничная торговля органами? Собственно последнее уже происходит. Известно немало случаев, когда человек продает глаз или почку, чтобы заработать на жизнь.
Еще один пласт проблем породило планирование с серьезными нравственными проблемами связано появление «суррогатных матерей», искусственное оплодотворение, смена пола. Так же такой этический вопрос, касающийся смерти и выживания. Это тема – эвтаназии – права человека самому выбирать. Ведь в нравственном кодексе врачей содержится тезис «не вреди» и обязанность бороться за жизнь больного до конца.

Структура и функции морали.

Поскольку сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, политике, праве и т.д.), ряд авторов пытаются рассмотреть своеобразие ее социальной роли, т.е. основные функции морали. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

Главная функция морали, конечно, регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Способ этот специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и т.д.).

Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом этапе свободы воли человека начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.

По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и пр. однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения, такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать.

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции - оценочно-императивной. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни.

А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок разнообразных проявлений жизни общества императивы типа «поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе» направляют нравственное поведение человека. Познавательная функция морали производна от оценочной, т.к. историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования, как всего общества, так и каждого человека.

А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которые во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Мораль выполняет и множество других функций: воспитательную, ориентирующую, нрешостичсокую, коммуникативную, гуманизирующую. Совокупность всех функций определяет социальную роль морали.

Воспитательная функция – в первую очередь это воспитание у ребенка нравственных установок, привычек внушение ему моральных запретов. Во-первых, это самовоспитание взрослого человека (на протяжении всей его жизни), осознанный выбор нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди; но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

Коммуникативная – ритуализация человеческого обращения, создание ею различных нормативов. (этики и пр.) это гуманизация общения, стремление сделать его насколько возможно приятным. Мораль учит, как нужно встречать людей (приветствовать), как их провожать, она определяет как вести себя по отношению к младшим и старшим, и т.д.

Гуманизирующая – стремление морально совершенствовать человека. Обязательность нравственных правил для всех людей, их равенство.

1 вариант структуры:

Мораль:

1. Сознание (формирование целей деятельности, предварительное месячное построение деятельностей и предвиденье их результатов) – это убеждения и мировоззрения.

2. Деятельность (общение, поступки, действия).

2 вариант структуры:

Высшие моральные ценности (свобода, счастье). Общечеловеческие моральные ориентиры («почитай старших», «не лги»)


Нравственные идеалы Мораль нравственные качества человека

(цель развития личности) (понимать, творить добро,

распознавать зло), проявляется в

его поступках

нравственные принципы составляющие моральные ориентацию человека

(эгоизм, альтруизм, коллективизм)

Добро и зло.

Современная этика знает много концепций, главными из них являются этика добра, этика долга и этика ценностей.

Основные идеи этики добродетели разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, реализуя которые человек контролирует свои страсти.

Считается, что, действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неминуемо оказывается нравственным. Зло связано со скудностью добродетелей. Согласно Аристотелю, главные добродетели следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Знаменитый английский математик и философ Б.Рассел предлагал свой список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Новейшие авторы особенно часто указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие.

Что же такое добро и зло? Всегда ли они однозначно определяются? Не может ли быть так, что добро в одних условиях оказывается злом в других? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с моральной оценкой, могут быть даны тогда, когда человек овладел определенным уровнем нравственной культуры, знает происхождение и содержание основных моральных категорий. Английский философ Томас Гобс писал: «моральная философия есть не что иное, как наука о том, что такое добро и зло в поступках и человеческом обществе. Добро и зло суть имен, обозначающих наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек, образа мыслей людей».

Добро и зло – это основные категории этики и морального сознания человека. На этих понятиях основаны все этические представления.

Добро – есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества.

Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. К понятию добра очень близко по содержанию понимание блага. В обыденной жизни оба понятия мы применяем к материальному достатку. Мы говорим «он накопил много добра» или «там было изобилие материальных благ». То есть и добро, и благо оценивается как то, что ценно и значимо для людей.

В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида.

Зло. Есть добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, т.е. ведет к распаду, к отчуждению друг от друга, к гибели.

Виды зла:

1. природное – не зависят от воли и деятельности человека (стихийные силы, болезни)

2. социальное – явление частью исторического процесса; рождается под влиянием деятельности людей (бунты, революция, войны – являются результатом столкновения интересов и воли множества людей, является стихийной силой)

3. нравственное – сознание человека, моральный выбор человека.

Существует 2 т.з. на природу зла:

1. Фрейд утверждал – человек зол от природы и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми.

2. Этика считает причиной злую волю, когда человек не может удовлетворить свои потребности культурным способом. Поэтому он вынужден либо отказаться от своих потребностей. Накапливая при этом груз неудовлетворенности, либо отвергнуть культурные способы и достигать желаемого безнравственными методами. Поэтому этика настаивает на необходимости борьбы со злом. Как с общественным явлением, а не с людьми, как его носителями.

- Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредными, но находятся вне категории морали).

- Добро и зло является характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соответствующих с идеалом.

- Доброта – целостная личность (выражающаяся в практической деятельности людей: добрый человек добрый и в поведении и в жизни вообще). Доброта не эгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.

- Добродетели – положительные качества человека. Они отражают разные стороны добра (мужество, щедрость, бережливость, справедливость, великодушные) и воспитываются в людях.

Соотношение добра и зла.

- Добро и зло познаются только в единстве (т.е. для того, чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло)

- Недостаточно узнать зло, чтобы постичь добро. Злу необходимо сопротивляться.

- Добро утверждается в противостоянии злу.

Долг и совесть.

Поэт Осип Мандельштам писал:

……Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны

И развязаны для бытия ……………

Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.

Что такое нравственный дом? Это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению выполнять дом хорошо и похвально, хотя далеко сопряжено с тем, что надо пожертвовать удобствами, любовью или жизнью. Но однако само выполнение долга вызывает гордость за себя.

Дом человека можно разделить на два вида эмпирический и долг собственно моральный, хотя в реальной жизни они тесно связаны и переплетены. Эмпирический долг имеет множество видов и форм: дом родительский и детский, братский и дружеский, дом перед родиной, профессиональный дом. Нравственный дом – бескорыстная, неизбирательная помощь по всем и ко всякому.

Эмпирический дом может нередко вступать в конфликт с нравственным. Например, нравственный дом требует быть честным и говорить только правду, и дружеский – защитить друга, который провинился и может быть наказан. Или нравственный долг требует воздержаться от всякого насилия по отношению к другим людям, а патриотический – настаивает на необходимости взять оружие, чтобы защищать родину.

А в чем состоит дом человека перед самим собой?

В том, чтобы, по крайней мере, попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, душевный упадок, пессимизм, на столь частую сейчас депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла – если он не найден или утрачен важнейший дом человека перед самим собой.

Таким образом, дом осознается человеком как внутреннее побуждение. Некоторые исследователи рассматривали дом как результат воспитания. Ваше мнение?

Автономия личности:

- личность выполняет требования долга без давления извне;

- относится к этим требованиям так, как будто установил их сам;

- действует, будучи уверенным в своей правоте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет на основе норм обслуживания | Принципы профессионала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.