КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Создание собственного архива
А. Самообразование. Повседневная подготовка к выступлениям. Техника подготовки и структура ораторской речи. Лекция №7,8. Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил. Сервантес
Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то представляется целесообразным разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению. Повседневная подготовка включает в себя прежде всего самообразование в самом широком смысле слова, т. е. приобретение новых, знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги. Нужно не просто много читать, а осмысливать прочитанное, размышлять над ним, анализировать, пытаться разобраться вокружающей жизни, обсуждать волнующие вас вопросы. Известно, что ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. На это обращают внимание не только теоретики ораторского искусства, но и те, которые общались с подлинными мастерами слова. Постоянное стремление к новым знаниям, вечная неудовлетворенность собой — только это может обеспечить успех оратору. Человеку, часто выступающему публично, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Рекомендуется делать вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, собирать пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, записывать вопросы, которые задают слушатели после выступления. Все это приводит к созданию собственного архива. По словам известного лектора-методиста Е. А. Адамова, лектор без архива — это музыкант без инструмента, лекторский архив — это творческая биография, молчаливый свидетель его большого труда. Недаром народная мудрость гласит: «Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком», «Большой багаж путнику в пути неудобен — большой багаж оратору всегда необходим», «Лектору, как и полководцу, нужны резервы, с ними он непобедим». Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время. Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда у выступающего не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора, накапливания и систематизации материала и активно создавать свой архив. Встретив интересную мысль, необходимо обязательно выписать ее! Д.И. Менделеев говорил: «Найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Ведь мы забываем подавляющую часть информации, которая достигает нашего сознания. Не случайно в менеджменте укрепился принцип: не записанное на бумаге - это пустые мечтания. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы впоследствии. Каждый хорошо знаком с этим видом записи, однако далеко не всегда эти выписки делаются правильно. Нередко такие записи ведутся на двух сторонах листа. Пользоваться такими выписками неудобно. Представьте себе, что на одной стороне листа у вас мысль, которую следует использовать в начале доклада, а то, что написано на оборотной стороне, цитируется в середине. Как в данном случае поступить? Придется одну из цитат переписать, т.е. проделать дополнительную работу. Или вы захотите прокомментировать выписанное, зафиксировать какие-то свои мысли. Где это сделать, если обе стороны листа заполнены? Нередко ленятся указывать, откуда выписан данный материал, кто его автор. Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в дальнейшей работе: забывается источник, и в случае необходимости нельзя уточнить текст; в таком виде невозможно и цитировать. Для того чтобы выписками удобно было пользоваться, надо правильно их оформлять. Рекомендуется выписки делать на карточках. Карточки должны быть одинакового размера. На каждой карточке допускается не более одной записи. В верхней (например) части карточки указывается тема, к которой относится запись, а в нижней - выходные данные источника: автор, название книги, место и год издания. Некоторые, изучая литературу, выписывают подряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате выписанный материал остается почти неиспользованным, так как слишком обширен и многословен. Поэтому выписывать стоит лишь ценные мысли. Если книга — ваша собственность, целесообразно делать «разметку» книги, статьи. Ручкой или фломастером отмечаются ключевые слова, фразы или абзацы. Тогда повторный просмотр занимает минимум времени, а на неинформативные участки текста не тратится ни минуты. Если пометок сравнительно немного, то делаются закладки или на последней странице книги пишутся номера соответствующих страниц. Этот метод можно применять не только в индивидуальной работе. Например, в фирму приходят толстые экономические, финансовые, юридические издания. Один из специалистов просматривает и размечает текст. После него все остальные затратят на просмотр издания минимум времени. Помощник руководителя может разметкой сэкономить время чтения своему шефу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |