Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Повышение культуры устной и письменной речи

В. Овладение техникой речи.

К повседневной подготовке оратора относится ов­ладение техникой речи.

Основные. элементы речевой техники — фонацион­ное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в пpoизношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное про­изношение позволяют оратору привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их созна­ние, воображение, волю.

Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказыва­ния.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабо­чем состоянии, оратор должен систематически выпол­нять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

Повседневная подготовка — это и постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить пра­вильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формули­ровать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ста­вить ударение в слове в обиходной речи, то он непра­вильно произнесет его и на трибуне, даже если в текс­те выступления в этом слове поставлен знак ударения. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично.

Рекомендуется активно участвовать в деловых раз­говорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях и т. п. Все это развивает чело­века, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

Поучительными для молодых людей являются исто­рические сведения о воспитании детей в семье Воронцовых, видных политических деятелей эпохи правления Елизаветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 го­дам были прочитаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Так как детей Воронцовых готовили к государственной деятельности, их с ранних лет привлекали к участию в серьезных разговорах на политические темы, знакоми­ли с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во, время которых они были обязаны каждую неделю писать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как наставлял отец своего юного сына: «...все, что случится достопамятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу».

Письма юношей производили большое впечатление своей серьезностью, зрелостью оценок и взглядов.

К сожалению, эпистолярный жанр уходит в про­шлое. Сегодня телефон, факс заменяют нам письма, позволяют быстро связываться и решать проблемы с деловыми партнерами, близкими и родными людьми. А между тем регулярная переписка могла бы
стать хорошей школой для начинающего оратора, так как позволила бы оттачивать слог, вырабатывать свой стиль речи. При этом важно, чтобы в письмах сообща­лись не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы. Конечно, писать такие письма нелегко: требуется время, желание, усилия воли. Но не следует забывать утверждение великого Цицеро­на: «Перо — лучший и превосходнейший творец и на­ставник красноречия».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Б. Создание собственного архива | А. Определение темы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.