Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды выступлений

Классификация речей.

 

Основным риторическим законом является закон соответствия типа речи типу ситуации. Если такого соответствия нет, то речь не достигнет своей цели.

В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию:

1 – информационная (сообщение сведений, передача информации): объявление, выступление на совещании, доклад на конференции, лекция, ответ на экзамене;

2 – убеждающая (преследует цель склонить слушателя к определенной точке зрения);

3 – побуждающая к действию: поручение исполнить задание, приказ, просьбу;

4 – воодушевляющая (вызывает эмоциональный подъем): приветствия, поздравления, комплименты;

5 – развлекающая: анекдоты, забавные истории;

6 – сокровенная (имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку).

Большинство речей однозначно относится к тому или иному типу. Но немало речей включают в себя элементы разных типов. Опытный руководитель, прежде чем дать задание (т.е. побудить к действию), проинформирует подчиненного о ситуации, затем приведет аргументы, убеждающие в необходимости предлагаемых действий. Мудрый полководец перед тем, как отдать приказ идти в бой (побуждение к действию), произносит воодушевляющие слова, повышающие боевой дух воинов.

Однако всегда легко увидеть, какой компонент является главным, а какой - вспомогательным.

 

 

 

Писать или не писать речь?

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, — обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи.
Это давний спор, своими корнями уходящий в глубо­кую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тща­тельной письменной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному; а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движущийся ко­рабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письмен­ных заметок, продолжает идти, тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли».

«Лишь с помощью писания можно достигнуть лег­кости речи», — уверял римский ритор Квинтилиан.

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последую­щих времен тоже считали, что речи должны быть пред­варительно написаны. Например, П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде» писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...»

Существует и диаметрально противоположная точка зрения. Так, общепризнанный мастер судебной речи А. Ф. Кони говорил: «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ло­жившихся на бумагу».

Правда, эти слова адресованы судебным ораторам, а вот начинающим он дает другой совет: «Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень по­лезно начинающим лекторам и не обладающим рез­ко выраженной способностью к свободной и спо­койной речи».

Конечно, писать текст выступления — дело нелег­кое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем подготовка письменного текста имеет много пре­имуществ. Написанную речь можно проверять, исправ­лять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалисту, добиваясь таким образом улучшения со­держания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме.

Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окон­чательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избе­жать повторений, неряшливых формулировок, огово­рок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Итак, стоит прислушаться к словам тех, кто сове­тует писать тексты речей от начала до конца в литера­турно обработанной форме. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выраже­ния. Писать следует на одной стороне листа и не в тетради, а на отдельных листах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы подготовки речи | Выступление с опорой на текст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.