КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила подготовки и ведения разговора
Подготовка и проведение деловых бесед. Лекция №9.
1. Виды деловых разговор (бесед).
Более 70% времени деловой человек тратит на общение. Поэтому от того, насколько грамотно оно построено, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими организациями и с государственными органами – это и многое другое зависит именно от искусства делового общения. Искусство общения основывается на использовании психологических факторов и умелой организации самого процесса общения. При всем многообразии форм делового общения основной является разговор (беседа) двух или большего числа лиц. Деловой разговор, деловая беседа (или сокращенно - разговор, беседа) - любой словесный контакт, инициатор которого преследует определенные цели. В зависимости от того, в какой степени в ходе разговора достигнуты его цели, естественно судить и о степени эффективности разговора и оценивать действия его участников. Каждый работник участвует в следующих беседах: - прием на работу, - получение задания, - отчет о работе, - критика, - увольнение, - переговоры, - совещания. Каждый вид беседы имеет свои особенности. Но есть что-то общее, что присуще беседам всех видов. Если беседа «проиграна» (то есть ее инициатор не достиг намеченной цели), то проводить с тем же лицом (особенно с вышестоящим руководителем) повторный разговор на ту же тему, приводя даже новые аргументы - дело очень трудное, а иногда и практически безнадежное. У собеседника уже сложилось определенное мнение и тратить время на уже решенный вопрос ему обычно представляется излишним. Человек меняет свое мнение с трудом. Так легче жить. Это, по существу, защита нервной системы от перегрузок. Отсюда следует два вывода: 1. Необходимо готовиться к беседе. Это увеличит вероятность благоприятного исхода. 2. Особенно тщательной подготовки требуют беседы, цель которых - изменить мнение вашего собеседника. Анализ большого количества проигранных бесед показал, что всякий раз была совершена некая ошибка - либо в создании обстановки, либо в тактике беседы. Эти ошибки оказались довольно типичны, часто повторяемы. Чтобы не допускать их, разработаны специальные правила.
Правило 1. Сформулируйте конкретные цели. Ими могут быть: заключить соглашение, подписать договор, разрешить спорный вопрос, убедить, получить информацию, дать задание, проконтролировать исполнение, проинструктировать, покритиковать, разобраться, помочь, убедить, «отбиться» от задания, отчитаться, оправдаться и т.д. Чем конкретнее сформулирована цель, тем больше определенности в дальнейших шагах. Формулировать цели беседы полезно не только ее инициатору, но и другой стороне. Представьте, что к вам пришел некто (инициатор беседы) с вопросом, который вы разрешить не в состоянии в силу отсутствия у вас необходимой информации. Естественно, вы ставите первой своей целью получение информации. Правило 2. Составьте план беседы. Для достаточно серьезной беседы составить план «в уме» не удается. Не зря говорится, что «самые бледные чернила ярче самой хорошей памяти». Записывая тезисы беседы, мы: Ø оттачиваем формулировки, находим ключевые слова; Ø выстраиваем очередность аргументов в более убедительной последовательности (правило Гомера); Ø продумываем аргументы, приводя их в систему; Ø подбираем необходимые документы, материалы; Ø определяем состав участников. Для управляемости беседы следует стремиться к минимальному числу участников, так как каждый новый участник может привнести элемент неопределенности. Легче всего беседу вести с глазу на глаз, вдвоем, без посторонних слушателей. Наличие слушателей создает «эффект театра», когда мы говорим, имея в виду не только того, к кому обращаемся, но и других слушателей; нам небезразлично, что подумают, что расскажут другим свидетели беседы. Но это небезразлично и нашему собеседнику, поэтому его восприятие и реакция в присутствии посторонних также будут менее предсказуемыми. Увеличение количества активных участников беседы удлиняет ее. Но при этом вопрос может быть рассмотрен более обстоятельно. Беседа с большим числом участников представляет собой совещание – один из видов управленческой деятельности. Правило 3. Выберите время: а) удобное и вам и вашему собеседнику; б) достаточное для разговора. Представьте, например, что вам нужно выяснить с кем-то отношения. Вы приходите к нему (или звоните), а его в это время терзают совсем другие заботы, или он наслаждается любимой телепередачей, или собирается по делам. Разговор не получается. А все дело в том, что инициатор беседы нарушил и правило 3 (а), и правило 3 (б): не побеспокоился, чтобы время было достаточным и удобным не только ему. Рискованно начинать беседу, не имея в запасе и собственного времени. Не рекомендуется включаться в беседу после события, вызвавшего душевное волнение, нервное потрясение, гнев. Уместно здесь вспомнить высказывание Льва Толстого: «То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде». Правило 4. Выберите подходящее место. Оно должно удовлетворять двум условиям: а) ничто не должно отвлекать вас от беседы; б) место должно максимально способствовать целям разговора. Мешают посторонние, телефонные звонки, телевизор. Планируя беседу, следует продумать, где расположиться, чтобы эти и другие помехи не отвлекали от разговора. Не для всякой беседы наилучшим местом является кабинет руководителя. Например, для разговора руководителя по душам с подчиненным больше подойдет рабочее место подчиненного, где он чувствует себя более уверенно и непринужденно. Подходящим местом может быть и нейтральная территория - какое-то свободное в данный момент помещение. Многие договоренности легче достигаются в неформальной обстановке: за дружеским ужином, на прогулке, в сауне и т.д. Впрочем, и в рабочей комнате можно создать различные зоны общения: официального, полуофициального и (если позволяют размеры комнаты) неофициального общения. При официальном общении хозяин находится на своем обычном месте - за столом. Для полуофициального общения располагается напротив посетителя за приставным столиком или за столом заседаний, как бы приравнивая этим свой статус к статусу посетителя. Зона неофициального общения представляет собой два-три кресла и журнальный столик. Правило 5. Задачи первой части разговора: а) привлечь внимание; б) добиться атмосферы взаимного доверия. Добиться устойчивого внимания непросто, потому что мы плохие слушатели. Больше любим говорить, чем слушать. Мужчины, как правило, худшие слушатели по сравнению с женщинами. Они обычно более нетерпеливы в беседах, особенно когда говорят с женщинами. Но если не привлечь внимание собеседника, разговора не получится. Если вы будете говорить только о ваших проблемах, не затрагивая интересов собеседника, на успех рассчитывать трудно. Подумайте, как связать ваш вопрос с проблемами собеседника или найдите, что его может заинтересовать в вашем предложении - иначе говоря, начинайте разговор с темы, интересующей собеседника. Атмосфера взаимного доверия также совершенно необходима для позитивного исхода беседы. Недружелюбно настроенный собеседник будет отвергать даже разумные предложения, просто перенося на них негативное отношение к их автору. Создается атмосфера взаимного расположения несложными приемами. И первое, с чего необходимо начать, - это пунктуальность инициатора беседы. Если приглашенному приходится дожидаться, то невольно накапливается раздражение, которое может вылиться (даже и неосознанно) в агрессивный настрой. Если же обстоятельства не позволяют вовремя начать беседу, необходимо известить об этом приглашенного, извиниться и предложить другое время встречи. Еще лучше - спросить собеседника, какое время будет удобно ему. Способствуют непринужденной, доброжелательной атмосфере беседы такие слова, как «рад вас видеть», «хорошо, что зашли», похвалить за что-то, сделать комплимент. Правило 6. Подчиняйте свою тактику цели разговора. Направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов. Вопросы можно поделить на открытые и закрытые. Открытым называется такой вопрос, на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится, отвечая на него, рассказывать. Например: «Расскажите, пожалуйста...», «Что вам известно о...», «Как вы думаете...?», «А почему?», «Ваше мнение?», «Ваши предложения?», «Чем вы это объясните?». Открытые вопросы являются незаменимыми, когда целью является получение информации. Противоположностью открытым вопросам являются вопросы закрытые, т.е. такие, на которые необходимо ответить «да - нет». Такие вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить, получить согласие, подвести к отказу от чего-либо, преодолеть сопротивление. Искусство беседы включает в себя и умение не отвлекаться от намеченной цели. Правило 7. Старайтесь, чтобы говорил в основном ваш собеседник. Из двух беседующих людей психологическое преимущество имеет тот, кто задает вопросы, а не тот, кто много говорит. Убеждать эффективнее не посредством красноречия, а с помощью цепочки логически выверенных вопросов. Предоставив собеседнику преимущественное право говорить, направляя его рассказ вопросами, вы добьетесь следующего: • максимально расположите к себе собеседника (люди так любят, когда их выслушивают!); • получите наиболее полную информацию о состоянии дел, о собеседнике, о его отношении к вам и даже о его взаимоотношениях с окружающими. Все это полезно знать для эффективного ведения беседы; • вам будет затем легче убедить собеседника: ведь вы расположили его к себе и максимально информированы о нем. Эта тактика («меньше говорить - больше спрашивать») позволяет руководителю с честью выходить из довольно затруднительных ситуаций, когда он сам не в состоянии решить проблему или ответить на вопрос. Самое важное в этом правиле - чтобы все, что хочет сказать собеседник, было высказано. Правило 8. Будьте на высоте положения. Это правило относится, прежде всего, к критикующему. Критика - одна из важных, но непростых обязанностей руководителя, преподавателя, родителя. Если человек проштрафился, то он ожидает, что критикующий будет к нему не только строгим, но и справедливым. Критикуемые обычно имеют оправдания, которые считают вполне уважительными. Если их не выслушать, то создается впечатление несправедливости критики. Поэтому правило 8 подразумевает следующее: • выслушайте объяснения; • сохраняйте ровный тон; • прежде чем критиковать, найдите за что похвалить и похвалите. Правило 9. Фиксируйте полученную информацию. Сведения, получаемые во время беседы, стремительно улетучиваются из памяти. Поэтому рекомендуется делать пометки по ходу делового разговора, а по окончании его записать (цифры, факты, фамилии, телефоны) в блокноте. Особенно быстро теряется информация, полученная по телефону: отсутствие зрительного образа значительно снижает способность к запоминанию. Поэтому, поднимая телефонную трубку, деловой человек обычно придвигает лист для записи информации. Правило 10. Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели. Человек лучше запоминает то, что услышал в начале беседы, а делает то, что слышал в конце. Наилучший результат беседы (если вы побуждали собеседника к действию), если он приступает к исполнению сразу по окончании беседы. Кроме своевременности здесь можно ожидать и большую точность исполнения, поскольку наиболее свежи в памяти все детали ваших наставлений. Если же, завершая беседу, вы решите дружески поболтать о чем-то, то этим вы снизите эффект своих предыдущих усилий. Ведь в памяти собеседника сотрутся многие детали разговора. Непринужденный обмен мнениями лучше перенести на начало беседы - для создания благожелательной атмосферы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |