КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы деловых бесед и их особенности
1. Прием на работу. Многие будущие конфликты закладываются при первой беседе руководителя с претендентом на должность. Рассмотрим главные ошибки. 1. Часто в беседе с поступающим руководитель приукрашивает условия, в которых предстоит трудиться новичку. Это неосознанная защита руководителем «чести мундира», ведь в неурядицах есть и определенная его вина. Случается и намеренное утаивание неблагоприятных обстоятельств, когда требуется срочно заполнить вакансию, а иных претендентов нет. В результате решение поступить на работу принимается в предположении условий, неадекватных реальным. Столкнувшись же с действительностью, новичок может испытать сильное разочарование и счесть себя обманутым. 2. Особенно остро противоречия проявляются, когда будущему работнику обещаются какие-то блага. Не следует забывать, насколько большое значение поступающий на работу придает этим обещаниям. Их невыполнение создаст конфликтную ситуацию - человек чувствует себя обманутым, причем осознанно, чтобы быть «завлеченным» на эту работу. Наиболее щедро обещания раздаются, когда крайне необходимо взять человека, заполнить «прореху» в кадрах. Однако никогда не лишне помнить, что по выданным векселям придется платить: или сдержать свое обещание, или оказаться в состоянии конфликта с обманутым. Как же действовать, чтобы привлечь работника? Не скрывая трудностей, показать все реальные выгоды и достоинства предлагаемой работы: подчеркнуть привлекательные элементы в работе, возможности роста и повышения квалификации, выгодные моменты в условиях труда, благоприятный морально-психологический климат в коллективе, наличие баз отдыха, профилакториев, детских учреждений, имеющиеся льготы и т.д. - то, что реально есть. Обещать полную поддержку и необходимую помощь, особенно на первых порах. 3. Неоказание помощи в адаптации. Эту помощь надо действительно оказать - особенно в первые дни работы новичка. Часто бывает, что, будучи предоставлен сам себе в первый день, работник, не знакомый с особенностями и порядками новой для себя организации, набивает себе «шишки» просто от незнания им этих особенностей. Нередко бывает, что новичка стремится взять под свою опеку кто-то из работников, плохо относящихся к руководителю. И вот уже первой информацией (а первая информация запоминается прочнее всего!) для новичка является уничтожающая критика начальника, критически оценить которую новичок еще не в силах. Исследования текучести кадров показали, что многим из увольняющихся мысль об уходе с работы пришла именно в первый, полный разочарований, рабочий день на этом месте. Социологами обнаружена связь между продолжительностью работы в организации и тем, как прошел первый рабочий день работника. Поэтому руководителю целесообразно прикрепить к работнику на первое время кого-то из достойных сотрудников, кому такое поручение будет не в тягость. Этот работник поможет новичку адаптироваться в работе, в коллективе и будет способствовать созданию у того позитивного образа новой работы. При беседе с кандидатом на должность часто встречаются и такие ошибки: 1.Нет перечня качеств работника, необходимых для успешного исполнения его обязанностей. 2. Внешние данные кандидата влияют на восприятие его ответов. 3. Руководитель «влюбляется» в человека, который умеет красиво говорить. 4.Уважение к кандидату за его хорошие оценки в учебном заведении. 5.Настороженное отношение к мужчинам с длинными волосами или, наоборот, со слишком короткой стрижкой. 6.Интерес к привлекательным лицам противоположного пола. 7.Одни качества кандидата оказывают влияние на восприятие других его качеств (внешность – профессиональные качества). 8.Красноречие приравнивается к руководящим способностям кандидата. 9. Беседа формальна и коротка, мельком взглянул на заявление, документы и на самого кандидата. При этом информация, подкрепляющая первоначальную оценку, усваивается, а данные, противоречащие ей, отсеиваются. 10. Нетерпимость к негативным качествам кандидата, что не позволяет оценить положительные качества. 11. Излишнее доверие к словам кандидата. Зачастую предпочтительнее протестировать кандидата. Тем более, если кандидат - молодой специалист, способности которого еще неизвестны. 12. Большая спешка: нужно заполнить вакантное место без промедления, руководитель сглаживает отрицательную информацию и надеется «доучить» претендента в процессе работы. 13. Отсутствие единых требований. Несправедливо и незаконно одного кандидата тестировать, долго проверять, а другого - принимать «не глядя». Три правила для руководителя: 1. Какое бы впечатление ни оставили некоторые обнаруженные черты характера кандидата, они должны иметь второстепенное значение, если не оказывают прямого влияния на результаты будущей работы или отношения с сотрудниками. 2. Часто недостатки кандидата компенсируются положительными его качествами, если учитывать в комплексе все требования, предъявляемые к должности. 3. Если претендент не удовлетворяет представлениям руководителя о том, какой нужен сотрудник, не рекомендуется, тем не менее, отказывать ему сразу, в конце беседы. Во-первых, лучших претендентов может и не оказаться. Во-вторых, такой «от ворот поворот» рождает антипатию к данной организации. Солидные же фирмы заботятся о своем имидже, о впечатлении, производимом на граждан. В беседе с претендентом на должность предстоит: 1) оценить его деловые и личные качества; 2) обеспечить правдивость и достоверность ответов кандидата; 3) разговорить собеседника с помощью вопросов «открытого» типа. Руководителю надо уяснить: • Почему он пришел к вам? • Почему претендент ушел (или желает уйти) с прежней работы? • Чего он ждет от работы у вас? Помехами в беседе могут быть присутствие посторонних, телефонные звонки, вызовы к руководству, беспорядок в комнате (кабинете), превращение опроса в допрос. В результате не будет получена необходимая информация. 2. Поручение задания. Беседы с целью поручить (получить) задание - это наиболее часто проводимые деловые беседы. От того, насколько четко и понятно будет сформулировано поручение, зависит качество исполнения. Следует избегать: • давать поручения впопыхах; • передавать поручение через третьих лиц; • поручать первому попавшемуся под руку; • давать непродуманные поручения. Позитивные приемы: • по возможности сочетать устную информацию с письменной (письменная информация действует на порядок эффективнее устной); • тактично проконтролировать, правильно ли подчиненный понял задание (например, вопросом: «Что собираетесь предпринять?»); • письменно фиксировать сроки, ответственных исполнителей, форму исполнения работы и отчет о ней; • получив задание, проверить себя вопросом к руководителю: «Если я правильно понял, я должен сделать...» Приемы убеждения для разных типов работников: Ø «Незаменимый». Универсал. Соглашается подменять, замещать, представлять. Чаще всего делает не только свою работу. Полон гордости, что все может. Убеждать не надо - может обидеться. Обращение к нему: «Надо». Понимает с полуслова, иногда даже сам работает на опережение. Ø «Себялюбец». На первом месте собственное «я». Берется за дело только тогда, когда можно показать свое «я». Любит общественную работу. Его надо держать в рамках. Из тщеславия может сделать любую работу. Ø «Деловой». Силен практицизмом. Может идти к конечному результату любыми средствами. Все подчиняет пользе. Но не способен соотносить задачи своего участка с общими задачами. Абстрактное мышление считает философствованием. За ним «глаз» не нужен, перед ним обязательно надо ставить цели, разъяснять их, воспитать привычку смотреть вперед, оглядываться назад и посматривать по сторонам. Обращаться к нему лучше так: «Эту работу необходимо сделать побыстрее - до 15-го числа. Но эта работа важна не для отчета, а чтобы застолбить за собой направление. Это же дело новое. Тут дров можно наломать...» Ø «Игрун». Развит избирательный интерес к деятельности, он может работать только тогда, когда работа ему нравится. Но его интерес неустойчив, он быстро загорается и так же быстро остывает. Время от времени необходимо «встряхивать». Обращение к нему: «Слушайте внимательно, работа поручена вам, за ее выполнение отвечаете только вы. Об исполнении доложите через... В противном случае будете иметь неприятности, и премию не получите». Ø «Энергичный». Ему важна не работа, а самообозначение. На месте бывает редко. Весь в общественных делах, вечно куда-то спешит, кому-то звонит, где-то заседает. Ему приятно представлять свой отдел в контактах с другими. Нужен особый подход для него. Важно, чтобы во время производственной работы занимался и общественной. Хорошо реагирует на слова: «Себя не щадите. Замотались совсем. И там, и здесь. Но выглядите хорошо. Мы уже здесь по вас соскучились. И не согласитесь ли вы нам немного помочь? Надо наладить внешние связи с другими отделами. Ведь вы всех знаете, и вас все знают». Ø «Моралист». Держится властно, любит всех поучать. Его не надо воспитывать, с ним надо быть очень осторожным, лучше держать его в роли консультанта. Обращаться к нему следует очень уважительно: «Будьте любезны, подскажите нам, как лучше выполнить эту работу, как правильно распределить? Ваш большой опыт...» (лучше обращаться минут за 10-15 до обеденного перерыва. Но не с утра, иначе будете выслушивать его совет до обеда). Ø «Архивариус». Все делает по инструкции. К нему обращайтесь за советом по поводу неясностей в документах. Поручите оформление документов. Желательно не поручать ничего нового, так как засушит на корню. Спокойно можно доверять папки с входящими и исходящими документами. Для него работа тогда приобретает масштабность и смысл. Иначе он не чувствует себя нужным. Обращение: «Эти документы так к вам и просятся. Поработайте с ними, пожалуйста, чтобы нам никто не предъявлял претензий». Ø «Скептик». Начинает выполнять любое задание после второго, третьего напоминания. Смысла в выполнении задания не видит. К нему индивидуальный подход не нужен. Обратной связи не ищет. Ø «Творец». Все делает играючи, ему все интересно, работает умно, красиво, хочет сделать лучше, больше, быстрее. Уязвим, раним, не умеет и не хочет подлаживаться к окружающему порядку, уважает открытость отношений и честность. Нуждается в доброжелательной поддержке и признании. Необходимо предостерегать его от ошибок и некоторой наивности. Наладить с ним творческое взаимодействие и в процессе передачи решений на исполнение, и в организации контроля, и на стадии оценки конечного результата. Обращаясь к «творцу», подчеркивайте его деловые достоинства: «Я хочу поручить вам одно важное дело, которое требует напряжения сил. Вы именно тот, кто не боится трудностей. Вы - тот самый человек, который может это сделать наиболее качественно». Для выполнения важного, срочного задания: «Хочу поручить вам трудное дело. Обращайтесь ко мне в любое время. Уверен, что мы сделаем его хорошо». Демонстрация предпочтения: «Я поручаю вам важное задание, которое не хотел бы передать никому другому» (однако злоупотреблять этим нельзя). При колебании «творца» и его желании отказаться от работы: «Вы человек инициативный и ответственный. Кому же, как не вам, браться за это задание?» При опасении «творца», что он не уложится в сроки: «Не волнуйтесь. Все будет в полном порядке. Вы сами не подозреваете, что вы можете. Сделаете так, что сами удивитесь». Обратная связь достигается особенно быстро при переходе от одной работы к другой, на их стыке. «Вы отлично справились с предыдущим заданием. Рад за вас. А теперь хотел бы поручить вам еще одну работу. Посложнее. Но и интереснее». Собираясь в чем-то убеждать, вспомните круг его деловых интересов. Нельзя с ходу отвергать или высмеивать его идею. Скажите, что хорошая идея должна отлежаться, дождаться своего часа. В экстренных случаях: «Я хочу поручить вам эту работу. К сожалению, обстоятельства складываются так, что сделать ее, кроме вас, некому. Вы можете, конечно, и отказаться, но я думаю, что этого делать не стоит. Сегодня вы кого-то выручите, а завтра выручат вас. К тому же этой работе придается большое значение. И, конечно, я вам помогу». Столь «нежное» обращение с «творцом» себя окупает. Профессиональный уровень фирмы определяют именно «творцы».
3. Беседа при увольнении. Речь идет о беседе с увольняющимся сотрудником, когда уже подписан приказ о его увольнении (т.е. нет никаких сомнений в том, что он уйдет). Многие руководители, работники кадровых служб не желают тратить времени на беседу с этим человеком: для них он «отрезанный ломоть». Но напрасно. Беседа с увольняющимся (особенно если он хороший работник) весьма полезна для остающихся. Необходимо использовать особое, непривычное для сотрудника промежуточное состояние: он еще на работе, но уже независим от руководителей. В результате этой неопределенности у него неизбежно присутствует некоторое чувство тревоги, обычно маскируемое бравадой, подчеркнутой раскованностью. Это состояние способствует большей открытости, вдумчивости, взвешенным оценкам, если завести с ним серьезный разговор. Целью такого разговора является выяснение двух вопросов: Какова истинная причина ухода и как он оценивает покидаемую им работу (отношения в коллективе, проблемы, претензии к руководству и т.п.). Истинная причина увольнения до последнего момента скрывается, чтобы не навлечь на себя неприятностей. Однако знать ее очень важно, ибо она является отражением действительного положения дел и глубинных процессов, происходящих в коллективе. Эффективно управлять без объективной информации невозможно. Но подчиненные, как правило, не спешат поделиться тем, что знают, со своими руководителями. Вот данные некоторых исследований: эффективность коммуникаций «снизу вверх» (от подчиненных - к руководителям) составляет в среднем 10%, «сверху вниз» - 25%, в то время как по «горизонтали» она составляет 90% (в «курилке» работник несравненно откровеннее, нежели в общении с руководителем). Наиболее благоприятное время для беседы с увольняющимся - утро последнего дня его работы: все формальности закончены, расчет произведен, осталось только получить трудовую книжку. Торопиться некуда, можно поговорить не спеша. Этот разговор может и не получиться - увольняющийся не раскроется. Но и в этом есть информация руководителю: значит, степень отчуждения работника от непосредственного руководителя чрезвычайно высока, а это уже серьезный повод, чтоб задуматься, - ведь личное отчуждение складывается в первую очередь как реакция на стиль работы руководителя. Но в большинстве случаев удается получить весьма конкретную и полезную информацию. Вот некоторые ответы увольняющихся, встречавшиеся в подобных беседах: «Если бы начальник так со мной разговаривал хоть иногда, я бы, наверное, и не задумался об уходе». «У нас многие недовольны (называет неблагоприятные факторы, ведущие к текучести кадров)». «Спасибо, что цените мое мнение. Могу подсказать, что если вы не предпримете мер, в ближайшее время подадут заявления об увольнении... (называет фамилии)». «Пока начальником будет... (называет фамилию), ни один уважающий себя человек не продержится долго». «Наше начальство ни в грош не ставит людей, за процентами не видит человека». Могут быть и довольно резкие, нелицеприятные высказывания, в том числе и ранящие самолюбие руководителя. Но приходится учитывать, что одновременно получается чрезвычайно важная информация. Известно, что работа руководителя - не для слабонервных.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |