Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство критики

 

Критика является острым оружием во взаимо­отношениях людей. При всей ее необходимости сле­дует не забывать, что критика, особенно если она проведена «без церемоний», больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть на­столько выбит из колеи, что становится неработо­способен. Это тот случай, про который говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад».

Критика, как таковая, вообще относится к числу конфликтогенов.

Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первой мыслью многих в ответ на критику - это найти предмет критики не в себе, а в критику­ющем: в его предвзятом отношении, в плохом на­строении, в попытке найти «козла отпущения» и т.п.

Четыре признака неудачной критики:

1) фатальность. Это означает, что критическое замечание создает у критикуемого ощущение безвыходности, невозмож­ности исправить положение, изменить его к лучше­му. Излюбленной фразой является: «Вам нужно было поступить (так-то)». Но поскольку события отодвинулись в прошлое и «поступить так-то» уже нельзя, то нет и выхода. Человек попадает в тупико­вую ситуацию и ему ничего не остается, кроме как сопротивляться. Критика не достигает цели. Люди напрасно расходуют свою энергию. Ощущение фатальности при восприятии критики часто бывает причиной неурядиц в семьях. Известно, что критические замечания делают в адрес друг дру­га и муж, и жена. В семейной обстановке они кри­тикуют незло, ощущение фатальности своей критикой они не создают. Таким «искусством» наделены чаще женщины, особенно с невротическими наклонностя­ми. В своих словесных упражнениях они любят из­речения типа: «Зачем ты сделал?..», «Ты потерял...», «Ты не мог этого сделать раньше?..» и т.д. И по­скольку поправить сделанного уже нельзя, то у супруга нередко вспыхивает гнев, агрессивность, что ве­дет к ссоре.

2) назидательность. Критикующий может создать у критикуемого не­гативные отношения к своей персоне. Нередко такое случается по причинам назидательного тона, позы превосходства, назидательных фраз: «Вы поняли, как надо поступать?», «Больше надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой» и т.д. У критикуемого может сформироваться мнение: «Он ко мне придирается». Такого не произойдет, если употребить, например, такую фразу: «Я говорю Вам это потому, что хочу, чтобы наши отношения остава­лись по-прежнему хорошими». В подобной ситуации у критикуемого, скорее, будет складываться впечат­ление: «Он хочет мне помочь».

3) эмоции. Критика «идет в одни ворота» и критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не может вовремя остановиться. Лица с ярко выраженной авторитарной направленностью при этом прибавляют «металл» к своему голосу и повышают громкость речи. Слабых натур такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен.

4) негативное обобщение. Критические замечания вызывают сопротивление у того, к кому они обращены, из-за обобщений отри­цательного плана. На работе: «Вы всегда опаздывае­те», «От вас никогда вовремя не получить сведений». Или дома: «Ты всегда!», «Ты никогда!», «Экий ты бе­столковый».

Люди, подвергшиеся критике, действуют под вли­янием социально-психологического закона «охраны территории». Такое название условно, тем не менее, оно отвечает существу дела: люди всегда стараются оградить «свою территорию» от вторжения со сторо­ны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности - от физического окруже­ния до собственного мироощущения.

Проявления этого закона многообразны: мы не любим, когда кто-то нежеланный находится к нам ближе, чем нам хотелось бы; и тем более - касается. Многим не нравится, если посторонний кладет руки на его стол или на бумаги; в полупустом вагоне мы садимся посередине свободного пространства и т.д.

Идея «охраны тер­ритории» тесно увязывается с важнейшей человечес­кой потребностью - с потребностью в уважении, признании. Она проявляется в отстаивании «террито­рии» своего «Я», в частности - от критики.

Способы критики:

1. Подбадривающая критика («Ничего страшного, все легко поправимо»).

2. Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»).

3. Критика-аналогия («Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»).

4. Критика-похвала («Работа сделана хорошо. Но это го недостаточно для такого ответственного случая»).

5. Безличная критика («В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»).

6. Критика-озабоченность («Я очень озабочен сло­жившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...»).

7. Критика-сопереживание («Я хорошо вас пони­маю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»).

8. Критика-сожаление («Я очень сожалею, но дол­жен отметить, что работа выполнена некачественно»).

9. Критика-удивление («Как?! Неужели вы не сде­лали эту работу?!»).

10. Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза началь­ству смотреть будем?!»).

11. Критика-упрек («Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал!»).

12. Критика-намек («Я знал одного человека, кото­рый поступил точно так же, как вы. Потом ему при­шлось плохо...»).

13. Критика-замечание («Не так сделали. В следую­щий раз советуйтесь»).

14. Критика-предупреждение («Если вы еще раз до­пустите брак...».

15. Критика-требование («Работу придется переделать»).

16. Критика-вызов («Если допустили столько оши­бок, сами и решайте, как выходить из положения»).

17. Конструктивная критика («Работа выполнена не с должным качеством. Что собираетесь предпринять?»).

18. Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне»).

Десять правил искусной критики:

1. Выслушайте объяснение.

2. Сохраняйте ровный тон.

3. Прежде чем критиковать, найдите за что по­хвалить.

4. Критикуйте поступки, а не человека. Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш промах?» И наоборот, грубой ошибкой являются обоб­щения с переходом на личность и навешивание ярлы­ков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, осо­бенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее ис­правлению.

5. Не ищите «козла отпущения». Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, чтобы не обострять отношений. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выска­жут все, что думают о вас.

6. Ищите вместе решение, а не обвиняйте. Обвинительное жало не способствует конструк­тивному решению. Чтобы настроить критикуемого на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», т.е. не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно». Некоторые рассматривают возможность указать другому на его промахи как средство утвердить свой авторитет, показать свое превосходство. Фактически уже сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты другого, принижать тем самым его как личность - это тот «перебор», который приносит обратный эффект. Вместо уважения возни­кает антипатия, ибо подчеркивание превосходства является сильным конфликтогеном.

7. Не критикуйте при свидетелях! Но в про­тивоположность этому хвалить лучше всего при свидетелях.

8. Помните: ничто так не разоружает, как усло­вия почетной капитуляции. Цель критики - чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, ка­питуляцию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизительными (сокрушительная критика), а почет­ными (совместный поиск выхода из ситуации).

9. Не копите претензии, выкладывайте их ра­ботнику по мере их обнаружения.
Чем оперативней коррекция, тем она действенней и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах критика переваривается лучше.

10. Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли вашей вины. Четко и правильно ли была обозначена вами цель? По силам ли этому человеку задание? Знал ли об ответственности за задание и поощрении за его успешное выполнение? Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы деловых бесед и их особенности | История судебного красноречия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.