КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство критики
Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости следует не забывать, что критика, особенно если она проведена «без церемоний», больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится неработоспособен. Это тот случай, про который говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад». Критика, как таковая, вообще относится к числу конфликтогенов. Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первой мыслью многих в ответ на критику - это найти предмет критики не в себе, а в критикующем: в его предвзятом отношении, в плохом настроении, в попытке найти «козла отпущения» и т.п. Четыре признака неудачной критики: 1) фатальность. Это означает, что критическое замечание создает у критикуемого ощущение безвыходности, невозможности исправить положение, изменить его к лучшему. Излюбленной фразой является: «Вам нужно было поступить (так-то)». Но поскольку события отодвинулись в прошлое и «поступить так-то» уже нельзя, то нет и выхода. Человек попадает в тупиковую ситуацию и ему ничего не остается, кроме как сопротивляться. Критика не достигает цели. Люди напрасно расходуют свою энергию. Ощущение фатальности при восприятии критики часто бывает причиной неурядиц в семьях. Известно, что критические замечания делают в адрес друг друга и муж, и жена. В семейной обстановке они критикуют незло, ощущение фатальности своей критикой они не создают. Таким «искусством» наделены чаще женщины, особенно с невротическими наклонностями. В своих словесных упражнениях они любят изречения типа: «Зачем ты сделал?..», «Ты потерял...», «Ты не мог этого сделать раньше?..» и т.д. И поскольку поправить сделанного уже нельзя, то у супруга нередко вспыхивает гнев, агрессивность, что ведет к ссоре. 2) назидательность. Критикующий может создать у критикуемого негативные отношения к своей персоне. Нередко такое случается по причинам назидательного тона, позы превосходства, назидательных фраз: «Вы поняли, как надо поступать?», «Больше надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой» и т.д. У критикуемого может сформироваться мнение: «Он ко мне придирается». Такого не произойдет, если употребить, например, такую фразу: «Я говорю Вам это потому, что хочу, чтобы наши отношения оставались по-прежнему хорошими». В подобной ситуации у критикуемого, скорее, будет складываться впечатление: «Он хочет мне помочь». 3) эмоции. Критика «идет в одни ворота» и критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не может вовремя остановиться. Лица с ярко выраженной авторитарной направленностью при этом прибавляют «металл» к своему голосу и повышают громкость речи. Слабых натур такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен. 4) негативное обобщение. Критические замечания вызывают сопротивление у того, к кому они обращены, из-за обобщений отрицательного плана. На работе: «Вы всегда опаздываете», «От вас никогда вовремя не получить сведений». Или дома: «Ты всегда!», «Ты никогда!», «Экий ты бестолковый». Люди, подвергшиеся критике, действуют под влиянием социально-психологического закона «охраны территории». Такое название условно, тем не менее, оно отвечает существу дела: люди всегда стараются оградить «свою территорию» от вторжения со стороны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности - от физического окружения до собственного мироощущения. Проявления этого закона многообразны: мы не любим, когда кто-то нежеланный находится к нам ближе, чем нам хотелось бы; и тем более - касается. Многим не нравится, если посторонний кладет руки на его стол или на бумаги; в полупустом вагоне мы садимся посередине свободного пространства и т.д. Идея «охраны территории» тесно увязывается с важнейшей человеческой потребностью - с потребностью в уважении, признании. Она проявляется в отстаивании «территории» своего «Я», в частности - от критики. Способы критики: 1. Подбадривающая критика («Ничего страшного, все легко поправимо»). 2. Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»). 3. Критика-аналогия («Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»). 4. Критика-похвала («Работа сделана хорошо. Но это го недостаточно для такого ответственного случая»). 5. Безличная критика («В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»). 6. Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...»). 7. Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»). 8. Критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»). 9. Критика-удивление («Как?! Неужели вы не сделали эту работу?!»). 10. Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»). 11. Критика-упрек («Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал!»). 12. Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»). 13. Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»). 14. Критика-предупреждение («Если вы еще раз допустите брак...». 15. Критика-требование («Работу придется переделать»). 16. Критика-вызов («Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»). 17. Конструктивная критика («Работа выполнена не с должным качеством. Что собираетесь предпринять?»). 18. Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне»). Десять правил искусной критики: 1. Выслушайте объяснение. 2. Сохраняйте ровный тон. 3. Прежде чем критиковать, найдите за что похвалить. 4. Критикуйте поступки, а не человека. Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш промах?» И наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению. 5. Не ищите «козла отпущения». Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, чтобы не обострять отношений. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас. 6. Ищите вместе решение, а не обвиняйте. Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить критикуемого на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», т.е. не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно». Некоторые рассматривают возможность указать другому на его промахи как средство утвердить свой авторитет, показать свое превосходство. Фактически уже сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты другого, принижать тем самым его как личность - это тот «перебор», который приносит обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, ибо подчеркивание превосходства является сильным конфликтогеном. 7. Не критикуйте при свидетелях! Но в противоположность этому хвалить лучше всего при свидетелях. 8. Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции. Цель критики - чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуляцию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизительными (сокрушительная критика), а почетными (совместный поиск выхода из ситуации). 9. Не копите претензии, выкладывайте их работнику по мере их обнаружения. 10. Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли вашей вины. Четко и правильно ли была обозначена вами цель? По силам ли этому человеку задание? Знал ли об ответственности за задание и поощрении за его успешное выполнение? Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |