Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес – план фирмы




 

 

Значение бизнес – плана. Чтобы стать полноправными фирмами, начинающие предприниматели различных организационно-правовых фирм должны составить бизнес-план, который представляет собой краткое изложение целей и путей достижения организуемого фирмой производства товаров или услуг.

Бизнес-план служит основным документом для обоснования инвестиций со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов, а также для получения правительственных, муниципальных субсидий, найма квалифицированных менеджеров и технического персонала.

Разработка бизнес-плана необходима и с других точек зрения. Хорошо составленный план может произвести положительное впечатление на всех, кто будет иметь дело с будущей фирмой – рядовых работников, налоговые органы, юристов, акционеров и др.

Точно составленный план способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению прибыли.

Бизнес-план со сроком выполнения представленных задач может быть краткосрочным (1 – 3 лет) и долгосрочным – (5 – 10 лет).

Краткосрочный бизнес-план зачастую называют "коммерческой схемой".

Бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, товар, рынок сбыта, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, финансовый план и т.д. По указанным разделам плана соединяется теоретическая концепция зарабатывания денег с практической деятельностью менеджеров.

Резюме. В нем отражается выбор сферы деятельности и направление специализации. Здесь можно указать объем производства, дохода, валовой прибыли, срока возврата кредита.

Товар (услуга). В этом разделе должно быть дано описание продукта (услуги), его особенностей, потребительских свойств, отличия от товаров конкурентов, степень защищенности патентами и лицензиями, организации сервиса, авторские свидетельства и наглядное схематическое изображение или фотография с разных позиций.

Стратегия маркетинга. Включает вопросы рынка сбыта, конкуренции. Она обосновывает ту часть рынка, где имеются потенциальные покупатели товара, исследует производственные возможности конкурентов, их доходы и прибыльность, описывает перспективы внедрения новшеств конкурентов, уровень качества изделия, дизайн, упаковку и пр. Важнейшее значение имеет политика цен конкурентов.

Сюда же включаются вопросы распространения товаров собственного производства, их ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

План производства. Позволяет расчетами обосновать то, что создаваемая фирма в состоянии производить выбранный товар в нужные сроки и с соответствующим качеством. План определяет поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий (условия, цена, качество), указывает мощность оборудования отечественных и иностранных изготовителей, рассчитывает валовые и средние издержки производства и перспективы их снижения.

Организационный план. Описывает систему организации управления работой фирмы, функциональную задачу каждого подразделения (бригады, цеха, отдела и т.д.), указывает требуемую квалификацию менеджеров, специалистов и рядовых работников, способы привлечения их на работу, величину зарплаты, методы поощрения и их изменения в перспективе.

Юридический план. В нем определяется форма организации фирмы, ее правовой статус, обеспечение правовой и юридической защищенности своей деятельности с точки зрения ГК России.

Финансовый план. Включает прогноз объема реализации, баланс расходов и доходов, свободный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности, определяет равновесие фирмы в рыночной структуре.

Прогноз объема реализации продукции приводится на три года. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, для третьего – данные в целом. Это дает возможность анализа баланса денежных доходов и расходов. Основная задача анализа баланса заключается в проверке синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования. Другими словами, определяется достаточность денежных средств на любой момент времени. Особенно к моменту массовой закупки сырья и материалов, выдачи зарплаты и т.д. В случае нехватки денежных средств в важнейших циклах производства предусматривается дополнительное инвестирование.

Баланс денежных доходов и расходов составляется также на три года: на первый год – помесячно, на второй год – поквартально, на третий – в целом за год.

Таблица доходов и расходов покажет доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Он будет служить основной оценкой специалистами инвесторов, коммерческих банков, надежности или стабильности источников финансирования и целесообразности вложения капитала. Следует составить особые таблицы, указывающие сроки и размеры погашения задолженности по кредитам, отчисление дивидендов и других денежных обязательств перед инвесторами.

Раздел рекомендуется составлением графика безубыточности фирмы, который называется равновесием фирмы на соответствующем типе рынка. Для построения графика нужно вычислить валовые, переменные, средние и предельные доходы фирмы.

 

 

8.6. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы

 

 

Результаты деятельности фирмы отражаются в различных оперативных отчетах. Основными формами отчетности, по которым можно судить о достижении фирмой своих стратегических целей, служат баланс, счет прибылей и убытков, счет поступления и расходования средств, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал и др.

По указанным формам отчетности можно вычислить основные показатели, характеризующие эффективность деятельности фирмы в рыночной среде: рентабельность, объем продажи продукции, использование ресурсов, платежеспособность и др. Соизмерение прибыли с затратами показывает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. Причем норма рентабельности может быть рассчитана в разных вариантах:

1) рентабельность производства

(8. 2),

 

где Pn – рентабельность производства;

Пб – балансовая прибыль, тыс. руб.;

Фо – среднегодовая стоимость основного капитала;

Фоб – величина оборотных средств, тыс. руб.

Рентабельность производства показывает, на сколько результативно используется в фирме имущество, капитал. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных капиталов и сумме обратных капиталов;

2) рентабельность продукции

(8. 3),

 

где Pn – рентабельность проданной продукции;

Пn – прибыль от реализации продукции;

Сn – издержки производства реализуемой продукции.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.

Ее можно определить как в целом по всей фирме, так и по отдельным видам продукции, по цехам, бригадам.

В настоящее время рекомендуется определять эффективность деятельности по другим показателям, применяемым в странах с развитой рыночной экономикой. Например, рентабельность собственного капитала

Важным показателем работы фирмы является объем продажи и его динамика по годам. Эти показатели говорят о многом:

· во-первых, по объему продажи по годам можно судить о масштабе деятельности фирмы, ее производственных возможностях и темпах роста производства;

· во-вторых, по объему продаж можно определять оборачиваемость всех активов (Оа) и основного капитала (Оок)

.

Оборачиваемость активов (Оа) характеризует эффективность пользования всех средств фирмы (заемных и собственных), а оборачиваемость основного капитала (Оок) – средства, вложенные в основной капитал;

· в-третьих, увеличение продаж тесно связано с конкурентоспособностью продукции фирмы. Увеличение объема продаж приводит к увеличению массы прибыли и росту рентабельности, повышению загрузки мощностей и увеличению портфеля законов.

Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью и прибыльностью. Платежеспособность фирмы – это ее способность выполнять свои внешние обязательства за счет своих активов. Она определяется коэффициентом платежеспособности (Кn)

(8.4)

 

Роль науки в деятельности фирмы. В современных условиях в предпринимательской деятельности фирмы исключительную роль играют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Это связано с ужесточением конкуренции на рынке и сокращением времени появления принципиально новой продукции и технологии, которая ведет к быстрому моральному старению продукции, особенно в машиностроении и приборостроении. Поэтому постоянно сокращается жизненный цикл продукции и ускоряется разработка все новых видов товаров.

Неумение фирмы вовремя осознать необходимость смены продукции и технологии производства может привести к убыткам или даже вынудить фирму прекратить свою деятельность в отрасли. Или же если фирма успеет во время обновить продукцию и технологию ее производства, то, выйдя на рынок с обновленной, то, выйдя на рынок с обновленной, более совершенной технологией, может завоевать или сохранить превосходство в конкурентной борьбе.

Как указывают научные данные, существует четыре основных источника идей в области разработки новых изделий. Первый и самый основной - потребность рынка, на который приходится, по оценкам специалистов, около 72% общего числа идей. Второй – возможности науки и техники, позволяющие экономики выгодно реализовать их в новых изделиях (25% удачных идей). Третий источник – потребности или политика самой фирмы (6% новых продуктов). Последний – подражание другим, который успешно действует при разработке новых изделий. На них приходится 22% новых изделий. В сумме доля процентов каждых источников превышает 100, потому они перекрывают друг друга.

Под производством в современной экономической теории понимают деятельность по использованию ресурсов с целью достижения наилучшего результата. Если известны ресурсы, то максимализируется результат, то минимализируются ресурсы. При изучении макроэкономики широко используются понятия: затраты, выпуск, деятельность фирмы.

Под затратами понимают все, что фирма закупает для использования в производстве. Выпуск – это любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

Под деятельностью фирмы подразумевается как производственная, так и коммерческая деятельность. В современной рыночной экономике любая фирма производит не одно, а несколько экономических благ.

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией

Q = f (F1, F2,...,Fn) (8.5)

 

где Q – максимальный объем производства при заданных затратах;

F – количество используемого фактора f1;

F2 – количество используемого фактора f2;

Fn – количество используемого фактора fn.

Закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи дохода или возрастающих затрат). Предположим, что F является переменным фактором, а n – 1 факторов (F,……, Fn) постоянны, тогда

(8.6)

 

Чтобы отразить влияние переменного фактора (F) на производство, вводится понятие совокупного (общего), среднего и предельного продукта.

Совокупный продукт (total product TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора F.

Он равен объему всей произведенной продукции Q (ТР = Q). Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт (average product) или производительность труда.

(8.7)

 

Предельный продукт (marginal product) обычно определяется как прирост совокупного продукта, полученного в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора

(8.8)

 

Для научно-исследовательской и аналитической работы над деятельностью фирмы обычно под предельным продуктом понимается увеличение общего продукта, вызванное привлечением дополнительной единицы переменного фактора. Аналогичная операция производится со всеми предельными величинами, связанными с экономической деятельностью фирмы: предельные издержки производства, предельная прибыль, предельный доход и т.д.

Вернемся к объяснению закона убывающей производительности, сравнивая рис. 8.3, а и 8.3, б. Итак, совокупный продукт (Q) с ростом использования в производстве переменного фактора (F) будет увеличиваться. Однако этот рост имеет определенные пределы, ограничения в рамках заданной технологии (рис. 8.3, а). Например, при неизменном техническом оснащении фирмы рост использования живого труда (х, х2, х3) ограничен. На первой стадии производства (линия ОА) увеличение затрат труда способствует все более полному использованию капитала: предельная и общая производительность труда растет.

Это выражается в росте предельного и среднего продукта, при этом МР > АР (рис. 8.3,б).

В точке А предельный продукт (МР) достигает своего максимума. На второй стадии (линия АВ) величина предельного продукта (МР) начинает уменьшаться и в точке Б становится равной среднему продукту МР = АР.

 
 

 

 


Рис. 8.3. Графики зависимости совокупного продукта от переменного фактора F1:

а) совокупный продукт;

б) средняя предельная производительность

 

Если в первой стадии совокупный продукт (ОА) возрастает медленнее, чем использованное количество переменного фактора F, то на второй стадии (АВ) совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора (см. рис. 8.3, а). На третьей стадии производства (линия БВ) предельный продукт (МР) меньше среднего (АР), МР < АР, в результате чего совокупный продукт (ТР) растет медленнее затрат переменного фактора (F) и, наконец, наступает четвертая стадия (после точки В), когда МР < 0. Дальнейший рост переменного фактора F приводит к уменьшению выпуска совокупного продукта. В этом заключается сущность закона убывающей предельной производительности (в экономической литературе трактуется как закон убывающей производительности).

Согласно закону убывающей предельной производительности с ростом использования какого-либо фактора, при неизменности остальных, рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению объема выпуска продукции. В нашем примере в качестве переменного фактора производства возьмем затраты труда, а постоянным фактором служит техническое оснащение – капитал. В первой и второй стадиях небольшой рост трудозатрат существенно увеличивает выпуск продукции, так как рабочие получают возможность дополнительной специализации. Однако при дальнейшем увеличении трудозатрат в четвертой стадии вступает в силу закон убывающей предельной производительности. Когда оказывается слишком много рабочих, отдельные операции и процессы становятся неэффективными.

Первые идеи убывающей отдачи принадлежат Дж. Андерсону (1739 - 1808), а дальнейшее развитие получают у Т. Р. Мальтуса (1766 - 1834). Современная трактовка закона убывающей производительности принадлежит Дж. Б. Кларку.

Закон убывающей производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Это происходит потому, что, во-первых, он применим в краткосрочный отрезок времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, современный технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

Правило наименьших издержек. Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства, точно также, как и потребитель оказывается в положении равновесия, когда максимализирует свое благосостояние.

Предположим, что цены ресурсов и готовой продукции, а также количество денег, которым располагает производитель для организации производства, являются фиксированными (постоянными), а производитель использует два фактора производства F и F2.

Допустим, что их предельный продукт составляет соответственно МRР = 60 и МRР2 = 70, а цены Р = 5 тыс. р. и Р2 = 10 тыс. р. Взвешенные предельные продукты равны

Очевидно, что использование первого ресурса более эффективно, чем второго, потому что, купив две единицы фактора F (60х2 = 120), мы сэкономим 10 тыс. р., чем будем использовать факторы F и F2 одновременно (60 + 70 = 130). Поэтому за счет такого выбора факторов производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем продукта. Дорогостоящие факторы производства, в нашем примере F2, вытесняются альтернативными, то есть более дешевыми (F). Затем вытесненные с рынка факторы производства снижаются в цене из-за сокращения их спроса, а спрос и цена на замещающие их факторы растут. Поэтому на рынке цены на факторы производства F, F2,…, Fn постоянно будут колебаться вокруг средней цены. В связи с этим справедливо выражение

(8.9)

 

Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль (доллар, евро и т.д.), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу – одинаковый предельный продукт.

Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя, когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, так как на рынке нет ресурсов, которые приносят большой доход по сравнению с другими.

Правило наименьших издержек касается не только набора всех ресурсов в разных производственных процессах. Правило наименьших издержек аналогично правилу максимализации полезности товаров для потребителя. Оно имеет важное значение для рационального ведения хозяйства.

Правило максимализации прибыли. Фирмы на рынке заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимальную прибыль. В этом заключается критерий экономической эффективности фирмы.

При совершенной конкуренции цены на блага и ресурсы являются величинами заданными, относительно постоянными. Их объемы не зависят от воли и желания производителей; как мы выяснили в предыдущих темах, рыночные цены формируются под воздействием спроса и предложения. Фирмы на рынке выступают как своеобразное депо, где перекрещиваются, встречаются две разновидности рынка: с одной стороны, фирмы выступают как поставщики готовой продукции потребительского назначения, с другой – как потребители основных факторов производства. Поэтому фирмы при максимализации прибыли должны максимализировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общий доход на величину предельного дохода (МR) и одновременно повышает общие издержки на величину предельных издержек (МС).

 


Рис. 8.4. График условия максимализации прибыли

 

Пока предельный доход (МR) больше предельных издержек (МС), общая прибыль в целом увеличивается. Ее предельный максимум достигается при равенстве МR = МС в точке В.

Графически это можно показать следующим образом: на оси абсцисс отложим один из переменных факторов производства F, на оси ординат - постоянную рыночную цену Р0, величину предельного дохода МR (рис. 8.4). Величина используемого ресурса F увеличивается до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с рыночной ценой (Р0), равной предельным издержкам (МС). В этих условиях достигается максимум прибыли фирмы.

В рыночной экономике каждый фактор производства оплачивается по-разному: труд – заработной платой, земля – рентой, капитал – процентом, предпринимательская способность – нормальной прибылью.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.