Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотетические формы мышления в процессе принятия государственных решений


  1. прогнозирование. Самый рациональный и самый научный способ. Включение интерперсонального (научного) опыта; квалификационное мышление эксперта; интуиция. Варианты развития событий, но не все возможные, а только самые основные. Поисковый прогноз (что?), нормативный прогноз (как?).

Сценарный метод. 1) сценарное эссе; 2) аналитический сценарий; 3) формализованный

Внутреннее содержание прогноза: параметры (должны быть обобщёнными, ограниченными по количеству, проверяемыми).

Стадии прогнозирования: предпрогнозная (налаживание отношений между экспертами и заказчиком); построение базовой модели (в целом или поэлементно); построение динамических рядов показателей; совмещение данных по динамике внешней среды соединяются с данными, характеризующими иные альтернативы; выработка конкретных.

Степень рациональности прогноза зависит от статусно-ролевой позиции субъекта.

 

  1. планирование. Осуществляется на базе уже принятого решения!

1) целевой блок

2) блок финансово-экономического обеспечения

3) блок организационно-правового обеспечения

4) блок контрольных мероприятий

Механизм рециклизации – механизм использования данных. Блоки специализированы в зависимости от типа планирования. Административное планирование предполагает наличие жёсткой связи между целями и средствами. Гибкое планирование делает упор на показателях второго и третьего порядка. Сопутствующее планирование – учёт изменений внешней среды. Индикативное планирование – ориентация управленческих структур на некие обобщённые показатели, которые способны выполнить три дополнительные задачи (дают возможность при достижении какой-то цели переходить с одной стратегии поведения на другую; разъясняют населению цели государства; качественно снижаются возможности государства проводить лукавую, теневую политику при решении той или иной задачи). Стратегическое планирование – выбор самих направлений деятельности государства; внутренне амбивалентная (противоречивая) система постановки целей – частные показатели могут противоречить общим установкам. При решении стратегических целей существует 4 источника - политический (расстановка сил), административный, международный и паблицитный (поддержка общества) капиталы. Типичные риски формирования государственных стратегий: противоречие базовых и вторичных целей; смена управленческих команд; смена тем в повестке дня; нежелание инвестировать программы; форс-мажорные обстоятельства. Обязательно наличие информационно-символической оболочки государственной стратегии. Избавление от людей в госаппарате, которые противятся переменам. Привлечение новых людей. Построение новых институтов. Вознаграждение сторонников.



 

  1. программирование

Сейчас в РФ 42 программы. Особый процесс формирования. Стадии: формулировка проблемы; определение целей программы и их принципиальных показателей (определение клиентских групп и перераспределительного эффекта); выявление альтернатив; определение затрат; количественная оценка предполагаемых результатов; сравнение альтернатив; представление результатов анализа руководителю.

 

Риски в процессе формирования государственной политики. Риски – только негативные последствия (ранее рассматривались и как позитивные, и как негативные последствия).

Классический подход – гипотетическое нанесение ущерба под влиянием внешних и внутренних факторов.

Неклассический подход – любое отклонение от поставленной человеком цели, несущее в себе те или иные издержки, предполагающее тот или иной ущерб.

Современное понимание – неистребимый компонент человеческой жизни; присутствует повсюду, при любых условиях.

Источники рисков:

1) три типы неопределённости (ситуации, контекста; шкалирования, измерения процессов; результатов, их относительности);

2) поливариативность субъективного выбора;

3) дефицит ресурсов, которые закладываются в ту или иную программу (включая временные и информационные);

4) уровень квалификации кадров.

Градация рисков:

Ø Вероятностные угрозы (теоретически возможные, но слабо выраженные)

Ø Угрозы (наиболее вероятные, предметные формы риска, которые могут носить как эксклюзивный, так и рутинообразный характер)

Ø Опасность (выявленная угроза, побуждающая к активным обратным действиям)

Ø Ущерб (количественно и качественно выраженная мера потерь, которые сопровождают определённый проект)

Типы рисков:

¨ Форс-мажорные

¨ Чистые риски

¨ Деловые риски

¨ Допустимые риски – можно допустить в рамках имеющихся ресурсов

¨ Недопустимые риски – действия субъекта приводят к разрушению объекта либо потери, имеющие жизненно важное значение для субъекта

¨ Перспективные риски – у них чаще всего много издержек

¨ Архаические риски – под угрозу ставится существование субъекта управления (риски тянутся как «хвост») => это стихийное следствие ранее предпринятых сознательных решений

Контроль:

Осуществление мониторинга (получение информации о динамике базовых параметров ситуации)

Отслеживание факторов

Недопущение обвального течения событий, которое не дало возможности сохранить формы сознательного воздействия на объект управления

 

Управление:

ü Макромодели; пример – модель Романова:

  1. фаза, предшествующая дестабилизации – надо подавлять формы радикального поведения
  2. фаза дестабилизации – расконсервация системы антикризисного управления
  3. стадия развёрнутого конфликта, проявление угроз и опасностей – систематизация информации, выбор лучшего
  4. расконсервация рутинных структур управления и консервация антикризисного управления

ü Прикладные модели

Технократическая – за счёт материального оснащения

Финансово-экономическая – бесперебойное бюджетирование

Психологическая – учёт тех психотипов, которыми обладают управленцы, вовлечённый в реальный процесс регулирования рисков

Социокультурная модель – учёт архетипов, символов и проч.

ü Технологии

Аналитические – описание факторной базы, типов рисков, объёмов распространения и т.д.; постановка только желательных (нормативных) целей или бездействие; накопление банка данных; необходимо обязательно создавать запасных вариантов действий, включая ресурсные базы, привлечение экспертов-профессионалов и т.д.; необходимо повышать квалификацию кадров, участвующих в регулировании рисков



Социальные – на систематической основе использовать возможности внешней независимой экспертизы/расширение практик обсуждения проектов (с массами), расширение дискурсивного пространства

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные теоретические подходы к принятию решений | Леонова

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.