КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фазы психодраматического действия
Психодрама состоит из трех фаз, различающихся по назначению, содержанию, групповым процессам, степени эмоциональной напряженности. 1. Разогрев и разминка. 2. Собственно драматическое действие. 3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциопальный обмен Разминка Цель первой фазы — подготовить к психодраматическому действию. Ведущий свободен в выборе средств решения этой задачи: он может использовать групповую дискуссию, невербальные упражнения, ролевую игру и даже молчание. С разминки начинается каждая встреча, но особенно важна она в начале работы. Участникам психодрамы еще не хватает переживания доверия, принятия, психологической безопасности. Часто началом работы становится дискуссия: "Что я хочу получить от этой группы?" или "Для чего я здесь?" Первая фаза состоит из трех стадий: 1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников. 2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций. 3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой. Во время разминки члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных ролей в психодраме. Разминка может быть вербальной или невербальной. Невербальные разминка косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Физические действия служат целям активизации участников. Для того чтобы помочь им вспомнить детские впечатления, которые могут иметь отношения к воспроизведенным в психодраме конфликтам, предлагается такое упражнение: членам группы раздают карандаши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно «нерабочей» рукой написал о своих ранних впечатлениях. Одно из интересных упражнений для разминки называете "Граница". В нем участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Предлагается медленно продвигаться навстречу друг другу, стараясь уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнера, и одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него. Как правило, поставщиком материала для разыгрывания является протагонист. Он описывает проблемы и представляет ситуацию, в которой эта проблема проявилась. Но если не находится клиент с готовностью для работы, то обнаруживается тема, значимая для членов группы, и она становится темой сеанса. Каждый член группы может представить в ролевой игре эту тему, и тогда выявляется протагонист для последующего психодраматического действия. Если же протагонист не появляется, ведущий может провести психодраму, центрированную на группе. При этом важно различать неготовность к работе и готовность, блокированную страхом. Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, преодолевая беспокойство и сопротивление. Вовлечение в действие запускается при помощи физических и душевных "стартеров". Ведущий отмечает специфические способы разогрева для данного протагониста. Например, используя физический "стартер", ведущий высказывает предложение походить по сцене, описывая ситуацию- Для нахождения ключей нередко используются невербальные упражнения. Протагонисту, например, предлагается разыграть сценку "Важное событие в моей жизни", "Ситуация взаимодействия со значимым человеком" и т.п. Один из наиболее распространенных приемов разминки — построение пространственной социограммы, изображающей ближайшее окружение протагониста через расстояние, расположение по отношению к нему, характерные позы и жест Фаза игры (фаза психодраматического действия)Эта фаза главная и центральная фаза психодрамы. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом переживании/Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. Для разыгрывания сцены определяются пространственные и временные характеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. Из подручных средств создается обстановка, позволяющая представить конкретное место действия. Определение физических аспектов ситуации помогает протагонисту в нее вжиться. Описание сцены и действие происходит в настоящем времени. Определяются люди, значимые для действия, и подбираются на эти роли Вспомогательные Я. В психодраматическом действии важна не точность передачи обстоятельств, а достижение истинных чувств. Ложь" клиента — это тоже его психологическая реальность, и поэтому она существенна для психотерапии. В психодраме разыгрываются не только ситуации межличностных отношений протагониста, но и фантазии, сны. Действующими лицами могут выступить, например, противоборствующие чувства. — Нередко случается, что первая сцена не отражает сердцевины проблемы, а лишь дает материал для поиска ключей. Если же главную тему не удается найти, использовав несколько сцен, психотерапевт обращается к протагонисту, выясняя его чувства в отношении разыгрываемого материала. Анализ членов группы также может оказаться полезным для отыскания ключей. Эта ситуация отличается от другой, когда проблема сложна и не может быть решена за один сеанс. Тогда применяется следующая стратегия: на каждом сеансе рассматривается один конкретный аспект проблемы. Отдельный сеанс тогда является промежуточным звеном, имеющим тем не менее свое завершение, В ходе разыгрывания психотерапевт отыскивает факторы, определяющие проблему. Это могут быть детские травматические переживания. Тогда переходят к разыгрыванию другой ситуации из прошлого, которая определила эту проблему. Более ранняя сцена позволяет глубже исследовать проблему, проникнуть в ее суть. Лсиходраматическое действие происходит в условиях безопасности при психологической поддержке группы. Травматичность переживаний компенсируется максимальным комфортом в роли: протагонист контролирует и ситуацию, может ее изменить. Однако воспроизведение травматического опыта может быть слишком болезненным и не вести к новой интеграции. Психотерапевт может предложить протагонисту "переиграть" ситуацию, изменив свой жизненный сценарий. Например: "Давай сыграем эту сцену снова, но пусть у тебя будет бабушка, которая тебя понимает". Переживая сильные эмоции, протагонист может испытать опустошенность, смущение, удивление и беспокойство. Вернувшись в травматичную ситуацию, он может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка группы, закрепление того, что достигнуто в результате инсайта. Эти цели достигаются на третьей фазе, новное содержание которой — обсуждение игры. Фаза обсуждения На ней, в отличие от первой и второй фаз, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии выражение чувств, обсуждение, анализ. 3 часть:На этой стадии решаются следующие задачи: — де-ролинг — выход из роли, которую протагонист играл во время действия, происходит в форме короткой дискуссии, процесса выражения чувств и обмена ими со стороны протагониста и получения обратной связи; — эмоциональная стабильность — как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия; — комфортное состояние — этому ощущению способствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Зачастую просто способность объективно оценить свою ситуацию сама по себе усиливает ощущение комфортности. В крайнем случае, режиссер должен помочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами; — способность понимать себя— увеличение в клиенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих — эту задачу режиссера выделяет подавляющее большинство участников психодраматических сеансов. Обычно это проходит в ходе интерпретации. даваемой режиссером. Основным правилом стадии обсуждения служит отсутствие действия. Используются словесные приемы, такие как обмен чувствами, обсуждение или анализ. Третья фаза подразделяется на две части — ролевая обратная связь и идентификация. В первой части участники психодрамы описывают чувства, которые у них возникли в роли (в том числе и в роли протагониста). Благодаря ей, протагонист более полно осознает свои чувства и потребности, а также чувства других людей. Ведущий направляет усилия на то, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их рационализованными интерпретациями, оценками, советами. Вторая часть — идентификация — позволяет высказать чувства и отношения, которые знакомы участникам психодрамы из прошлого опыта На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей способности решать проблемы. Поэтому в дискуссии выделяются ресурсы протагониста, достигнутое им понимание проблемы и полученные умения. На этой фазе формируются новые способы реагирования и обсуждаются возможности их применения в будущем. Фиксация полученного в психодраме нового понимания, построение планов служит гарантией пролонгированности терапевтического эффекта. Если тема не завершена и решение проблемы еще не достигнуто, отмечается промежуточный результат, останавливаются на новых аспектах самопонимания протагониста. В конце напряженного сеанса группа выражает сопереживание протагонисту в глубоких идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг дает возможность плавно вернуться в реальность после болезненных переживаний. Участники психодрамы чувсвуют внутреннее единство, взаимосвязь и взаимозависимость. На шеринге возможен выход человека в трансцендентальное измерение. Иногда он занимает всю третью фазу, и тогда обсуждение не проводится. Таким образом глубоко страдающий человек может получить опыт полного принятия. Продолжительность сеанса в психодраме варьирует от двадцати минут до нескольких часов. Длительность первой фазы составляет приблизительно 15% времени всего сеанса, второй фазы — 65%, третьей — 20%. Однако особенности протекания психодраматического действия вносят свои коррективы и далеко уводят пропорции от средних норм.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |