Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы психодраматического действия

Психодрама состоит из трех фаз, различающихся по на­значению, содержанию, групповым процессам, степени эмо­циональной напряженности.

1. Разогрев и разминка.

2. Собственно драматическое действие.

3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциопальный обмен

Разминка Цель первой фазы — подготовить к психодраматическому действию. Ведущий свободен в выборе средств решения этой задачи: он может использовать групповую дискуссию, невер­бальные упражнения, ролевую игру и даже молчание. С раз­минки начинается каждая встреча, но особенно важна она в начале работы. Участникам психодрамы еще не хватает пере­живания доверия, принятия, психологической безопасности. Часто началом работы становится дискуссия: "Что я хочу по­лучить от этой группы?" или "Для чего я здесь?"

Первая фаза состоит из трех стадий:

1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников.

2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.

3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме.
Различают направленный и ненаправленный разогрев.
Направленный
разогрев используется в ситуации, когда протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Здесь задача режиссера— максимально реализовать ста­дию разогрева для достижения обычных для нее целей. Ис­пользуются вербальные и невербальные приемы.

Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой.

Во время разминки члены группы выполняют ряд не­сложных упражнений, облегчающих в дальнейшем испол­нение определенных ролей в психодраме. Разминка может быть вербальной или невербальной.

Невербальные разминка косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Физические действия служат целям активизации участников. Для того чтобы помочь им вспом­нить детские впечатления, которые могут иметь отноше­ния к воспроизведенным в психодраме конфликтам, пред­лагается такое упражнение: членам группы раздают каран­даши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно «нерабочей» рукой написал о своих ранних впечатлениях.

Одно из интересных упражнений для разминки называете "Граница". В нем участники располагаются попарно на рас­стоянии десяти шагов друг от друга. Предлагается медленно продвигаться навстречу друг другу, стараясь уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнера, и одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.

Как правило, поставщиком материала для разыгрывания является протагонист. Он описывает проблемы и представляет ситуацию, в которой эта проблема проявилась. Но если не находится клиент с готовностью для работы, то обнаружива­ется тема, значимая для членов группы, и она становится те­мой сеанса. Каждый член группы может представить в роле­вой игре эту тему, и тогда выявляется протагонист для после­дующего психодраматического действия.

Если же протагонист не появляется, ведущий может провести психодраму, центриро­ванную на группе. При этом важно различать неготовность к работе и готовность, блокированную страхом.

Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, преодолевая беспокойство и со­противление. Вовлечение в действие запускается при помощи физических и душевных "стартеров". Ведущий отмечает спе­цифические способы разогрева для данного протагониста. Например, используя физический "стартер", ведущий высказывает предложение походить по сцене, описывая ситуацию-

Для нахождения ключей нередко используются невербаль­ные упражнения. Протагонисту, например, предлагается разы­грать сценку "Важное событие в моей жизни", "Ситуация взаимодействия со значимым человеком" и т.п. Один из наи­более распространенных приемов разминки — построение пространственной социограммы, изображающей ближайшее окружение протагониста через расстояние, расположение по отношению к нему, характерные позы и жест

Фаза игры (фаза психодраматического действия)Эта фаза главная и центральная фаза психодрамы. Она от­личается наибольшей продолжительностью и динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разреша­ется в катартическом переживании/Именно на этой фазе дос­тигается инсайт по проблеме.

Вместо пространного описания проблемы протагонисту пред­лагается разыграть сцену, в которой она проявляется. Для разыгрывания сцены определяются пространственные и временные характеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. Из под­ручных средств создается обстановка, позволяющая предста­вить конкретное место действия. Определение физических аспектов ситуации помогает протагонисту в нее вжиться. Опи­сание сцены и действие происходит в настоящем времени. Определяются люди, значимые для действия, и подбираются на эти роли Вспомогательные Я.

В психодраматическом действии важна не точность переда­чи обстоятельств, а достижение истинных чувств. Ложь" кли­ента — это тоже его психологическая реальность, и поэтому она существенна для психотерапии. В психодраме разыгрыва­ются не только ситуации межличностных отношений протаго­ниста, но и фантазии, сны. Действующими лицами могут вы­ступить, например, противоборствующие чувства.

— Нередко случается, что первая сцена не отражает сердце­вины проблемы, а лишь дает материал для поиска ключей.

Если же главную тему не удается найти, использовав не­сколько сцен, психотерапевт обращается к протагонисту, вы­ясняя его чувства в отношении разыгрываемого материала. Анализ членов группы также может оказаться полезным для отыскания ключей. Эта ситуация отличается от другой, когда проблема сложна и не может быть решена за один сеанс. То­гда применяется следующая стратегия: на каждом сеансе рас­сматривается один конкретный аспект проблемы. Отдельный сеанс тогда является промежуточным звеном, имеющим тем не менее свое завершение, В ходе разыгрывания психотерапевт отыскивает факторы, определяющие проблему. Это могут быть детские травматиче­ские переживания. Тогда переходят к разыгрыванию другой ситуации из прошлого, которая определила эту проблему. Бо­лее ранняя сцена позволяет глубже исследовать проблему, проникнуть в ее суть.

Лсиходраматическое действие происходит в условиях безопасности при психологической поддержке группы. Травматичность переживаний компенсируется максимальным ком­фортом в роли: протагонист контролирует и ситуацию, может ее изменить. Однако воспроизведение травматического опыта может быть слишком болезненным и не вести к новой инте­грации. Психотерапевт может предложить протагонисту "пере­играть" ситуацию, изменив свой жизненный сценарий. Напри­мер: "Давай сыграем эту сцену снова, но пусть у тебя будет бабушка, которая тебя понимает".

Переживая сильные эмоции, протагонист может испытать опустошенность, смущение, удивление и беспокойство. Вер­нувшись в травматичную ситуацию, он может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка группы, закрепление того, что достигнуто в ре­зультате инсайта. Эти цели достигаются на третьей фазе, новное содержание которой — обсуждение игры.

Фаза обсуждения На ней, в отличие от первой и второй фаз, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии выражение чувств, обсуждение, анализ.

3 часть:На этой стадии решаются следующие задачи:

де-ролинг — выход из роли, которую протагонист иг­рал во время действия, происходит в форме короткой дис­куссии, процесса выражения чувств и обмена ими со сторо­ны протагониста и получения обратной связи;

эмоциональная стабильность — как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия;

комфортное состояние — этому ощущению способ­ствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Зачастую просто способность объек­тивно оценить свою ситуацию сама по себе усиливает ощущение комфортности. В крайнем случае, режиссер должен помочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами;

способность понимать себя— увеличение в клиенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих — эту задачу режиссера выделяет подавляющее большинство участников психодраматических сеансов. Обычно это проходит в ходе интерпретации. давае­мой режиссером.

Основным правилом стадии обсуждения служит отсут­ствие действия. Используются словесные приемы, такие как обмен чувствами, обсуждение или анализ.

Третья фаза подразделяется на две части — ролевая об­ратная связь и идентификация. В первой части участники психодрамы описывают чувства, которые у них возникли в роли (в том числе и в роли протагониста). Благодаря ей, протаго­нист более полно осознает свои чувства и потребности, а так­же чувства других людей. Ведущий направляет усилия на то, чтобы участники гово­рили о чувствах, не подменяя их рационализованными интерпретациями, оценками, советами.

Вторая часть — идентификация — позволяет высказать чувства и отношения, которые знакомы участникам психодра­мы из прошлого опыта

На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей способности решать про­блемы. Поэтому в дискуссии выделяются ресурсы протагони­ста, достигнутое им понимание проблемы и полученные уме­ния. На этой фазе формируются новые способы реагирования и обсуждаются возможности их применения в будущем. Фик­сация полученного в психодраме нового понимания, построе­ние планов служит гарантией пролонгированности терапевти­ческого эффекта. Если тема не завершена и решение проблемы еще не достигнуто, отмечается промежуточный результат, останавливаются на новых аспектах самопонимания протагониста.

В конце напряженного сеанса группа выражает сопережи­вание протагонисту в глубоких идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг дает возможность плавно вернуться в реальность по­сле болезненных переживаний. Участники психодрамы чувсвуют внутреннее единство, взаимосвязь и взаимозависимость. На шеринге возможен выход человека в трансцендентальное измерение. Иногда он занимает всю третью фазу, и тогда об­суждение не проводится. Таким образом глубоко страдающий человек может получить опыт полного принятия.

Продолжительность сеанса в психодраме варьирует от двадцати минут до нескольких часов. Длительность первой фазы составляет приблизительно 15% времени всего сеанса, второй фазы — 65%, третьей — 20%. Однако особенности протекания психодраматического действия вносят свои кор­рективы и далеко уводят пропорции от средних норм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психодрама, центрированная на группе | Техники психодрамы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.