Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы развития менеджмента в ХХ веке




В условиях индивидуальной или семейной организации производства управление осуществлялось традиционными наследуемыми приемами, не изменяющимися на протяжении многих поколений. В принятии многих решений преобладала интуиция. В развитии управления как научной дисциплины не было серии последовательных шагов. Скорее, это были несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - техника и люди. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях знаний, таких как: инженерные науки, математика, психология, социология и др. По мере того как развивались эти облас­ти знания, исследователи в области теории управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

Развитие науки управления характеризуется множес­твом школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента во многом зависит от факторов, доминиру­ющих в науке и производстве на данный момент.

Доминирующие факторы первой половины XX в.:

• отделение управления от собственности;

• рост крупных организаций;

• развитие наук о человеке;

• развитие точных наук;

• утверждение рыночных отношений.

Ориентация научных школ управления первой поло­вины XX в.:

• закономерности и принципы управления;

• разделение труда, функций и ответственности;

• человеческие отношения, мотивы и стимулы;

• социальные системы.

Доминирующие факторы второй половины XX в.:

• революционные перемены в технологии;

• сложность и наукоемкость производства;

• глобализация производства и рынков;

• информационные технологии;

• многообразие потребительского спроса.

Ориентация научных школ второй половины XX в.:

• системный подход к управлению;

• организационный потенциал и организационная культура;

• бихевиоризм;

• реинжиниринг;

• концепция внутренних рынков;

• теория институтов и институциональных измене­ний;

• теория альянсов;

• приоритет социальных целей.

На примере фаз промышленного развития США, представленных в табл.2. можно проследить стадии становления современного американского менеджмента, приведенных в табл.3, которые были обусловлены доминирующими факторами в производстве и науки управления.

 

Таблица 2.

Главные особенности трёх фаз промышленного развития США

Фаза массового производства (начало XXв. – до 30-х гг.) Фаза массового сбыта (30-60-е гг.) Постиндустриальная фаза (середина 60-х гг.)
1. Выпуск стандартной продукции 1. Выпуск дифференцированной продукции 1. Жесткая конкуренция
2. Рынок неограничен 2. Всплеск конкуренции 2. Быстрое устаревание основного капитала
3. Критерий – низкая себестоимость продукции 3. Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт 3. Интернационализация производства
4. Все внимание внутрь фирмы 4. Внимание к имиджу фирмы 4. Курс на решение стратегических задач и стратегического маркетинга
Девиз Генри Форда: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были дешевые» Состояние американского общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле» Питер Друкер: «Наступившее время – эпоха без закономерностей»

 

Таблица 3.

Стадии становления современного американского менеджмента

Стадии Содержание метода управления Характеристика и критерии управления
Пионерская, 1820 – 1900 гг. Традиционный метод управления, личные способности предпринимателя Предприниматель управляет сам лично; всё зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя; нарастает потребность в систематизации опыта управления и в обучении профессии менеджера
Организаци-онная, начало XX века Научный подход к организации управления, администрирование Возникает научная организация управления (НОУ) и отказ от традиционных методов; возрастает роль мастеров и инструкций; вводится учет времени и наблюдения; осуществляется нормирование труда; развиваются идеи сотрудничества работодателей с нанятым персоналом
Интеграционная, с 30-х гг. ХХ века Поведенческие подходы к организации управления Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятия существуют как для человека в качестве покупателя, так и для человека в качестве партнера в производственной и предпринимательской деятельности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.