Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы организаций




Классификация организаций

Организация как объект управления

ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Организация рассматривается как совокупность людей, структур объ­единенных для достижения какой-либо цели. Организации созда­ются для удовлетворения самых разных потребностей общества, отсюда и разнообразие организаций.

. Классификация организации важна по трем причинам:

1. нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования;

2. возможность установления количественных пропорций для создания соответствующей инфраструктуры, а именно подготовки кадров, контрольных служб и т.д.

3. принадлежность организации к определенной группе классификации показывает отношение к различным льготам, в том числе налоговым.

Организации можно представить в виде большого набора правовых форм и

организационных структур.

Организации могут быть 5 видов:

1. правительственные и неправительственные;

2. коммерческие и некоммерческие;

3. бюджетные и не бюджетные;

4. общественные и хозяйственные;

5. формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации:

1. по отраслевой принадлежности:

- промышленные;

- сельскохозяйственные;

- транспортные;

- торговые и др.

2. по самостоятельности принятия решений:

- головные или материнские;

- дочерние;

- зависимые.

Статус правительственной организациидается официальными органами власти. На правительственные организации распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным организациям относятся все другие, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей. У некоммерческих организаций основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов. Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Хозяйственные организации существуют для удовлетворения потребностей и интересов всего общества и поэтому концентрируются на внешней для организации среде.

Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации – это не зарегистрированные в государственном органе организации или в силу их малочисленности, или в силу других причин. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области: культуры, спорта, быта и др. и имеющие лидера, а также не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной организации. Основные причины вступления в неформальную организацию – это помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам, сплетням), возможность использовать различные варианты поведения и отношений.

Большие организации делятся на две части: управленческую и предпринимательскую. При этом каждая часть является юридическим лицом.

Управленческая часть оформляется в форме учреждения и сосредотачивает у себя стратегические, управленческие и маркетинговые функции. Предпринимательская часть в форме акционерных обществ, товариществ и других образований концентрирует обслуживающие и производственные функции.

По этому принципу строятся все корпорации и холдинги. Кроме организационных преимуществ, такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией.

К разновидности коммерческих и некоммерческих организаций относятся деловые организации, представленные на рисунке 8.

 

Рис. 8. Типы деловых организаций

Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой лежит способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами, а именно государством, местной властью, акционерными обществами и т.д.

Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Внутреннее регулирование деятельности в рамках организации осуществляется с помощью административно-управленческого аппарата.

 

Организационные формы классифицируются по двум типам:

1. единичные организационные формы, в которых среди учредителей не более одного юридического лица. Например, небольшие строительные фирмы, мастерские и т.д.

2. объединения на основе либо принципа кооперации, либо принципа концентрации.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1. зарегистрирована в установленном порядке;

2. имеет расчетный счет в банке;

3. имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4. отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6. может выполнять возложенные на неё обязательства;

7. имеет самостоятельный баланс или смету;

8. может быть истцом и ответчиком в суде.

Не юридическим лицом признается организация, которая не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Согласно статье 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы выглядят следующим образом (см. рисунок. 9 и табл.5, в которой представлены организационно-правовые формы.



Таблица 5

Типология организационно-правовых форм.

1. ассоциация 11. кооператив 21. синдикат  
2. банк 12. корпорация 22. тендер  
3. биржа 13.кондоминиум 23. товарищество  
4. венчур 14. консорциум   24. траст  
5. джоббер 15. концерн   25. трест
6. картель 16. концессия   26. финансово-промышленная группа (ФПГ)  
7. комбинат 17. общество   27. фирма  
8. компания 18. объединение   28. фонд  
9. конгломерат 19. предприятие   29. франчайз  
10. кооператив 20. пул   30. холдинг  

Венчур – это рисковые предприятия, занимающиеся научно-исследовательскими и инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений (инноваций), в том числе по заказам крупных фирм и государства.

Пул– форма монополистического объединения носящего обычно временный характер. Пулы бывают: торговые, банковские, биржевые, патентные и др. В них устанавливаются правила распределения расходов и прибыли, которые поступают сначала в общий фонд, а затем распределяются в заранее установленной пропорции.

Джоббер – фирма, скупающая отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.

Франчайз ( инг, зер, зи) – тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий. Эта сеть носит название франшиза. Она имеет торговую марку, объединяющую многих предпринимателей, которые соблюдают одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг. Наиболее важное условие франшизы – единые цены, которые устанавливаются и регулируются централизовано.

Во франшизе обязательно присутствуют две стороны: франчайзер и франчайзи. Франчайзер – это организатор дела, владелец генеральной лицензии, а франчайзи – это предприниматель, менеджер.

Кроме перечисленных выше 30 организационных форм имеются также следующие три основных типа фирм по функциональному назначению:

1. факторинговые (фактор-фирмы) фирмы. Обычно фактор-фирма является дочерней или зависимой фирмой какого-либо банка.

Основная технология факторинга: фактор-фирма покупает у своих клиентов неоплаченные их контрагентами счета; в течение 2-х – 3-х дней она оплачивает от 70 до 90% требований. Оставшиеся 10 – 30% клиент получает после оплаты счетов фактор-фирме контрагентами (с процентами).

2. инжиниринговые фирмы

Инжиниринг - это предоставление услуг клиенту при строительстве промышленных и других объектов. Цикл инжиниринга состоит из 5 этапов:

1. определение целесообразности проекта;

2. корректировка проекта относительно местности (привязка);

3. подготовка торгов на инженерно-строительные работы;

4. помощь в подготовке персонала;

5. наблюдение и консультации после сдачи объекта во время его эксплуатации.

По роду деятельности можно выделить инжиниринговые фирмы:

-инженерно-строительные;

-инженерно-исследовательские;

-инженерно-консультационные;

-консалтинговые по организации и управлению.

Лизинговые фирмы обычно представляют интересы банковских структур. Лизинг – это операции по аренде имущества на срок свыше 1 года. Договор аренды (лизинга) определяется как контракт между арендодателем и арендатором относительно найма последним определённого имущества, предоставленного производителем или поставщиком такого имущества. Арендодатель сохраняет за собой право собственности на это имущество




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.