Деятельность любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, должна быть направлена на сокращение ЖЦ своей продукции, т.к. это сокращает сроки оборота капиталовложений. Этот цикл проходит последовательно этапы, которые могут называться по разному, но содержание этапов остается одинаковым. ЖЦИ образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и носит итерационный характер. Реализованные этапы, начиная с самых ранних, могут циклически повторяться что, из-за изменения требований и/или внешних условий, введения дополнительных ограничений и т.п. приводит к изменениям в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах.
За термином ЖЦИ скрываются два понятия:
маркетинговый жизненный цикл, относящийся к поведению определенного вида продукции на рынке и завершается моральным износом и снятием с производства
функциональный жизненный цикл, связанный с функциональным предназначением изделия и завершается физическим износом и утилизацией.
Пример: персональные компьютеры. Маркетинговый жизненный цикл систем на базе Pentium II завершился, однако физически они успешно эксплуатируются во многих организациях. Очевидно, завершение маркетингового ЖЦ не означает прекращение поддержки функционального ЖЦ.
В стеке международных стандартах серии ISO 9004 (управление качеством продукции) определено и само понятие ЖЦИ, и этапы ЖЦИ::
маркетинг (поиск, изучение и анализ рынка);
замысел (заказ),
исследования разработка (проектирование) и/или разработка технических требований к создаваемой продукции,
материально-техническое снабжение;
подготовка и разработка технологических процессов;
сопровождение (совершенствование, модернизация, техническая помощь в обслуживании),
утилизация.
Каждый этап требует и времени, и денег. Некоторые этапы можно довольно точно рассчитать, например, производство, другие практически не возможно оценить. Но ни одним этапом нельзя пренебречь, и каждый вносит свой вклад в суммарные затраты. Они, в свою очередь, определяют возможный ценовой диапазон, а значит, и место на рынке производимого продукта/услуг, а, следовательно, рыночный успех
Классификация данных в связи со стадиями ЖЦИ
На каждой стадии ЖЦИ создается свой набор данных, который используется на последующих стадиях. В представленной ниже таблице приводится классификация данных в связи со стадиями ЖЦИ.
Стадии жизненного цикла изделия/услуг
Класс данных
Маркетинг
Проектирование и разработка
Производство, упаковка и хранение
Реализация
Установка и ввод в эксплуатацию, обслуживание, утилизация
Данные о продукции (изделии)
Маркетинговая (концептуальная) модель продукции
Конструкторская модель продукции
Производственно- технологическая модель продукции
Сбытовая модель продукции(цены, условия продаж и пр.)
Данные, необходимые для эксплуатации, ремонта и обслуживания изделия, данные о ходе эксплуатации
Данные о процессах в ходе жизненного цикла продукции
Модель процессов маркетинга
Модель процессов проектирования, разработки, планирования, закупок и т.д.
Модель процессов производства
Модель процессов продаж
Модель процессов эксплуатации, ремонта и обслуживания
Данные о среде, в которой происходят стадии жизненного цикла
Модели рынка и его сегментов
Модель инженерно- управленческой среды
Модель производственно-технологической среды
Модель среды сбыта (продаж)
Модель эксплуатационной среды
На каждом этапе жизненного цикла порождается определенный набор технических решений и отражающих их документов, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, принятые на предыдущем этапе (см. рисунок).
Конструкторские данные об изделии занимают значительную часть в объеме информации, используемой в ходе его ЖЦ. На основе этих данных решается ряд задач производства изделия, материально-технического снабжения, сбыта, эксплуатации и т.д.
Процесс управления этапами ЖЦИ относится к категории сложных объектов, которые состоят из большого числа взаимодействующих элементов и обладают свойством "поведения". Это означает, что:
воздействия процесса управления этапами ЖЦИ на окружающую среду достаточно разнообразны;
последовательность воздействий реализуется на основании некоторой системы правил, чаще всего связывающих данные воздействия с существующим в данный момент прошлым и будущим (прогнозируемым) состоянием внешней среды;
воздействия могут быть непредсказуемыми или частично предсказуемыми.
Ускорение прохождения этапов ЖЦИ создает конкурентные преимущества в борьбе за расширение или сохранение рынков сбыта. Это преимущество обеспечивается тем, что каждое следующее поколение продукции и/или услуг в определенном сегменте рынка должно становиться все более привлекательным для потребителей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление