Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие основных понятий инноватики в образовании




Материал для группы 2

Сегодня в области инновационного образования проводится масса исследований, складывается некоторый положительный опыт в этой области педагогики, это позволяет сказать нам, что в образовании формируется область науки инноватика. Но еще рано говорить о том, что сложился инновационный менеджмент как система управления развитием образования. Хотя серьезные разработки по управлению инновационными процессами в отечественной педагогической науке есть: внутришкольное управление инновациями на уровне директора и заместителя директора (О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, О.И.Моисеева, П.И.Третьяков, Л.А. Шипилина, Т.И.Шамова); управление инновационной деятельностью педагогов (Н. Дудина, Л.С.Подымова, В.А. Сластенин), управление инновационными процессами на муниципальном уровне (В.В.Кваша, И.А.Жуковский); управление развитием профессионализма учителя на уровне региональной системы обра­зования (И.И. Проданов и др.).

Новая область знаний - педагогическая инноватика – это сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. В теоретических исследованиях Н.Р. Юсуфбековой определены три основных ее блока: педагогическая неология, педагогическая аксиология, педагогическая праксиология. Первый блок рассматривает социально-педагогические источники нового, типологию нового и новаторов, условия создания нового, критерии новизны. Второй раздел посвящен вопросам о признании и непризнании «нового» педагогическим сообществом (процессы восприятия, освоения, оценки нового). Центральной темой последнего блока являются практические действия, связанные с внедрением нового в педагогическую практику. На практике все проблемы процесса обновления школьного образования, освященные в этих трех разделах, должны быть взаимосвязаны и решаться одновременно.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского.

Понятия педагогической инноватики не так просты и однозначны в семантическом отношении. По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in- в и novus- новое), а вот содержательно-смысловая интерпретация достаточно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.

В научной литературе можно встретить разнообразные подходы в определении категорий инновация, инновационное образование, инновационный процесс, инновационная деятельность, нововведение, новшество.

Причинами такого разнообразия является, прежде всего, то, что инноватика как область педагогики достаточно молода (около 50 лет назад начались отечественные исследования в этой области науки) и исследователи в своем поиске решения инновационных проблем опираются на опыт зарубежных коллег, который в свою очередь нарабатывался в основном в сферах экономик и производства.

Кроме того, само понятие «инновация» и все производные от него являются иностранными словами.

В русском толковании в основе этих терминов лежит слово «новый». В словаре С.И. Ожегова оно означает: впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Как видим, диапазон толкования достаточно широк, что создает некоторую трудность в определении производных терминов от слова «новый» (новшество, новация, нововведение).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.