Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое новшество




 

Новшество характеризует содержательную сторону инноваций, как процесса их реализации в педагогической практике:

- продукт современных тенденций в обществе и сфере образования (К. Ангеловски);

- средство - новый метод, методика, технология, учебная программа (М.М. Поташник);

- идея, являющаяся для конкретного лица новой (Э. Роджерс).

Это может быть и открытие, и опыт, незнакомый конкретному человеку или группе людей в данный момент времени. Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи.

Наиболее точной является позиция, изложенная французским исследователем Э. Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида:

во-первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало;

во-вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время:

в-третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей (цит по К. Ангеловски)

Педагогические новшества различаются:

- по предмету изменений (т.е. тому, что преобразуется с помощью этого новшества);

- глубине преобразований (т.е. степени радикальности изменения);

- масштабу преобразований;

- ресурсоемкости новшества (т.е. объему необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов);

- уровню разработанности (т.е. степени подготовленности новшества к внедрению).

Предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации учебно-воспитательного, управленческого и других процессов в школе. Одни новшества могут предусматривать изменения в одном-двух перечисленных выше компонентах, а другие — быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов.

По глубине преобразований новшества делят на модифицирующие и радикальные. Модифицирующие новшества обеспечивают усовершенствование, частичное изменение того, что уже используется (программы, методики, алгоритмы и т.п.). Радикальные новшества предполагают освоение принципиально новых идей, Радикальность новшеств относительна: изменения, которые для одних школ имеют характер радикальных, для других могут и не быть таковыми.

Масштаб новшества определяется объемом охватываемой им части школьной системы, а также степенью вовлеченности в его осуществление коллектива. По масштабу изменений различают локальные, модульные и системные новшества. Локальные новшества предусматривают небольшие изменения модифицирующего характера в узком участке школы. Примерами локальных нововведений являются разработка и использование учителями математики компьютерных программ-тренажеров, позволяющих совершенствовать вычислительные навыки учащихся; использование ЭВМ как демонстрирующего средства в процессе обучения. Модульные новшества предусматривают целостные изменения какой-то подсистемы- школы. К системным новшествам относят те, которые предполагают либо перестройку всей школы под какую-то общую идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего, например создание гимназии, лицея, колледжа.

По уровню разработанности различают новшества, полностью подготовленные к использованию, т.е. прошедшие апробацию и имеющие положительный опыт их использования в других школах, и новшества, недостаточно подготовленные к использованию.

Ресурсоемкость новшества определяется объемом временных материальных, трудовых, финансовых и иных затрат, необходимых для его освоения. (Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М., 1995. — С. 113 — 118; Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева. — М., 1997. — С. 231-235.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.