Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «инновации» в образовании




Среди исследователей возник спор, что неправомерно использовать термины «образовательная инновация», «педагогическая инновация». это возможно на разговорном уровне, но не на категориальном. П. Г.Щедровицкий говорит о том, что «... более правильно было бы говорить не об образовательных и педагогических инновациях, а об инновациях в педагогике, педагогических технологиях, в школе, в образовании, в подготовке кадров»84 Щедровицкий П. Г.Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании // Инновационное движение.... С. 72Щедровицкий П.Г. Кто первый сказал «а»? (Кризис инновационного движения и проблема управления). Учительская газета. № 25, 1996.

И то, и другое, как социальный механизм развития, является принадлежностью определённого состояния культуры общезначимого для любой сферы человеческой деятельности. В сфере науки педагогики если и могут быть инновации, то они скорее связаны со средствами труда, технологиями и инструментарием. Наука сама является «поставщиком» инновационных идей, поскольку призвана совершать открытия. Инновация, используя изменения, вызванные этим открытием, преобразует деятельность, меняет её характер, тем самым оказывает своё влияние на состояние культуры. Что касается искусства педагогики как профессиональной деятельности, реализуемой в педагогической системе, то она, безусловно может быть предметом и объектом инновации. (с.55 Герасимов)

По мнению М. В. Кларина, инновации в образовании выступают как средство и способ развития образования. При этом следует различать инновации в образовании и инновационное образование как способ организации педагогического процесса. См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1994

Попытка уточнить понятие в науке - это формирование своеобразного поля знаний, в котором все понимают друг друга адекватно обозначаемому явлению. (Герасимов, с.29)

Изучение подходов к определению понятий «инновация» и «нововведение», показывает, что здесь среди ученых также нет единства в понимании исследуемого феномена:

целостная, внутренне противоречивая и динамическая система, которая дифференцируется на две взаимосвязанных подсистемы: инновационный процесс (ИП) и жизненный цикл (динамика взаимодействия ИП с подсистемами окружающей среды), (Н.И. Лапин, И. Пригожин);

механизм использования инноваций, (Т.И. Шамова); процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций (А.П. Тряпицына); целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), выражающие переход из одного состояния в другое (В.С. Лазарев, М.М. Поташник).

Как видим, одни исследователи определяют «нововведение» как систему, другие - как механизм инноваций, третьи – процесс качественного изменения подсистем образования. Все это доказывает многоаспектность данного понятия и необходимость дальнейшего его исследования в направлении интеграции всех его сторон и проявлений.

В работах, посвященных изучению инноваций в педагогике, в научной и справочной литературе, мы также не находим единства взглядов на понимание сути данного понятия:

- процесс введения нового – нововведение (Краткий словарь иностранных слов).

- определяется как новообразование (Большой энциклопедический словарь);

- это процесс освоения нового средства (новшества), (М.М. Поташник, О.Г.Хомерики);

- создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень (В.В.Кваша);

- концепция обновления педагогической деятельности, связанная с иной, чем в массовой практике концепцией процесса становления личности ребенка (А.Н.Тубельский, А.И.Кочетов);

- это научная идея и технология ее реализации (А.П.Тряпицына);

- специфическую форму передового опыта, радикальное новшество (Т.И.Шамова, А.Я. Найн, П.И. Третьяков, Г.М. Тюлю).

Неоднозначное понимание рассматриваемого понятия связано с семантикой этого слова. “Инновация” в словаре иностранных слов толкуется как процесс введения нового – нововведение, а в большом энциклопедическом словаре оно определяется как новообразование, т.е. явление, возникшее в более поздний период развития чего-либо. Как видим, в первом толковании – это процесс, а во втором - результат.

Таким образом, диапазон толкования достаточно широк, что и создает определенную трудность в определении, с одной стороны, и объясняет наличие нескольких научных подходов к исследованию этой категории, с другой стороны.

А.Я. Найн, П.И. Третьяков, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова определяют педагогические инновации как специфическую форму передового опыта и отождествляют их с радикальными новшествами. Понятия “инновация” и “новшество” они различают по степени их новизны: радикальное и менее радикальное. Инновации понимаются авторами как радикальное новшество. Но возникает вопрос, чем отличается введение радикальных новшеств и менее радикальных в образовательную практику. Степень радикальности всегда относительна. Главное, чтобы выбранное новшество было рациональным и эффективным в плане развития образования, вообще, и образовательного учреждения, в частности.

Представители второго направления (В.П. Кваша, А.И. Кочетов) рассматривают «инновацию» как концепцию обновления педагогической деятельности, обеспечивающую ее вывод на желаемый уровень. Таким образом, авторы приравнивают понятия “инновация” и «инновационная деятельность».

Представители научной школы М.М.Поташника, В С.Лазарева придерживаются трактовки инновации как процесса внедрения. Ими за основу взят традиционный подход к пониманию «инновация» в сферах производства, экономики и бизнеса. Это понятие тождественно нововведению и определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), выражающие переход системы из одного состояния в другое. В их понимании инновации это процесс освоения средства. Такой упрощенный подход не раскрывает всей сложности этого процесса. (В. Лазарев)

Анализ показывает, что инновации - это процесс, который соотносится с уже существующей практикой и выходит за пределы нормированной деятельности, т.е. форма проявления научно-технического прогресса, и этот процесс способствует качественным изменениям объекта управления. Такой подход в толковании данного понятия позволяет согласиться с мнением исследователей, что инновации - один из самых сложных видов творчества и его нельзя отождествлять только с внедренческими процессами. Инновация «предполагает и воплощение того или иного содержания в ситуацию, в которой это содержание отсутствовало, и творение нового содержания как такового» (Пинский О. А. //Мир образования, 1997, №3,с.20-22). Данное толкование инноваций в образовании близко к определению на уровне международных стандартов, которые рассматривают ее как систему.

На макроуровне, исследуемые инновации представлены следующими типами:

инновация в образовании как особая область организации профессионально-специализированной деятельности продуктом своим обеспечивающей все сферы общества;

инновация в образовании как специфическая форма управления развитием образования, изменяющая структуру, содержание, организацию образовательного процесса, а так - же и собственно культуру управления.

Учеными МГПУ им. Ленина выделены показатели, характеризующие педагогические инновации:

- нацеленность инноваций на решение актуальных педагогических проблем;

- педагогическая инновация содержит новое решение этих проблем;

- инновация может быть использована в широкой педагогической практике;

- использование педагогической инновации должно приводить к обновлению педагогических процессов, получению качественно новых результатов (Ин. проц.ч.2, с.6).

 

Критерии педагогических инноваций (В.А. Сластенин Педагогика с.496-498)

 

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить oб эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических инноваций: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин).

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации.

Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении. Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении новаций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом условий организационного, методического, психологического характера. обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент "сопротивления" учителей к нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.