Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые исследования в сфере




военно-технического сотрудничества

Эффективно действующая система военно-технического сотрудничест­ва (ВТС) использует механизмы маркетинговых исследований, инвестиционно-инновационной деятельности в процессе создания продукции военного назначения, налаживания и поддержания контрактно-конкурсных отношений в сфере военно-технического сотрудничества и, наконец, механизм ценообразования на продукцию военного назначения.
Рассмотрим, как действуют эти механизмы в контексте оценки их реализуемости и результативности в рамках вертикально - интегрированной структуры системы ВТС.
Маркетинговые исследования
Основной объем исходной информации для выбора стратегии развития военно-технического сотрудничества должен формироваться в результате маркетинговой деятельности, проводимой по таким направлениям, как:

  • оценка импортной емкости мирового и региональных рынков вооружения;
  • прогнозирование основных факторов, воздействующих на национальные системы военно-технического сотрудничества;
  • анализ особенностей и направлений развития спроса и предложения на продукцию военного назначения) ПВН;
  • анализ форм и способов деятельности конкурентов, а также уровня конкурентоспособности предлагаемой ими продукции;
  • оценка динамики уровня цен на различные виды ПВН;
  • изучение правил государственного регулирования импорта в потенциальных странах - импортерах продукции военного назначения,
  • анализ требований нормативных актов (международных и национальных стандартов, действующих в странах-импортерах);
  • анализ товарной и фирменной структуры мирового и региональных рынков вооружения;
  • исследование патентной защищенности рынков;
  • оценка уровня прозрачности рынков и общего уровня конкурентоспособности ПВН на этих рынках;
  • текущая конъюнктура и т.д.


Изучение и использование этой информации должно обеспечить достижение главных целей маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества

- комплексное изучение мирового рынка вооружения,

планирование номенклатуры ПВН,

- разработка мероприятий по полному удовлетворению потребностей стран-импортеров, выявление потенциальных исполнителей,

- планирование и осуществление сбыта ПВН,

- активное воздействие на рынок и конъюнктуру, на организацию и управление производством продукции воен­ного назначения.

 


Рассмотрим два основных компонента маркетинга: внутренний и внешний.

Внутренний маркетинг должен обеспечивать изучение внутреннего рынка ПВН:

свойств и тактико-технических характеристик отечественной ПВН,

перспектив создания новых образцов,

поиск научно-технических дос­тижений, которые могут лечь в основу инновационно-инвестиционной дея­тельности в рамках военно-технического сотрудничества.

Внешний (экспортный) маркетинг, используемый для продвижения продукции военного назначения на мировой рынок вооружений, должен отличаться от внутреннего рядом особенностей, обусловленных требованиями мирового рынка вооружения к продукции военного назначения.

В частности, необходимо, чтобы она:

  • соответствовала мировому техническому уровню;
  • отвечала требованиям тех рынков, на которые она продвигается;
  • была надежной, безопасной и удобной в эксплуатации;
  • не уступала продукции военного назначения конкурентов;
  • имела современный дизайн, высокие эргономические характеристики;
  • была патентно-чистой;
  • имела соответствующий параметрический ряд, ориентированный на
    решение технических проблем, возникающих у иностранных заказчиков;
  • была обеспечена техническим обслуживанием и запчастями и т.д.

С учетом этого применительно к маркетинговой деятельности системы ВТС последовательность действий может заключаться в следующем.
После определения целей маркетинга и стратегий их достижения должна разрабатываться комплексная стратегическая программа, рассчитан­ная на перспективу

5-10 лет и предусматривающая решение главных задач обеспечения деятельности.

Затем, исходя из выбранной стратегии, разрабатывается общий (стратегический) план маркетинга (маркетинговая программа), который содержит набор средств достижения поставленных целей на от­дельных этапах и направлениях маркетинговой деятельности.
Далее, на основе полученных оценок проводится анализ дальнейшей экспортной политики государства в области военно-технического сотрудничества по следующим направлениям:


продолжение производства и экспорта продукции военного назначения;
доработка продукции военного назначения для превращения ее в продукцию «рыночной новизны»;
снятие устаревших видов продукции с производства;
создание продукции военного назначения «рыночной новизны» и подготовка ее к экспорту на определенные рынки и т.д.


В результате анализа по этим направлениям

определяется круг стран - потенциальных импортеров продукции военного назначения, из которого затем выбираются те рынки, на которых имеется перспективный развивающийся спрос на аналогичную продукцию. При этом принимается во внимание емкость рынка с тем, чтобы потенциальный рынок обеспечил окупаемость на его освоение.

Следующим этапом исследований является сегментация рынка, которая позволяет определить круг потребителей на каждом конкретном рынке и выявить их интересы и отношение к предлагаемой продукции военного назначения.

Завершающим этапом маркетинговых исследований является выработ­ка краткосрочных (на 1-1,5 года), среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 10-15 лет) прогнозов развития конъюнктуры выбранных рынков и всех их сегментов.
Общий алгоритм маркетинговых исследований в вертикально-интегрированной структуре в интересах формирования исходной информации для формирования стратегии развития системы военно-технического сотрудничества представлен на рис. 2.

 

Рис. 2. Алгоритм проведения маркетинговых исследований в ин­тересах формирования стратегии развития системы ВТС

Как известно, создание высокотехнологичной продукции военного назначения, не уступающей зарубежной, возможно только при своевременном создании научно-технического задела. Именно инвестиционно-инновационная деятельность в условиях рыночных отношений является основным средством создания новой продукции и получения экономического эффекта от ее реализации.
Инвестиции - поток вложений средств, отвлеченных с определенной целью от непосредственного потребления. Они, как правило, осуществляют­ся в рамках инвестиционных проектов — мероприятий (предложений), направленных на достижение определенных целей (экономических или внеэкономических) и требующих для своей реализации использования капитальных ресурсов (капиталообразующих инвестиций).
Обширная мировая практика реализации инвестиционных проектов позволила сформировать основные методологические принципы формирования инвестиционных проектов, выполнение которых позволяет обеспечить достижение поставленных экономических целей.

Соблюдение этих принципов в рамках инвестиционно-инновационной деятельности в системе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами способно существенно повысить качество вновь создаваемой продукции военного назначения и расширить рынки ее сбыта.
Реализация любого инвестиционного проекта предполагает превращение в неликвидную форму на относительно длительный срок некоторого объема финансовых ресурсов. При этом инициатор (оператор) проекта для его финансирования может либо использовать собственные средства, либо найти партнеров, согласных разделить риск на условиях участия в распреде­лении будущих доходов, либо обратиться к заимствованию средств на усло­виях срочности и возвратности (кредиты или облигационные займы). Соответственно и показатели оценки инвестиционных проектов для различных его участников будут различны.
В основе инвестиционного проекта лежит, как правило, инновация, под которой понимается производимый предприятием новый товар или услуга, или использование методов или средств, которые являются для него новыми и производят технические перемены.

Предприятие, которое первым соверша­ет техническую перемену, является инновационным, а его деятельность - инновационной. Предприятие, которое совершает то же действие, но позже, является имитатором, а его деятельность - имитационной.
Фактически инвестиционный проект является интегрирующим началом объединения всех компонентов организационно-экономического механизма повышения эффективности военно-технического сотрудничества.

Это подтверждается практикой реализации инвестиционной деятельности, в соответствии с которой, как правило, выделяются следующие этапы:
1. Планирование реализации инвестиционного проекта, исходными
предпосылками которого являются стратегические планы, заложенные в
концепцию функционирования системы, а именно: основные цели; базовые
сроки и максимальные уровни издержек осуществления проекта; потенциальные участники; принципы нейтрализации факторов риска; место реализа­ции проекта и т.д.

2. Финансирование инвестиционного проекта, в основе которого лежит
финансовый план инвестиционного проекта, предназначенный для упорядочения всего процесса финансирования и базирующийся на стратегии марке­тинга, предусматривающей оценку: деловой заинтересованности инвесторов в финансировании проекта; степени риска, которую может принять на себя инвестор; доля собственности, которую желает получить инвестор в резуль­тате осуществления проекта; достаточности потока доходов проекта и нало­говых преимуществ для обеспечения заинтересованности инвестора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.