Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическое воспитание




опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Это модель воспитания, опирающаяся на гуманистическую психологию, которая возникла в 50-60 гг. XX века в США (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Колли, К. Рождерс и др.) и признавала своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Одна из областей практического применения гуманистической психологии - психотерапия, но не менее важный ее прикладной аспект составляют проблемы воспитания и обучения, что обусловило возникновение нового понятия «гуманистическое воспитание».

Представители гуманистической психологии не принимали и психоанализ с выявлением скрытых влечений и переводом их в социально одобряемые формы поведения, и бихевиоризм с манипуляционным подходом к воспитанию.

Главные понятия гуманистической психологии - "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый индивид - это цель­ное и единое образование, неповторимая личность, поведение которой опреде­ляется врожденным стремлением человека к развитию данных природных спо­собностей, поиску своего смысл и жизненного пути, устремленности в будущее. Теоретической основой такого подхода является созданная Абрахамом Маслоу (1908 - 1970) концепция иерархии человеческих потребностей, в которой выс­шее место отводится стремлению в самоактуализации (раскрытию потенци­альных возможностей личности).

Задача воспитания - помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе вос­питательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (самоактуализация) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в раз­витии). При этом воспитатель организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятель­ность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Методы воспитания - дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Приемы в общении - Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт. Предлагается целый ряд психотерапевтиче­ских упражнений по самопознанию, улучшению самооценки для всех категорий людей, от детей до стариков.

Осуществляя гуманистическое воспитание, учитель (как терапевт в психотерапии) чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражает себя свободно; проявляет безус­ловное положительное отношение к ученику; проявляет эмпатию к ученику - способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.