КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель свободного воспитания
Рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Основные принципы свободного воспитания: 1) вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убежденностью в том, что любое внешнее воздействие на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; 2) сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности ребенка; 3) стимулирование активного отношения к жизни, культуре, деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; 4) трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; 5) понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; 6) организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления. Главная цель свободного воспитания - научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Воспитатель должен помочь ребенку понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных ситуациях. Воспитание при этом следует природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Родоначальником свободного воспитания в России является Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Свобода, которую ученый понимал как ненасильственное воздействие одного человека на другого с целью формирования у воспитанника нравственных привычек и качеств личности, выступает ведущим принципом в его педагогике. Л.Н. Толстой был убежден в том, что детям изначально присущи высокие моральные качества - доброта, правда, красота, гуманность, что каждый ребенок рождается совершенным от природы, а портится под влиянием окружающей среды, в том числе и под влияние традиционной школы. Созданная им на идеях свободного воспитания Яснополянская школа опиралась на следующие принципы, воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно, невозможно; воспитание портит, а не исправляет детей; чем больше испорчен ребенок, тем меньше его нужно воспитывать, тем больше ему надо свободы. Основной акцент Л.Н. Толстой делает на естественной атмосфере сотрудничества между учителем и учеником, на свободном общении между ними, что полностью исключает принуждение. Это благотворно сказывается на развитии заложенных у детей от природы активности, творческой деятельности. Свобода является ведущим принципом образовательной системы итальянского педагога, врача Марии Монтессори (1870 - 1952). По ее мнению, ребенок достигает высшего развития при условии наибольшей свободы, и школа должна давать простор его свободным и естественным проявлениям. М. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие личности подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребенка», она отрицала активную роль педагога, поскольку взрослые, навязывая детям свои установки, тормозят их естественное развитие. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы вмешиваться в естественный ход созревания, а наблюдать за ребенком, содействовать нормальному развитию жизни в ребенке. Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил. Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул-реакция-подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты. В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера. Бихевиоризм - направление в американской психологии XX века, придававшего особое значение стимульно-реактивному научению как главному объяснению человеческого поведения. Интерес американских психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К. Спенса, Б. Скиннера (30 - 40-е годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера (50-е годы XX в.), А. Бандуры (60 - 70-е годы XX в.) был направлен на наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. Мысли, сознание человека не подлежат изучению. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и изучать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологов и педагогов "в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу - определенную реакцию. Основные положения бихевиоризма, или науки о поведении, были изложены в 1913 г. американским психологом Джином Уотсоном (1878 - 1959). В работе «Психолого-педагогический уход за ребенком» основатель бихевиоризма отвергал природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести на приемы поощрения одних реакций и подавления других. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно...». Личность человека в бихевиоризме не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Тот или иной поведенческий акт - это реакция организма на стимулы внешней среды, различные жизненные ситуации. Формула "СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ" (S - R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Э. Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) или отрицательным (боль, наказание, замечание). Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления. Б. Скиннер сводит активность личности к поиску положительных подкреплений со стороны среды, общества: повторяются те поступки, закрепляется то поведение, которое получает положительную оценку Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные действия. поведение. Но психология утверждает, что поведение человека определяется системой ценностей, идеями, убеждениями, что деятельность носит целенаправленный активный характер. Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно би- хевиористы обратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения. Важное значение для воспитания имеют идеи об операционализации поведения, предполагающие обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения. Процесс воспитания в бихевиоризме должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. Технология поведения позволит программировать желаемое поведение людей и управлять его формированием. Задача школы и общества - формирование "функционального" человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению определенных ролей (например, США в 70- е гг. эти роли - гражданин, работник, семьянин, потребитель). В этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя, у которого нет собственной мотивации поведения. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Несомненно, формирование навыков поведения в самом широком смысле этого слова необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и определяет поведение человека.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |