Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель свободного воспитания




Рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно разви­вающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Основные принципы свободного воспитания: 1) вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убежденностью в том, что любое внешнее воздействие на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; 2) сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности ре­бенка; 3) стимулирование активного отношения к жизни, культуре, деятельно­сти и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; 4) трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответ­ствии с детской природой; 5) понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; 6) организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Главная цель свободного воспитания - научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Человеческую сущность индивида составляет совершаемый им вы­бор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедея­тельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Воспитатель должен помочь ребенку понять себя, осознать свои по­требности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в кон­кретных жизненных ситуациях. Воспитание при этом следует природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие.

Родоначальником свободного воспитания в России является Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Свобода, которую ученый понимал как ненасильст­венное воздействие одного человека на другого с целью формирования у воспи­танника нравственных привычек и качеств личности, выступает ведущим прин­ципом в его педагогике. Л.Н. Толстой был убежден в том, что детям изначально присущи высокие моральные качества - доброта, правда, красота, гуманность, что каждый ребенок рождается совершенным от природы, а портится под влия­нием окружающей среды, в том числе и под влияние традиционной школы.

Созданная им на идеях свободного воспитания Яснополянская школа опира­лась на следующие принципы, воспитание как умышленное формирование лю­дей по известным образцам неплодотворно, незаконно, невозможно; воспитание портит, а не исправляет детей; чем больше испорчен ребенок, тем меньше его нужно воспитывать, тем больше ему надо свободы. Основной акцент Л.Н. Тол­стой делает на естественной атмосфере сотрудничества между учителем и уче­ником, на свободном общении между ними, что полностью исключает принуж­дение. Это благотворно сказывается на развитии заложенных у детей от приро­ды активности, творческой деятельности.

Свобода является ведущим принципом образовательной системы итальян­ского педагога, врача Марии Монтессори (1870 - 1952). По ее мнению, ребе­нок достигает высшего развития при условии наибольшей свободы, и школа должна давать простор его свободным и естественным проявлениям. М. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие лично­сти подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного разви­тия ребенка», она отрицала активную роль педагога, поскольку взрослые, навя­зывая детям свои установки, тормозят их естественное развитие. Задача воспи­тателя состоит не в том, чтобы вмешиваться в естественный ход созревания, а наблюдать за ребенком, содействовать нормальному развитию жизни в ребенке.

Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил.

Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул-реакция-подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты. В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера.

Бихевиоризм - направление в американской психологии XX века, придавав­шего особое значение стимульно-реактивному научению как главному объясне­нию человеческого поведения. Интерес американских психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К. Спенса, Б. Скиннера (30 - 40-е годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера (50-е годы XX в.), А. Бандуры (60 - 70-е годы XX в.) был направлен на наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. Мысли, сознание человека не подлежат изучению. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и изучать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловлива­ют. И задача психологов и педагогов "в том, чтобы по реакции определить веро­ятный стимул, а по стимулу - определенную реакцию.

Основные положения бихевиоризма, или науки о поведении, были изложены в 1913 г. американским психологом Джином Уотсоном (1878 - 1959). В работе «Психолого-педагогический уход за ребенком» основатель бихевиоризма отвер­гал природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести на приемы поощрения одних реакций и подавления других. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им со­ответствующие условия, я выращу из них кого угодно...».

Личность человека в бихевиоризме не что иное, как совокупность поведен­ческих реакций, присущих данному человеку. Тот или иной поведенческий акт - это реакция организма на стимулы внешней среды, различные жизненные си­туации. Формула "СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ" (S - R) являлась ведущей в бихе­виоризме.

Закон эффекта Э. Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) или от­рицательным (боль, наказание, замечание). Поведение человека чаще всего вы­текает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает же­лание избежать отрицательного подкрепления. Б. Скиннер сводит активность личности к поиску положительных подкреплений со стороны среды, общества: повторяются те поступки, закрепляется то поведение, которое получает положи­тельную оценку

Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, дейст­вующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные дейст­вия. поведение. Но психология утверждает, что поведение человека определяет­ся системой ценностей, идеями, убеждениями, что деятельность носит целена­правленный активный характер.

Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно би- хевиористы обратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого де­монстрируемые образцы поведения. Важное значение для воспитания имеют идеи об операционализации поведения, предполагающие обозначение конкрет­ных, достижимых, привлекательных для ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и методы их достижения выявлены, со­здаются условия для тренировки поведения.

Процесс воспитания в бихевиоризме должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, вос­производимым и приводящим к проектируемым результатам. Технология пове­дения позволит программировать желаемое поведение людей и управлять его формированием. Задача школы и общества - формирование "функционального" человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной систе­ме, подготовленного к выполнению определенных ролей (например, США в 70- е гг. эти роли - гражданин, работник, семьянин, потребитель).

В этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность полу­чить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя, у которого нет собственной мотивации поведения. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Несомненно, формирование навыков поведения в самом широком смысле этого слова необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и опреде­ляет поведение человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.